Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
учебно-методический материал на тему

Перова Лидия Николаевна

Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности  и достигать более высоких жизненных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskoe_rayonnoe_mo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Л. Н. Перова,

учитель начальных классов, школа № 2 п. Добринка

    Основная задача школы заключается в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребенка, раскрывать его творческие способности, содействовать умственному, физическому, нравственному развитию личности.

Как известно, формирование классов происходит по возрастному принципу, очевидно, что дети имеют разный уровень знаний, подготовленности, способностей, тип мышления и, следовательно, не могут усваивать знания на одном уровне. Следовательно, необходимо найти формы и методы, которые способны решить эту проблему. На ее решение нацелено личностно-ориентированное обучение, а принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.

Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:

- обучающим должны быть известны уровни усвоения материала;

- задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности.

Ученик вправе сам выбрать задания. Он должен объективно оценивать свои знания и самостоятельно выбирать уровень, соответствующий его подготовленности.

Обучающиеся должны последовательно продвигаться по уровням: обязательная часть – базовый уровень, дополнительные сведения – средний и высокий уровни. К тем обучающимся, которые не усвоили базисный уровень, не предъявляются требования повышенного уровня.

   Кроме того, на уроке должен создаваться  положительный настрой на учебную деятельность. Для этого возможны стимулирующие действия учителя:

  • использование творческих заданий;
  • поощрение использования различных способов решения, а не одного;
  • оценивание не только ответа, но и самого процесса выполнения задания (логичность рассуждения, план действий);
  • разъяснение критериев для выставления оценки (правильность, самостоятельность и т. д.);
  • подробное объяснение домашнего задания, уделение внимания последовательности его выполнения.

    Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания.

    При изложении нового материала работа может строиться таким образом. Учитель подробно изучает с учащимися  программный материал, акцентируя внимание на базовом уровне. Следующий этап – закрепление – предполагает самостоятельную работу учеников. На этом этапе важно отследить уровень усвоения материала учащимися, выполняющими дифференцированные задания.

   На следующем – повышенном – уровне внимание уделяется заданиям творческого плана (кроссворды, загадки, ребусы), которые создают более полную картину полученных знаний, дополняет ранее изученное, помогают систематизировать и обобщать материал. Предполагается самостоятельное выполнение заданий.

   На уроке закрепления и обобщения ученики самостоятельно выбирают задания, соответствующие их уровню усвоения учебного материала.

   Разноуровневые задания должны соответствовать критериям выбранного уровня, быть доступными, посильными, ориентированными на базисный стандарт.

    Дифференциация по уровню творчества предполагает различные виды заданий. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Имена прилагательные» можно предложить такую работу.

   Первый уровень (низкий)

   Выберите из слов для справок подходящие по смыслу прилагательные.

   Заяц - …, яблоко…, погода…, солнце…, мороз…, дерево…

     Слова для справок: теплая, яркое, прыгает, трескучий, светит, высокое, падает, румяное, трусливый.

   Второй уровень (высокий). Творческая работа.

   Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Составьте и запишите предложения с одним из словосочетаний.

   Заяц…, …, яблоко…, погода…, солнце…, мороз…, дерево…

   На уроке литературного чтения во 2 классе после чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и беседы предлагаются следующие разноуровневые задания.

   Первый уровень (низкий)

   Даются два вопроса по содержанию и два смысловых вопроса.

  1. Почему обиделся Павлик?
  2. Как старик помог Павлику?
  3. Почему изменилось отношение окружающих к мальчику?
  4. Как вам помогали в жизни «волшебные» слова?

Второй уровень (высокий).

Придумайте пять вопросов к тексту. Задайте их одноклассникам.

Дифференциация работы по характеру помощи осуществляется следующим образом. Всем ученикам предлагается самостоятельная работа. Фронтальная работа под руководством учителя не предусматривается. Учащимся с более низким уровнем усвоения знаний предлагается дозированная помощь. Это может быть индивидуальное объяснение учителя либо карточки с различными видами помощи:

  • образцы рассуждений, способы решения, памятки по оформлению задания;
  • формулы, таблицы, правила;
  • иллюстрации, краткие записи, схемы;
  • неполное выполнение задания;
  • план выполнения задания, алгоритм;
  • вспомогательные вопросы, приводящие к правильному построению рассуждения.

Разноуровневые задания с различными видами помощи можно предложить на уроке математики во 2 классе.

Задача

Мама срезала 26 красных тюльпанов, а желтых – на 15 меньше. Сколько всего тюльпанов срезала мама?

Первый уровень (низкий)

Предлагается помощь в виде наводящих вопросов.

Ответьте на вопросы. Решите задачу.

  1. О чем говорится в задаче?
  2. Сколько красных тюльпанов сорвала мама?
  3. Мы знаем, сколько желтых тюльпанов срезала мама?
  4. Что значит «на 15 меньше»? Мы можем узнать, сколько желтых тюльпанов срезала мама? Каким действием?
  5. Каким действием вы найдете, сколько всего тюльпанов срезала мама?

Второй уровень (высокий).

   Самостоятельная работа. Использование творческого задания.

   Решите задачу.

   Мама срезала 26 красных тюльпанов, а желтых – на 15 меньше. Сколько всего тюльпанов срезала мама?

   Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие.

   Контроль знаний также подразумевает разноуровневую дифференциацию. Самостоятельные и контрольные работы могут иметь основную и дополнительную части.

       Приведем пример самостоятельной работы по русскому языку.

Парные согласные на конце слова

Задание 1.

Первый уровень (низкий)

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова.

   Гара.. – гаражи, зака.. – заказы, моро.. -  морозы, кла.. -  клады, горо.. – города, шала.. – шалаши.

  Второй уровень (средний)

  Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Гара(ш, ж) - …, зака(з, с) - …, моро( з, с) - …, кла(т, д)- …, горо(т, д - ….), шала(ш, ж) - …. .

   Третий уровень (высокий)

   Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

    Распределите слова в две группы. Составьте предложение с одним из слов.

Гара(ш, ж) - …, зака(з, с) - …, моро( з, с) - …, кла(т, д)- …, горо(т, д - ….), шала(ш, ж) - …. .

   Годовая проверочная работа по математике для 2 класса (УМК «Школа России», авторский коллектив под руководством М. И. Моро).

  1. Проверяем умение находить значение выражений в два действия.

Выпиши выражения, значения которых равны 14.

12 – 6 + 8                   11 – 4 + 9             7 + (13 – 6)

6 + 3 + 5                     16 – (11 – 9)        20 – (14 – 9)

2. Проверяем умение решать уравнения изученных видов.

Решите уравнения с проверкой.

х + 18 = 52                        34 -  y = 16

3. Проверяем умение решать текстовые задачи.

Решите задачу.

Коля записал на диск 3 мультфильма. Первый мультфильм длится 15 мин, второй – на 5 мин короче первого, а третий мультфильм идет столько, сколько первый и второй вместе. Сколько длится третий мультфильм?    

  1. Проверяем умение чертить прямоугольник, одну сторону которого нужно найти,  и вычислять его периметр.

 Начерти прямоугольник, длина которого равна 2 см, а ширина на 1 см меньше. Найди его периметр.

Дополнительная часть.

5*. Проверяем умение решать нестандартные задачи.

У Вали было 12 пряников. После того как она отдала 3 пряника Кате и несколько пряников Свете, у нее осталось 4 пряника. Сколько пряников Валя дала Свете?

6*.  Проверяем умение решать занимательные задачи.

Задумайте однозначное число. Прибавьте к нему сначала 32, о затем 38. В полученном числе зачеркните правую цифру. У вас получилось задуманное число? Объясните почему.

Ученикам, полностью овладевшим планируемыми результатами обучения и проявляющим математические способности, можно предлагать работу с выбором всех правильных ответов, так как она намного труднее всех остальных, которые предлагают выполнять обучающимся во 2 классе.

Работа с заданиями тестового характера с выбором всех правильных ответов.

  1. Эти числа меньше 95, но больше 87.

а) 88               б) 90           в) 85          г) 91          д) 96            е) 89

2. В этих числах цифра 7 обозначает количество отдельных единиц.

а)17               б) 72            в) 47          г) 67          д) 96             е) 74

3. Сумма этих чисел равна 83.

а) 84 и 1            б) 81 и 2           в) 88 и 5      

 г) 79 и 4           д) 60 и 23         е) 78 и 6

4. Эти неравенства верные.

а) 2 см 5 мм = 25 мм                     б) 1 м > 9 дм

в) 1 р. >100 к.                                г) 1 см < 9 мм

д) 100 мин >1 ч                             е) 100 см = 1 м

5. Эту фигуру можно назвать так:

а) квадрат;                        б) многоугольник;               в) четырехугольник;

г) пятиугольник;              д) прямоугольник;              е) треугольник.

6. Если уменьшаемое равно 11, а вычитаемое – 9, то разность равна:

а) 3;            б) 20;       в) 2;             г) произведению чисел 2 и 2;

д) сумме чисел 0 и 2;                    е) наименьшему однозначному числу.

7.   Значение выражения d + 7 равно:

а) 71, при d = 78;   б) 77, при d = 70;   в) 12, при d = 5;    г) 0, при d = 0;

д) 29, при d = 22;   е) 65, при d = 58.

8. Эти записи названы неправильно.

а) х + 8 = 12 -  уравнение;                  б) 9 – 4 – выражение;

в) 67 – 2 = 47 – верное равенство;      г) 29 – у – уравнение;

д) 45 + 6 > 50 – верное неравенство;    е) b + 32 – буквенное выражение.

9. Если число уменьшить на 2 десятка, то получится:

а) 56;        б) 74;      в) 96;         г) число, которое больше 73 на 1;

д) разность чисел 60 и 4;         е) сумма чисел 1 и 55.

10. Эти записи станут верными, если вместо * записать знак +.

а) 5 + 5 + 5 + 3 * 5 · 3;                  б) 18 · 2 * 18 = 18;

в) 1 + 1 + 1 + 1 * 1 · 4;                 г) 30 · 4 * 30 + 30 +;30;

д) 42 + 24 + 42 * 42 · 3                 е) 7 · 5 * 7 + 7 + 77 + 7.

11*. Периметр фигуры вычислили так: 4 + 8 + 4 + 8. Значит эту фигуру можно назвать:

а) треугольник;             б) пятиугольник;                        в) квадрат;

г) прямоугольник;        д) четырехугольник;                  е) многоугольник

  В результате организации образовательного процесса на основе технологий уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, как показывает опыт, повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению в учебной  и внеучебной деятельности; наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня; базисный минимум усваивают практически все обучающиеся.

   Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности  и достигать более высоких жизненных результатов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аналупо Н. Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучении // Начальная школа, 2013. № 3.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения...

Технология уровневой дифференциации в личностно – ориентированном подходе к обучению (В.В.Гузеев)

Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости - разноуровневое обучение, получившее в последние годы довольно широкое распространение в российской педагогической практике....