Статья "Некоторые аспекты работы по профилактике дислексии с учащимися с нарушениями интеллекта"
статья (1 класс) на тему
В статье раскрывается понятие "дислексия", даются методитеские рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты работы по профилактике дисграфии у учащихся с нарушениями интеллекта
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
Построение учебного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализации этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.
Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях учащихся, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорректировать и компенсировать.
В силу недостатков развития, к началу учебного обучения у детей с ОВЗ недостаточно практических знаний о языке, на которые они могли бы опираться непосредственно в процессе обучения. Это определяет введение в обучение более длительного пропедевтического (добукварного) периода задачи которого:
- восполнение пробелов дошкольного речевого развития;
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности, развитие приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Основными задачами уроков чтения в букварный и послебукварный период являются:
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- формирование умений полноценного воспринимать доступное по смыслу художественное произведение, эмоционально откликаться на его содержание;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого воображения;
- развитие словарного запаса и связной речи, усвоение сведений о родном языке;
- расширение и уточнение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире.
Навык чтения – сложный психофизиологический процесс – совместная деятельность зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Среди детей с нарушениями интеллекта с каждым годом неизменно растет число учащихся, имеющих значительные трудности при овладении навыками чтения. Если учащиеся в должные сроки не овладевают звукобуквенной символикой или же слабо формируется навык слогослияния, при чтении возникают стойкие замены, перестановки букв, слогов, то можно говорить уже о дислексии.
Дислекси́я (др.-греч. δυσ- – приставка, означающая нарушение + λέξις – речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Однако, все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию.
В процессе обучения детей чтению в целях предупреждения дислексии целесообразно использовать как можно шире дополнительные игровые приемы.
Рассмотрим на примере работы с буквами:
- выкладывание букв из палочек, веревочек, пластилиновых жгутиков, крупы (горох);
- ощупывание букв из наждачной бумаги с закрытыми глазами и узнавание их;
- обводка букв по трафарету с последующим раскрашиванием, штриховкой;
- рисование в крупе, песке, в воздухе;
- восстановление букв с недописанными элементами;
- узнавание букв в «зашумленных» картинках.
При выполнении заданий следует придерживаться определенных правил:
- Системность упражнений
- Большое количество и разнообразие упражнений
- Поэтапное усложнение заданий
- Индивидуальный подход
- Наглядность
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие личности учащихся с нарушением интеллекта
Представляется разработка рекомендаций по обеспечению целенаправленного развития личности учащихся с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида....
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено. Аномальные дети по различным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навы...
Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета
материал предназначен для работы педагогов с детьми с отклоненими в интеллектуальном развитии на уроках математики...
Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"
На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...
Внеклассное занятие по математике для учащихся с нарушением интеллекта начальной школы
Математическая игра «Крестики – нолики»...
доклад:"развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры"
. Совершенствование памяти у учащихся с нарушением интеллекта тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. лучшего запом...
Работа над слогослиянием, как одна из форм профилактики дислексии у учащихся 1 классов.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. ...