Формирование развивающей среды первоклассников как основы системно-деятельностного подхода
презентация к уроку по теме
Главной отличительной особенностью ФГОС НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий главной целью развитие личности.Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_razvivayushchey_sredy_pervoklassnikov.rar | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование развивающей среды первоклассников как основа системно-деятельностного подхода.
Главной отличительной особенностью ФГОС НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий главной целью развитие личности. Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде , а добывает их сам в процессе собственной деятельности, направленной на открытие «нового знания».
Ключевое слово здесь – деятельность.
Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда. А что такое развивающая среда?
Значение термина «развивающая среда» надо понимать намного шире, чем набор специальных игр, плакатов и головоломок. Кто оказывает самое большое воздействие на ребенка? Родители, учителя, друзья во дворе. Вот они-то в совокупности и становятся основой развивающей среды.
Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения , которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки.
В нашей школе формирование развивающей среды ведётся по 2 направлениям:
-создание развивающей среды на уроках
- создание развивающей среды во внеурочной деятельности
Для создания развивающей среды на уроках мы используем:
- Учебные пособия фирмы «Спектра»;
- Интерактивные доски;
- Конструкторы фирмы LEGO DUPLO.
Создание развивающей среды на уроках
Мы используем учебные пособия фирмы “Спектра” как средство для совершенствования предметно-развивающей среды
Подготовка учителя к уроку в начальной школе требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным. Важным фактором создания таких условий стало использование дидактического развивающего материала»Спектра». . |
- сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка; - работать в своем темпе каждому ребенку, необходимом для формирования учебных действий. |
- Бусы
Обучение грамоте
Двадцать бусинок на верёвочке: по десять бусин красного и синего цвета.
Использование бус помогает определить количество согласных и гласных звуков в слове. Сдвигание бусин соответствующего цвета на середину (синие - согласные, красные – гласные).
Например: определи количество гласных звуков в слове "коза" определи количество согласных звуков в слове "машина".
Математика
Бусы используются на различных этапах урока, в зависимости от поставленных задач, поэтому количество упражнений определяет учитель.
Бусы от 1 до 10 можно использовать при формировании:
- понятия числа и развития вычислительных навыков;
- навыков прямого и обратного счета в пределах 10;
- знания числовой последовательности и порядкового счета;
- умения сравнивать количество объектов и числа;
- знаний о составе чисел первого десятка;
- отношений «больше на…», «меньше на…».
Виды заданий:
- пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);
- показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
- к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;
- показать 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;
- показать 3 красных бусины, а синих - на одну больше и др.
Возможности бус не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития мелких мышц пальцев и рук, а также для релаксации.
Упражнения для пальчиков:
- положить бусы на парту, пересчитывать бусины синие - правой рукой, красные - левой одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.;
- левой рукой бусы держать навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;
- взять бусы так, чтобы бусины были между ладоням, потереть ладошки.
- Кораблики
Обучение грамоте
Виды заданий:
- какие именно звуки входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, четвёртый и т. д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
Например: какой звук слышится между первым и третьим в слове лампа? Какой звук в слове мука слышится перед вторым звуком?
- определение количества гласных и согласных звуков в слове.
Каждый ребенок ставит перед собой по 2 кораблика. Мы обозначим синей фишкой согласные звуки, красной - гласные звуки. Учитель называет слово, а учащиеся выкладывают его схему.
Например: зонт, глаза, закат, ласка, коса, паста, коза, роза, сосна, маска.
Работа с пособием позволяет добиться следующих предметных результатов: находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква (в объеме изученного материала).
Математика
Математические кораблики можно использовать при формировании:
- понятия числа и развития вычислительных навыков;
- навыков прямого и обратного счета в пределах 20;
- знания числовой последовательности и порядкового счета;
- знаний о составе чисел первого и второго десятков;
- отношений «больше на…», «меньше на…»;
- о свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов,;
- умения решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на модель.
Виды заданий:
- пересчитать фишки в 1 кораблике, в двух корабликах и т.д. Обратный счет;
- к 1 красной фишке добавить 1 синюю фишку, еще 1 и т.д.;
- знакомство с цифрой и числом: к 3-м фишкам добавить 1. Сколько фишек стало? Какой цифрой обозначим? Какое это число?(4);
- определить состав числа. Показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
- в 2-х корабликах, стоящих в ряд, выложить 10 фишек красного цвета. Показать 6 -ю фишку слева, изменив ее цвет, 7-ю фишку справа , 3-ю после 4-й фишки и т.д.;
- показать 2 красных фишки, а синих на одну больше;
- выложить 3 синих фишки, столько же красных;
- решение примеров с переходом через разряд;
Например, 7+4. Детям предлагается выложить 7 фишек красного цвета (в двух корабликах), в 3-м – 4 синих. Затем дети дополняют 2-й кораблик (до 10) синими фишками и , видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счете число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11.
Возможности корабликов не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития внимания и логики.
Различные упражнения и игры представлены в методических рекомендациях к корабликам.
Упражнения на внимание:
- На магнитном плакате выставить фишки, например, 3 красных и 1 синюю. Детям показать в течение 30 секунд, затем закрыть и попросить, выложить такие же фишки в индивидуальных корабликах и в том же порядке.
- На магнитном плакате выставлены фишки с числами. Порядок чисел нарушен. Восстановить порядок чисел.
- На магнитном плакате несколько фишек с числами отсутствуют или стоят изнаночной стороной. Определить, какое число потерялось?
Упражнения на ориентирование в пространстве:
- на листе тетради поставить в верхний левый угол синюю фишку, в правый – красную, в нижний правый угол – красную, в центре – синюю, справа красную и т.д.;
- выложить из фишек треугольник, четырехугольник. Сколько фишек потребовалось?;
- выдаем тетрадный лист и кораблики, расставляем кораблики по углам. Какая фигура получилась? Затем диктуем алгоритм, с целью проверки абстрактного мышления: переставьте фишки так, чтобы получился треугольник (просматриваются все варианты предложенные детьми);
- возьми кораблик и поставь в верхний левый угол и т.д.;
- потрясите 5 фишек в руке и бросьте на лист – сколько красных, синих?;
- Палитра
Деревянная основа с кругами разного цвета и меняющимися карточками. Можно использовать карточки как по математике, так и по обучению грамоте.
Ребёнок учится определять:
- какие именно звуки, входят в состав слова;
- какова последовательность звуков в слове;
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
- соотнесение слова с подходящей схемой;
- закрепляет навыки вычислений.
Дети выбирают подходящий ответ ставят соответствующий по цвету кружок. После того как ученики выполнили работу, карточку переворачивают и проверяют.
Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу формирования универсальных учебных действий у детей. Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Это позволяет, в свою очередь, формировать коммуникативные учебные действия. С помощью пособий у учащихся формируются такие регулятивные учебные действия как контроль, оценка, саморегуляция.
- Магнитные плакаты.
«Птицы», «Обитатели леса», «Обитатели водоем», «Обитатели луга», «Обитатели поля» используем на уроках окружающего мира. К каждому плакату даются магнитные карточки.
- Плакат сотня
Используем для отработки навыков счета, при написании математического диктанта.
Использование интерактивной доски
О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр
Использование электронный приложений к учебникам УМК «Школа России» на интерактивной доске делают урок игровым, увлекательным.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Использование на уроках технологии и во внеурочной деятельности образовательных конструкторов LEGO DACTA (DUPLO).
Они вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.
Все материалы LEGO DACTA для младших школьников ориентированы на несколько ключевых способов получения детьми знаний на рассмотрение учебного процесса в следующих аспектах:
- формирование двигательных навыков
- развитие личности, развитие способности к самовыражению
- развитие навыков общения и осмысления мира
Наборы LEGO DACTA представляют большие возможности для осуществления проектной деятельности. Все проекты можно разделить на четыре группы:
- социальная среда (семья, взаимоотношения, роли, правила, сообщество)
- природа (живые существа, растения, природные и географические факторы)
- мир физических объектов (цвет, форма, размер, классификация, вес)
- мир математики (пространственные отношения, термины, числа, модели)
Все предлагаемые проекты способствуют:
- развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики (при конструировании, строительстве и манипуляции мелкими объектами)
- развитию речи и коммуникативных навыков (работая и играя вместе, дети рассказывают истории, формулируют свои идеи, играют в ролевые игры)
- развитию социальных навыков (сотрудничество детей в процессе строительства во время ролевых игр способствует их социализации)
- развитию когнитивных (познавательных) способностей (проектный подход подталкивает детей к исследованиям и решению различных задач)
Работа над каждым проектом состоит из трех этапов:
ЭТАП 1. Введение в тему проекта.
Работа начинается с рассматривания фотографии, на которой изображена сцена из реальной жизни. Идет обсуждение темы. Можно сходить на экскурсию, прочитать книги или посмотреть видеоматериал на соответствующую тему
ЭТАП 2. Конструирование и строительство.
Детям предлагается подумать, какие идеи могут прийти в голову в связи с предложенной темой. После этого учащиеся могут начать строить, используя комплект кирпичиков LEGO. Следует помнить, что не существует «верных» или «неверных» решений; обучение происходит в процессе созидания конструкции; таким образом, чтобы дети ни построили, это – правильно.
LEGO-кирпичики – не только для сборки. Немного воображения, нестандартный взгляд на вещи – и открывается неограниченное количество самых разнообразных возможностей.
Самые удачные проекты получаются тогда, когда способность творить не встречает никаких искусственно навязанных ограничений. В дополнение конструктору можно использовать картон, бечевки, ткань, глину и т.п.
Общение с детьми должно внушить им уверенность в ценности их идей и результатов практической деятельности. Это укрепит их уверенность в себе и побудит к дальнейшим экспериментам: ведь так называемые «ошибки» – это лишь повод научиться еще чему -нибудь.
ЭТАП 3. Исследования и ролевые игры.
Этап строительства – очень важный этап, но не менее важно «поиграть» с конструкцией: разыграть разные сюжеты или провести исследования. Дети должны рассказать о созданных конструкциях, провести экскурсию на «объект».
Создание развивающей среды во внеурочной деятельности
Второе направление в работе по созданию развивающей среды в школе – это внеурочная деятельность.
Современный ребёнок большую часть времени проводит в школе, и правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе , проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Наши ученики имеют возможность посещать занятия:
- «Робототехника»
- «Веселая иголочка»
- «Изониточка»
- «Театральная студия»
- «Английский клуб»
- Спортивные игры
- Теннис
- Хип-хоп. Бальные танцы.
В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом , укреплением здоровья, досугом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...
Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...
Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"
Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения их на практике....
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...