Формирование развивающей среды первоклассников как основы системно-деятельностного подхода
презентация к уроку по теме

Михайленкова Марина Владимировна

Главной отличительной особенностью ФГОС  НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий главной целью развитие личности.Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_razvivayushchey_sredy_pervoklassnikov.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование развивающей среды первоклассников как основа системно-деятельностного подхода.

Главной отличительной особенностью ФГОС  НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий главной целью развитие личности. Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде , а добывает их сам в процессе собственной деятельности, направленной на открытие «нового знания».

Ключевое слово здесь – деятельность.

Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.  А что такое развивающая среда? 

Значение термина «развивающая среда» надо понимать  намного шире, чем набор специальных игр, плакатов и головоломок. Кто оказывает самое большое воздействие на ребенка? Родители, учителя, друзья во дворе. Вот они-то в совокупности и становятся основой развивающей среды.

Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения ,  которые  помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки.

В нашей школе формирование  развивающей среды ведётся по 2 направлениям:

-создание развивающей среды на уроках

- создание развивающей среды во внеурочной деятельности

Для создания развивающей среды на уроках мы используем:

  1. Учебные пособия фирмы «Спектра»;
  2. Интерактивные доски;
  3. Конструкторы фирмы LEGO DUPLO.

Создание развивающей среды на уроках

Мы используем учебные пособия  фирмы “Спектра” как средство для совершенствования предметно-развивающей среды

        Подготовка учителя к уроку в начальной школе требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным. Важным фактором создания таких условий стало использование дидактического развивающего материала»Спектра».  .
Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Всем хочется рассмотреть, познакомиться поближе, поиграть с материалом. Стало понятным, что данные пособия помогут разнообразить деятельность учащихся на уроках, сделают процесс формирования универсальных учебных действий живым, увлекательным. Вокруг ребёнка создаётся творческая атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперёд.      Пособия позволяют легко осваивать материал, без особого напряжения, усталости. Это очень важно для первоклассников, так как они быстро утомляются, им сложно концентрировать своё внимание, овладевать учебным материалом. Дидактические пособия «Спектра» помогают развивать тактильные центры, благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями позволяет детям чаще двигаться на уроке, а учителю позволяет построить урок так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей. Важно
 для первого класса в учебном процессе использовать пособия Спектра, так как они помогают реализовать возможности:

      - сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
- повысить эффективность учебной деятельности школьников;
- повысить интенсивность урока и ввести элемент игры;
- организовать динамическую паузу;
- развивать мышление, речь, творческие способности;
- широко использовать деятельностный  метод обучения, когда каждый   ребенок получает знания самостоятельно;

     - работать в своем темпе каждому ребенку, необходимом для формирования учебных действий.

  1. Бусы

Обучение грамоте

Двадцать бусинок на верёвочке: по десять бусин красного и синего цвета.

Использование бус помогает определить количество согласных и гласных звуков в слове. Сдвигание бусин соответствующего цвета на середину (синие - согласные, красные – гласные).

 Например: определи количество гласных звуков в слове "коза" определи количество согласных звуков в слове "машина".

Математика

          Бусы  используются  на различных этапах урока,  в зависимости от поставленных  задач, поэтому  количество  упражнений  определяет учитель.

 

Бусы от 1 до 10  можно использовать при формировании:

  1. понятия числа и развития вычислительных навыков; 
  2. навыков прямого и обратного счета  в пределах 10;
  3. знания числовой последовательности и порядкового счета;
  4. умения сравнивать количество объектов и числа;
  5. знаний о составе чисел первого десятка;
  6. отношений «больше на…», «меньше на…».

Виды заданий:

  1. пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);
  2. показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
  3. к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;
  4. показать 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;
  5. показать 3 красных бусины, а синих  - на одну больше и др.

     Возможности  бус не ограничиваются математическими упражнениями, их  можно использовать для развития мелких мышц пальцев и  рук, а также  для релаксации.

Упражнения  для пальчиков:

  1. положить бусы на парту, пересчитывать бусины синие - правой рукой, красные - левой  одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.;
  2. левой рукой бусы держать  навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;
  3. взять бусы так, чтобы  бусины были между ладоням, потереть ладошки.

  1. Кораблики

Обучение грамоте

Виды заданий:

  1. какие именно звуки входят в состав слова;
  2. сколько всего звуков в слове;
  3. какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, четвёртый и т. д.);
  4. каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;

Например: какой звук слышится между первым и третьим в слове лампа? Какой звук в слове мука слышится перед вторым звуком?

  1. определение количества гласных и согласных звуков в слове.


Каждый ребенок ставит перед собой по 2 кораблика. Мы обозначим синей фишкой согласные звуки, красной -  гласные звуки. Учитель называет слово, а учащиеся выкладывают его схему.

 Например: зонт, глаза, закат, ласка, коса, паста, коза, роза, сосна, маска.

Работа с пособием позволяет добиться следующих предметных результатов: находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква (в объеме изученного материала).

Математика

Математические кораблики  можно использовать при формировании: 

  1. понятия числа и развития вычислительных навыков; 
  2. навыков прямого и обратного счета  в пределах 20;
  3. знания числовой последовательности и порядкового счета;
  4. знаний о составе чисел первого и второго десятков;
  5. отношений «больше на…», «меньше на…»;
  6. о  свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов,;
  7. умения решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на модель.

Виды заданий:

  1. пересчитать фишки в  1 кораблике, в двух корабликах и т.д. Обратный счет;
  2. к 1 красной фишке добавить 1 синюю фишку, еще 1 и т.д.;
  3. знакомство с цифрой и  числом: к 3-м фишкам добавить 1. Сколько фишек стало? Какой цифрой обозначим?  Какое это число?(4);
  1. определить состав числа. Показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
  1. в  2-х корабликах, стоящих в ряд,  выложить 10 фишек красного цвета. Показать 6 -ю фишку слева, изменив ее цвет, 7-ю фишку справа , 3-ю после 4-й фишки и т.д.;
  1. показать 2 красных фишки, а синих на одну больше;
  2. выложить 3 синих фишки, столько же красных;
  3. решение  примеров с переходом через разряд;

 Например, 7+4. Детям предлагается выложить 7 фишек красного цвета (в двух корабликах), в 3-м – 4 синих. Затем дети дополняют 2-й кораблик (до 10) синими фишками и , видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счете число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11.

Возможности  корабликов не ограничиваются математическими упражнениями, их  можно использовать для развития внимания и логики.

Различные упражнения и игры  представлены в методических рекомендациях к корабликам.

Упражнения на внимание:

  1. На магнитном плакате выставить фишки, например, 3 красных и 1 синюю. Детям показать в течение 30 секунд, затем закрыть и попросить,  выложить такие же фишки в индивидуальных корабликах и в том же порядке.
  2. На магнитном плакате выставлены фишки с числами. Порядок чисел нарушен. Восстановить порядок чисел.
  3. На магнитном плакате несколько фишек с числами отсутствуют или стоят изнаночной стороной. Определить, какое число потерялось?

Упражнения на ориентирование в пространстве:

  1. на листе тетради поставить в верхний левый угол синюю фишку, в правый – красную, в нижний правый угол – красную, в центре – синюю, справа красную и т.д.;   
  1. выложить из фишек треугольник, четырехугольник.  Сколько фишек  потребовалось?;
  2. выдаем тетрадный лист и кораблики, расставляем кораблики по углам. Какая фигура получилась? Затем диктуем алгоритм, с целью проверки абстрактного мышления: переставьте фишки так, чтобы получился треугольник (просматриваются все варианты предложенные детьми);
  3.  возьми кораблик и поставь в верхний левый угол и т.д.;
  4. потрясите 5 фишек в руке и бросьте на лист – сколько красных, синих?;

  1. Палитра

Деревянная основа с кругами разного цвета и меняющимися карточками. Можно использовать карточки как по математике, так и по обучению грамоте.

Ребёнок учится определять:

  1. какие именно звуки, входят в состав слова;
  2. какова последовательность звуков в слове;
  3. каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
  4. соотнесение слова с подходящей схемой;
  5. закрепляет навыки вычислений.

Дети выбирают подходящий ответ ставят соответствующий по цвету кружок. После того как ученики выполнили работу, карточку переворачивают и проверяют.

Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу формирования универсальных учебных действий у детей. Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Это позволяет, в свою очередь, формировать коммуникативные учебные действия. С помощью пособий у учащихся формируются такие регулятивные учебные действия как контроль, оценка, саморегуляция.

  1. Магнитные плакаты.

«Птицы», «Обитатели леса», «Обитатели водоем», «Обитатели луга», «Обитатели поля» используем на уроках окружающего мира. К каждому плакату даются магнитные карточки.

  1. Плакат сотня

Используем для отработки навыков счета, при написании математического диктанта.

Использование интерактивной доски

О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе

• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр

Использование электронный приложений к учебникам УМК «Школа России» на интерактивной доске делают урок игровым, увлекательным.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Использование на уроках технологии и во внеурочной деятельности образовательных конструкторов LEGO DACTA (DUPLO).

Они вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

Все материалы LEGO DACTA для младших школьников ориентированы на несколько ключевых способов получения детьми знаний на рассмотрение учебного процесса в следующих аспектах:

  1. формирование двигательных навыков
  2. развитие личности, развитие способности к самовыражению
  3. развитие навыков общения и осмысления мира

Наборы LEGO DACTA представляют большие возможности для осуществления проектной деятельности. Все проекты можно разделить на четыре группы:

  1. социальная среда (семья, взаимоотношения, роли, правила, сообщество)
  2. природа (живые существа, растения, природные и географические факторы)
  3. мир физических объектов (цвет, форма, размер, классификация, вес)
  4. мир математики (пространственные отношения, термины, числа, модели)

Все предлагаемые проекты способствуют:

  1. развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики (при конструировании, строительстве и манипуляции мелкими объектами)
  2. развитию речи и коммуникативных навыков (работая и играя вместе, дети рассказывают истории, формулируют свои идеи, играют в ролевые игры)
  3. развитию социальных навыков (сотрудничество детей в процессе строительства во время ролевых игр способствует их социализации)
  4. развитию когнитивных (познавательных) способностей (проектный подход подталкивает детей к исследованиям и решению различных задач)

Работа над каждым проектом состоит из трех этапов:

ЭТАП 1. Введение в тему проекта.

Работа начинается с рассматривания фотографии, на которой изображена сцена из реальной жизни. Идет обсуждение темы. Можно сходить на экскурсию, прочитать книги или посмотреть видеоматериал на соответствующую тему

ЭТАП 2. Конструирование и строительство.

Детям предлагается подумать, какие идеи могут прийти в голову в связи с предложенной темой. После этого учащиеся могут начать строить, используя комплект кирпичиков LEGO. Следует помнить, что не существует «верных» или «неверных» решений; обучение происходит в процессе созидания конструкции; таким образом, чтобы дети ни построили, это – правильно.

LEGO-кирпичики – не только для сборки. Немного воображения, нестандартный взгляд на вещи – и открывается неограниченное количество самых разнообразных возможностей.

Самые удачные проекты получаются тогда, когда способность творить не встречает никаких искусственно навязанных ограничений. В дополнение конструктору можно использовать картон, бечевки, ткань, глину и т.п.

Общение с детьми должно внушить им уверенность в ценности их идей и результатов практической деятельности. Это укрепит их уверенность в себе и побудит к дальнейшим экспериментам: ведь так называемые «ошибки» – это лишь повод научиться еще чему -нибудь.

ЭТАП 3. Исследования и ролевые игры.

Этап строительства – очень важный этап, но не менее важно «поиграть» с конструкцией: разыграть разные сюжеты или провести исследования. Дети должны рассказать о созданных конструкциях, провести экскурсию на «объект».

Создание развивающей среды во внеурочной деятельности

Второе направление в работе по созданию развивающей среды в школе – это внеурочная деятельность.

Современный ребёнок большую часть времени проводит в школе, и правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе , проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Наши ученики имеют возможность посещать занятия:

  1. «Робототехника»
  2. «Веселая иголочка»
  3. «Изониточка»
  4. «Театральная студия»
  5. «Английский клуб»
  6. Спортивные игры
  7. Теннис
  8. Хип-хоп. Бальные танцы.

В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом , укреплением здоровья, досугом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности

Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...

Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности

Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...

Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"

Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания  в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения  их на практике....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...