«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья по теме
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
КОЗЛОВА Г. В.
МБОУ «СОШ № 2 города Суздаля»
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
На протяжении многих лет работы в школе меня интересовали вопросы: почему не всем учащимся одинаково легко ориентироваться в современном потоке информации, какие же методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал информацию, полученную от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В свете новых образовательных стандартов 2 поколения одним из ведущих показательней уровня достижений учащихся является владение информационной компетентностью, умение добывать и пользоваться полученной информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleni._vipkro_3.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
КОЗЛОВА Г. В.
МБОУ «СОШ № 2 города Суздаля»
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
На протяжении многих лет работы в школе меня интересовали вопросы: почему не всем учащимся одинаково легко ориентироваться в современном потоке информации, какие же методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал информацию, полученную от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В свете новых образовательных стандартов 2 поколения одним из ведущих показательней уровня достижений учащихся является владение информационной компетентностью, умение добывать и пользоваться полученной информацией.
Важной предпосылкой возникновения данного вопроса являются противоречия, сложившиеся как в начальной школе в целом, так и конкретно в коллективе детей данного класса.
- Между ускоренным темпом развития современных технологий и неумением ориентироваться в потоке информации
- Между желанием учиться и несформированностью мотивации к продолжительному процессу обучения
- Между возможностью получить новые знания и неумением применить их в нестандартной ситуации
Последние годы педагогической деятельности мною ведется работа над темой «Развитие учебно-познавательного интереса младших школьников через метод проектов».
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставила без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательных интересов учащихся.
В условиях внедрения новых ФГОС необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является переход к ориентации на новые цели начального образования: научить младших школьников не получать новые знания, а учиться добывать их самим, пользуясь арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно – практической ситуации. Поэтому, в настоящее время школа не должна научить на всю жизнь, а должна научить учиться всю жизнь.
По данным тестирования родителей позволяют говорить о снижении интереса детей к обучению в целом, а конкретно к изучению русского языка, литературы, математики, окружающего мира. От этого зависит грамотность учащихся, техника чтения, их общая культура. Речь у многих бедна, слабы вычислительные навыки, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается, при решении задач в нестандартной форме по математике ребята испытывают огромные затруднения. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности. У ребят отсутствует способность заниматься критическим анализом, формирование собственного мнения и проявление уважения к мнению других.
Среди многообразия путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения уроков – проектов.
Общение между учениками, между ними и учителями, не являясь обособленным источником формирования познавательных интересов, оказывает значительное влияние, усиливая (или ослабляя) воздействие стимулов, поступающих от содержания и процесса деятельности. Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на уроках в процессе общения, объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострять переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее действие на познавательные интересы учащихся.
Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетентностями, средствами, помогающими организовать самообразование. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. Мой опыт представляет собой систему конкретных методических разработок уроков, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Актуальность данного вопроса в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и критичности мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Познавательный интерес выступает как ценный мотив учебной деятельности школьников.
Источниками формирования познавательных интересов учащихся являются:
* содержание учебного материала, которым овладевают школьники,
* многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся,
* общение между участниками учебного процесса.
С помощью внедрения в образовательный процесс уроков – проектов возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Метод проектов, который мной используются, является важным средством развития мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Уроки – проекты формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
Л.С.Выготский рассматривал интерес как естественный двигатель детского поведения. В обучении действуют много интересов. Главное, чтобы интерес был направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием. Познавательные интересы школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития, в процессе становления личности ученика.
Общие тенденции развития познавательных интересов:
- от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с “внутренней средой” самого школьника;
- от интереса нерасчлененного (“сам не знаю, что нравится”; “нравится всё”) к интересу всё более дифференцированному (к определенным областям учебных предметов);
- от интереса, подведенного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу более устойчивому, постоянному;
- от интереса поверхностного (к ярким, занимательным сторонам явления) к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».
Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные
условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Метод проектов-это педагогическая технология. Ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых ( порой и путем самообразования ( И. Д. Чечель ).
Е. С. Полат даёт определение « проекта» как метода и как педагогической технологии:
« В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве». А это один из важных требований обучения согласно новым образовательным стандартам. Внедрение метода проектов позволяет осуществить идею о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Для более эффективной реализации метода проекта в процессе обучения необходимо создать учебные условия. Такие, как:
- Предоставлять время и возможность для приобретения опыта участия в проектной деятельности.
Время необходимо, чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того, чтобы ими делиться. Надо уделять в классе достаточно времени для того, чтобы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения.
- Давать возможность учащимся размышлять.
Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а так же честной реакции на размышления других.
- Принимать различные идеи и мнения.
Теперь, когда учащиеся свободны размышлять, появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того, как отпрошено представления о том, что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений – это значит ограничить мышление учащегося. Для того, чтобы развивался учебно – познавательный интерес в классе, должна быть создана атмосфера, которая поощряла учащихся к мысли о том , что широкий диапазон мнений и идей о них ожидает и приветствуется .
- Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление, обмен идеями и мнениями, повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу.
- Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
Свободомыслие может быть рискованным. Идеи могут сходиться странными, забавными, а иногда противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигают «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия, которые смущают других участников работы. Учитель должен успокаивать учащихся, объясняя им, что это естественная часть учебного процесса. Важно так же объяснить, что издательство над идеями терпимо не будет, поскольку оно « удушает » мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают идеи, и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности
- Вселять веру в то, что каждый из учеников способен на суждения.
Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников, как будто без этого контроля умы у детей «пойдут в разнос»и внесут хаос в учебный процесс. На самом деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится, когда они поверят в то, что учитель уважает их идеи и представления, то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявлять к нему уважение, они так же начинают относиться более серьезно к этому процессу и его последствиям.
Развитие уровня учебного – познавательного интереса и компетенций школьников не может произойти спонтанно. Оно формируется в процессе целенаправленной работы с помощью уроков – проектов, которые мной реализуются в педагогической деятельности.
Использование данного метода, направленного на активизацию учебно-познавательного интереса, повышает интерес школьников к предметам, в целом влияет положительно на эффективность образовательного процесса в школе. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты. Этому свидетельствует проведенная диагностика.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, итоги участия в предметных олимпиадах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.
Мониторинг школьной мотивации (по результатам теста «Шарики») показывает рост таких видов мотивов, как «хочу все знать», «нравится учиться» и «интересно».
По результатам мониторинга оценки уровня сформированности учебно- познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) явно видна положительная динамика уровня устойчивого и обобщенного учебно-познавательного интереса.
Динамика развития умения работать с информацией положительная, а
выполнение задания на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (Г. А. Цукерман) показывает высокий уровень развития коммуникативных действий учащихся.
Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом.
Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, как они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к обучению, развивается коммуникативная, информационная компетенция и учебно – познавательный интерес младших школьников.
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.»
Г. Лихтенберг
Литература:
*Новые педагогические и информационные технологии / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - М., Академия, 2009.-272с.
*Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
*Лебедева Л. И., Иванова Е. В. «Метод проектов в продуктивном обучении»/ Школьные технологии, 2002 №5
* «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова М., «Просвещение»2010 г. с.58-59 и с. 132-133
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...
Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся.
Данная презентация раскрывает:актуальность, цели проектного обучения, этапы работы над проектом, классификацию проектов, оценку метода проектов, формы презентации и критерии успеха работы над пр...
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...
Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителяЗадачи мастер-класса: передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...
Методическая разработка по теме: "Метод проектов как средство развития исследовательской компетенции учащихся"
Данная методическая разработка имеет большую теоретическую базу. Важно уметь отличать работу над проектом и исследованием. Представлены как долгосрочные проекты, так и краткосрочные. Результативность ...
Учебные проекты, как средство исследовательских навыков и повышение качества знаний у младших школьников
Медоды работы над учебными проектами в начальной школе...
«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...