Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Учитель начальных классов, работающий по новым образовательным стандартам, призван научить ребёнка учиться, формируя универсальные учебные действия. Проблема в том, как их развивать, как мотивировать учащихся к самостоятельной активной деятельности. Решить данную проблему возможно путём отказа от традиционной системы обучения, ориентированной на передачу педагогом готовых знаний учащимся. В современной школе не обойтись без развивающей системы обучения, создающей условия для проявления познавательной активности учеников, для превращения учебной деятельности в учебную активность поисково-исследовательского типа, в активный поиск ответов на проблемные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-issledovaniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Чижова С.А., учитель начальных классов
высшей категории ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки
Безенчукского района Самарской области
Развитие исследовательских умений младших школьников
на уроках литературного чтения
Учитель начальных классов, работающий по новым образовательным стандартам, призван научить ребёнка учиться, формируя универсальные учебные действия. Проблема в том, как их развивать, как мотивировать учащихся к самостоятельной активной деятельности. Решить данную проблему возможно путём отказа от традиционной системы обучения, ориентированной на передачу педагогом готовых знаний учащимся. В современной школе не обойтись без развивающей системы обучения, создающей условия для проявления познавательной активности учеников, для превращения учебной деятельности в учебную активность поисково-исследовательского типа, в активный поиск ответов на проблемные вопросы. В данном случае секрет успеха кроется и в том, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.
Особенностью развивающей системы обучения является проблематизация содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности учащихся, организовать которую позволяет использование следующих методических приёмов создания проблемных ситуаций:
- Постановка проблемной задачи (с ошибкой, с избыточными или недостаточными данными, с противоречивыми данными).
- Подведение учащихся к противоречию и самостоятельный поиск ими его разрешения.
- Столкновение с противоречием в практической деятельности.
- Побуждение учащихся делать сравнения, выводы, обобщения, сопоставлять факты.
- Рассмотрение явлений с различных сторон, позиций.
- Определение для детей проблемных теоретических и практических заданий (например, исследование).
Проблемная ситуация действительно возникает, если у класса появляется эмоциональный отклик. Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения. На проблемном уроке, где возникает проблемная ситуация и осуществляется поиск её решения, ученик проходит полный цикл научного творчества. Организация и проведение творческих уроков, исследований требуют от учителя особого искусства, овладеть которым помогает знание методики проведения учебного исследования:
- Мотивация (создание проблемной ситуации).
- Исследование (поиск решения проблемы).
- Обмен информацией, организация информации (обмен мнениями, сортировка имеющихся данных, обоснование решения проблемы).
- Связывание информации (нахождение такой общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам).
- Подведение итогов, рефлексия (понимание решения проблемы).
Данная методика ориентирована на развитие творческого воображения. Именно воображение является основой творчества, т.к. опирается на чувства, а «чувство», как и мысль, движет творчеством человека, - утверждает Л.С. Выготский. Данный автор уверен в том, что развитие творческих способностей, креативности невозможно без развития воображения в детском возрасте: «отсутствие богатого воображения, проявляющееся в раннем детстве, впоследствии не компенсируется ничем».
В процессе обучения младших школьников наиболее благодатной «почвой» для развития воображения, а следовательно, и для развития творческих способностей являются уроки литературного чтения. Именно здесь ребёнок может получить необходимую свободу для фантазий, размышлений, чувств. Любое литературное произведение для ребёнка – это новое открытие, новый жизненный урок, новое поле для исследования. Для формирования яркого воображения ребёнку необходимо накопление жизненного опыта. Для того, чтобы ребёнок развивался как творческая личность, необходимо отсутствие «барьеров». Вот почему на уроке важна атмосфера доверия, поиска, диалога, рефлексии. Важно общение в ходе групповой работы.
Урок литературного чтения – это урок открытия нового знания о мире взаимоотношений, что, в свою очередь, способствует социализации учащихся. В процессе собственных открытий, совместной со сверстниками деятельности у ребёнка формируется активная жизненная позиция. Обогащённая развивающая на уроке среда способствует повышению мотивации, формированию потребности в самосовершенствовании. Использование проблемно-исследовательского метода позволяет сделать обучение не репродуктивным, когда учитель даёт знания в готовом виде, а творческим, когда в центре учебного процесса находится ученик со своими вопросами и ответами.
Уроки литературного чтения - благодатная почва для формирования критического мышления младших школьников.
Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Приёмы и стратегии развития критического мышления:
- кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди»;
- инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения;
- концептуальная таблица – полезна, когда предлагается сравнение трёх и более объектов или вопросов;
- синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....
"Сопровождение развития исследовательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения"
Представляю материалы выступления на МО учителей начальных классов "Сопровождение развития исследовательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения"....
"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"
Речь-это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут усваиваться знания. ...
Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса, так как современное общ...
презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"
Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...
Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.
В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе. Задачей явл...