6. Метод проектов, как средство развития познавательной активности младших школьников.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная деятельность:
- даёт рост познавательной, творческой активности учащихся;
- раскрывает их творческий потенциал;
- формирует самостоятельность и ответственность;
- повышает мотивацию к обучению;
- расширяет кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_bespalaya_sv.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Педагогический проект
«Метод проектов как средство развития познавательной активности
младших школьников».
Сроки реализации проекта 4 года.
Автор: Беспалая Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
г. Лабытнанги 2021 г.
Содержание
Введение | 3-4 | |
I | Реферативная часть | |
1.1. | Теоретические основы метода проекта в начальных классах. | 5-6 |
1.2. | Что такое проект и метод проектов. | 6-7 |
1.3. | Какие универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности? | 7-8 |
1.4. | Типы проектов. | 8-10 |
II | Организация проектной деятельности в начальной школе. | |
2.1. | Вопросы по организации проектной деятельности. | 10 |
2.2. | Этапы, используемые при работе над проектом. | 10-12 |
2.3. | Когда и как начинать работу с детьми в направлении проектного обучения? | 13-14 |
2.4. | Сотрудничество ученика, учителя и родителей. | 14-16 |
2.5. | Риски при использовании метода проектов. | 16 |
III | Реализация проекта | |
3.1. | Этапы реализации проекта. | 16 |
3.2. | Диагностика учащихся. | 17 |
3.3. | Результативность участия в исследовательских проектах. | 17-18 |
IV. | Заключение. | 18-19 |
V. | Литература. | 19 |
VI. | Приложения. | 20… |
Введение
Актуальность темы
«Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты».
Об актуальности умения учиться говориться практически во всех документах ФГОС и требует от современного учителя активно использовать в образовательном процессе технологии деятельностного метода. Поэтому участие в проектно-исследовательской деятельности это одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.
Исходя из темы моего педагогического проекта была определена цель исследования:
- разработать и апробировать организацию образовательного процесса на основе проектно – исследовательской деятельности учащихся;
- развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
Объект исследования: исследовательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования: использование метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников.
Гипотеза: Считаю, что метод проектов это один из эффективных путей повышения эффективности образовательного процесса, основанный на деятельности учащихся.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющим формировать основы исследовательского творчества школьников;
- выстроить методическую деятельность по этому направлению в систему;
- подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме;
- организовать деятельность учащихся по проектно – исследовательским работам.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и синтез полученной информации, исходя из целей и задач исследования; планируемое наблюдение; анкетирование.
I. Реферативная часть
- . Теоретические основы метода проекта в начальных классах.
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей.
Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Е.С.Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного и деятельностного подхода в образовании были актуальны и значимы для педагогики почти век назад.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно - исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
- Что такое проект и метод проектов.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог;
- координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование социально адекватных способов поведения.
Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
- Какие универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?
Коммуникативные умения:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Регулятивные умения:
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Типы проектов.
В учебном процессе существуют различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.
Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.
Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
- монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
- межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
- надпредметные – выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
- внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
- внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
- региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
- международные – в них реализуется диалог культур.
Классификация может основываться по числу участников:
- индивидуальные (личностные);
- парные;
- групповые;
- общеклассные.
По продолжительности проекты могут быть:
- краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
- среднесрочные (1-2 месяца);
- долговременные (до года).
- Организация проектной деятельности в начальной школе.
- Вопросы по организации проектной деятельности.
Начиная работу над проектами, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:
- Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
- Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
- Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
- Какие критерии позволять учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
- Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все этапы проектной деятельности, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу же, как только начинается реальная проектная деятельность.
2.2 Этапы, используемые при работе над проектом.
1. Погружение в проект.
На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.
- Организационный этап.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках),
- Информационно – операционный этап.
Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью.
- Рефлексивно-оценочный этап.
На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.
При оценке процесса проектирования я предлагаю учащимся следующие вопросы:
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
- Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
- Насколько хорошо вы использовали время?
Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Таким образом, проект это «шесть П»;
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
- Когда и как начинать работу с детьми в направлении проектного обучения?
Считаю, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. «Красота вокруг нас», «Город букв», «Наш класс»)
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» («Дом Дружбы», «Живая Азбука», «Книга загадок»).
В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Народные пословицы», «Моя семья», стенгазеты «Обложки книг Маршака», «Наши мамы»)
Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах.
Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.
Содержание проектной деятельности по ФГОС создает условия для проявления самостоятельности и инициативы, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности. Проекты в данном учебно-методическом комплекте представлены по темам, на которых отводится специальная страница или разворот. Дети, используя материал учебника, сами определяют тему проекта, форму выполнения проекта или предлагают свою тему, источники, необходимые для выполнения работы и сроки.
Формируя навыки проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от личностных проектов («Моя семья», фоторассказ «Красота Ямала»), к групповым («Город букв», «Красота вокруг нас», «Наши мамы» и т.д.)
Длительность выполнения проекта в начальных классах целесообразно ограничивать 1-2 уроками или 1-2 неделями в урочно-внеклассных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
- Какие умения понадобятся для выполнения проекта?
- Каким образом вы можете приобрести данные умения?
- Где, впоследствии, вы можете приобрести данные умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью т.п.).
- Сотрудничество ученика, учителя и родителей.
Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.
Что значит проект для ученика?
Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.
Роль ученика:
- определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
- поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
- вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
- научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
- привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
- не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.
Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.
Роль учителя как руководителя проектной работой:
- организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
- создание комфортных условий для работы;
- составление удобного графика работы для ученика;
- изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
- постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
- помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
- организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.
Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.
Роль родителей:
- вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
- организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
- проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
- выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
- интересоваться работой ребёнка в школе;
- постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость, открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизни.
2.5 Риски при использовании метода проектов.
- Несоответствие способностей, наклонностей ученика теме проекта, навязываемой родителями и педагогами.
- У учителя нарастает нагрузка. Педагогу часто не хватает ни времени, ни сил на использование в практике своей работы метода проектов;
- Ученик попадает в стрессовую ситуацию (не каждый может справиться со стрессом);
- Проблема субъективной оценки проектов.
III. Реализация проекта
- Этапы реализации проекта:
Учебный год | Название этапа | Задачи |
1,2 год | конструктивно-преобразующий | 1.Изучение методической литературы по проектно – исследовательской деятельности. 2. Внедрение проектно – исследовательского метода обучения в учебную и внеурочную деятельность. 3. Диагностика учащихся. 4. Создание методической копилки по проектно – исследовательскому методу обучения. |
3,4 года | аналитико - трансляционный | 1. Анализ педагогической деятельности по использованию проектно – исследовательского метода обучения. 2. Выход на семинары, педагогические конференции с результатом и трансляция опыта работы в школе 3. Публикация статей учителей в педагогических журналах по обобщению опыта. 4. Организация учащихся на участие в конкурсах проектно – исследовательских работ. |
3.2 Диагностика учащихся.
Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:
1. Что тебе интересно больше всего?
2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать, больше?
- Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Если эти вопросы не помогли, необходимо проведение индивидуальной беседы с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Перед началом работы по внедрению проектно – исследовательской деятельности я попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности.
С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
- ставят своей целью узнать новое – 80% учащихся;
- узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 45%;
- хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками – 45%;
- хотели бы поделиться своими знаниями с учителем – 65%;
- хотят получить хорошую оценку – 50%
- Заключение.
Проектная деятельность это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что проектная деятельность:
- даёт рост познавательной, творческой активности учащихся;
- раскрывает их творческий потенциал;
- формирует самостоятельность и ответственность;
- повышает мотивацию к обучению;
- расширяет кругозор учащихся;
- создаёт условия для сотрудничества с родителями.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.
Список использованных источников
1. В.И. Загвазянский. «Как учителю провести эксперимент». Методическое пособие. Изд. Московское Общество России, 2008г..
2. А.И.Савенков. «Исследования на дому». Методические рекомендации, исследовательская работа школьников, 2002г.
3. Е.И. Белова. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать». Флинт, 2008г.
4. И.Д. Чечель. «Исследовательские проекты в обучении». Москва, 2009г.
5. ФГОС - Базовые документы - Концепция духовно-нравственного развития...
Интернет-ресурсы
2. proshkolu.ru
3. pedsovet.su
Приложение
Уважаемый ученик!
Поздравляю тебя с выполнением и защитой проекта. Предлагаю тебе оценить свой проект и исследовательскую работу над ним, отвечая на написанные ниже вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были точными и полными, объясняй свое мнение, позицию.
1.Что в твоей работе удалось лучше всего?
2. Удачно ли ты распределил время, выполняя исследование и проект?
3.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?
4.Доволен ли ты презентацией своего проекта?
5.Считаешь ли ты необходимым улучшить (доработать) свой проект?
6.Согласен ли ты с оценкой одноклассников твоего проекта ?
7.Какие эмоции, чувства ты испытал, работая над проектом?
8. За что бы ты сам себя похвалил после завершения проекта?
9. Какую пользу ты извлек для себя, работая над проектом?
10.Хотел бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?
Приложение
Памятка работы над проектом.
- Выбери тему проекта.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источником информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результат своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению свое проекта.
Приложение
Памятка для защиты проекта.
- Я подготовил проект на тему…
- В ходе работы над проектом я решил следующие задачи…
- В ходе проекта я решил проблему…
- Для своего проекта отобрал материал…
- Использовал такую литературу…
- Продукт моего проекта…
- Я хочу рассказать о…
- Я использовал эти рисунки и фотографии, потому что…
- Мне понравилось работать над проектом, так как я узнал…
- Мой продукт можно использовать … (продвижение проекта)
- Актуальность моего проекта заключается в том, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...
Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»...
Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников
Метод проектов, статья...
Метод проектов как средство развития познавательной деятельности у обучающихся в начальной школе. Презентация.
Презентация....
Итоговая работа на тему «Метод проектов как средство развития познавательной деятельности у обучающихся в начальной школе».
Итоговая работа по курсам повышения квалификации....
«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...