Статья "Некоторые аспекты работы по профилактике дислексии с учащимися с нарушениями интеллекта"
статья (1 класс) на тему

антонова инга владимировна

В статье раскрывается понятие "дислексия", даются методитеские рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты работы по профилактике дисграфии у учащихся с нарушениями интеллекта

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.        

Построение учебного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализации этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях учащихся, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорректировать и компенсировать.

В силу недостатков развития, к началу учебного обучения у детей с ОВЗ недостаточно практических знаний о языке, на которые они могли бы опираться непосредственно в процессе обучения. Это определяет введение в обучение более длительного пропедевтического (добукварного) периода задачи которого:

- восполнение пробелов дошкольного речевого развития;

- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения представлений об окружающем мире;

- развитие связной речи;

- формирование навыков учебной деятельности, развитие приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Основными задачами уроков чтения в букварный и послебукварный период являются:

- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- формирование умений полноценного воспринимать доступное по смыслу художественное произведение, эмоционально откликаться на его содержание;

- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого воображения;

- развитие словарного запаса и связной речи, усвоение сведений о родном языке;

- расширение и уточнение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире.

Навык чтения – сложный психофизиологический процесс – совместная деятельность зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Среди детей с нарушениями интеллекта с каждым годом неизменно растет число учащихся, имеющих значительные  трудности при овладении навыками чтения. Если учащиеся в должные сроки не овладевают звукобуквенной символикой или же слабо формируется навык слогослияния, при чтении возникают стойкие замены, перестановки букв, слогов, то можно говорить уже о дислексии.

Дислекси́я (др.-греч. δυσ- – приставка, означающая нарушение + λέξις – речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

        Однако, все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию.

        В процессе обучения детей чтению в целях предупреждения дислексии целесообразно использовать как можно шире дополнительные игровые приемы.

Рассмотрим на примере работы с буквами:

- выкладывание букв из палочек, веревочек, пластилиновых жгутиков, крупы (горох);

- ощупывание букв из наждачной бумаги с закрытыми глазами и узнавание их;

- обводка букв по трафарету с последующим раскрашиванием, штриховкой;

- рисование в крупе, песке, в воздухе;

- восстановление букв с недописанными элементами;

- узнавание букв в «зашумленных» картинках.

При выполнении заданий следует придерживаться определенных правил:

  1. Системность упражнений
  2. Большое количество и разнообразие упражнений
  3. Поэтапное усложнение заданий
  4. Индивидуальный подход
  5. Наглядность

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие личности учащихся с нарушением интеллекта

Представляется разработка рекомендаций по обеспечению целенаправленного развития личности учащихся с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида....

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Даже при значительном отставании детей от нормального развития  их состояние может быть улучшено. Аномальные дети по различным причинам лишены возможности усваивать новые знания и  навы...

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

материал предназначен для работы педагогов с детьми с отклоненими в интеллектуальном развитии на уроках математики...

Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"

На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...

доклад:"развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры"

. Совершенствование памяти у учащихся с нарушением интеллекта тесно связано с постановкой перед ними специальных   задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. лучшего запом...

Работа над слогослиянием, как одна из форм профилактики дислексии у учащихся 1 классов.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. ...