АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
методическая разработка (2 класс) на тему
Даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено. Аномальные дети по различным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_adaptatsionnyy_period.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 г Новороссийска
«АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА».
Учитель начальных классов: Павлюченко Н.Н.
г. Новороссийск
Специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Аномальные дети по различным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. С детьми, находящимися в специальных учреждениях, проводится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Однако не все умственно отсталые дети посещают специальные детские сады и тогда семья, берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия. Важную роль могут сыграть родители.
Для оказания полноценной помощи ребенку, родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственном развитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильно помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у умственно отсталых детей: от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении. Чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.
Ребенок с нарушением интеллекта, действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся дети. Именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашать гостей, организовывать игры, совместные прогулки.
Необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного правильного поведения, культуры общения, достигается, прежде всего, личным примером педагога и родителя.Манера поведения в различных общественных местах, внешний вид, становятся предметом подражания. Дети копируют поступки взрослых, поэтому нужно быть требовательным к себе, не допускать неуважительного отношения к ребенку, быть последовательным в своих действиях.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально – волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных ситуациях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне не зрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного поведения.
Педагог должен предупредить, нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки. Необходимо стараться вносить в жизнь ребенка, как можно больше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрые дела, на занятиях, приносящих радость. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям, т.е. ребенок вместо «хочу», должен заставить себя делать то, что «надо». Нельзя допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца. Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Прежде всего, это способность к целенаправленной психической деятельности, при которой достижение цели требует от ребенка определенных усилий воли, внимания, эмоционального напряжения. Ребенок в школе должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходства в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Важно, чтобы ребенок понимал разговорную речь и сам владел ею. Необходимо следить, как ребенок произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Умственно отсталые дети сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос: «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Для письма нужна ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики, мелких мышц кисти. Игры с мячом, занятия мозаикой, шитье по проколам помогут в этом. Младший школьник должен подводиться к тому, что учение – труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда и не то, что хочется в данный момент.
Сам по себе процесс адаптации к внезапному изменению окружающих условий жизни труден для индивида и требует от него определенного нервного напряжения, выработки или перестройки необходимых форм поведения. У детей из неблагополучных семей процесс адаптации протекает более тяжело, чем у детей из благополучных семей. В этот время у них страдает речевая и игровая активность. Ребенок неадекватно выражает свои эмоции, скован или безудержен в проявлении эмоциональных реакций на педагогическое воздействие, часто отказывается от общения не только с взрослыми, но и с детьми.
В зависимости от индивидуально-психологических свойств детей, уровня их социализации, адаптация к новым условиям жизни осуществляется в разные сроки: от нескольких недель до полугода.
Определены основные направления коррекционной работы в адаптационный период:
- Установление межличностных отношений между ребенком и взрослым, между детьми.
- Ознакомление с новыми условиями жизни.
- Участие детей в разных видах деятельности.
- Коррекция и развитие: психомоторных функций; слухового и зрительного внимания; эмоционально-волевой сферы.
Указанные направления реализуются в разные сроки адаптационно периода и в различных формах воздействия. В первые 2-3 недели устанавливается контакт с ребенком, большое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его личностных симпатий, привязанностей, отношение к прежним условиям жизни, а также происходит знакомство с режимными моментами и требованиями учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Школьные трудности у учащихся первых классов в адаптационный период"
Период адаптации у первоклассников происходит по разному. Одни быстро адаптируются, другие медленнее. Одни легко вливаются в новый коллектив, новый режим, другим приходится трудно. Это зав...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в адаптационный период.
Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования и к результатам освоения основно...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
Школьные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период.
Школьные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период....
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...
Занятие с учащимися первого класса во время адаптационного периода "Твой школьный друг-портфель"
Занятие с учащимися первого класса "твой школьный друг - портфель". Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе....