Работа над слогослиянием, как одна из форм профилактики дислексии у учащихся 1 классов.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Очень часто в решении этой проблемы основной акцент делается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Сегодня мне хотелось бы рассказать об автоматизации чтения слогов с уже усвоенными буквами, так как в коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Не владея этим, дети пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_nesovershennogo_navyka_chteniya_u_detey_psihokorrektsiya_detey.docx | 19.87 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа над слогослиянием, как одна из форм профилактики дислексии у учащихся 1 классов.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Очень часто в решении этой проблемы основной акцент делается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Сегодня мне хотелось бы рассказать об автоматизации чтения слогов с уже усвоенными буквами, так как в коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Не владея этим, дети пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения. Чтобы избежать этого и усилить развивающий эффект занятий, считаю целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. При этом угадывание невозможно. Ребенок вынужден опираться при выполнении задания только на навык слогослияния. На занятиях используются слоговые таблицы (1-8 слайд–рассказ о лучших друзьях и о товарищах)
При работе с таблицами логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному опознанию слога, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога. В каждой таблице должны сначала присутствуют только прямые слоги, потом, как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ). Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (5-6 раз в неделю) и частой смене таблиц. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.
9 слайд На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги, поэтому в свои занятия включаю упражнения по делению слов предложений и текста на слоги. Ребенку дается текст и предлагается вертикальными черточками разделить все слова на слоги( при этом ребенок должен четко помнить о лучших друзьях и товарищах).
(10 слайд) В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги (читают последующий слог, не прочитав предыдущий), затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют ее (регрессивное чтение). Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с «окошечком».
Существуют три модификации данного приема: а) листком бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в «окошечке»; б) второй вариант заключается в использовании «окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. Этот прием оставляет ребенку возможность при необходимости вернуться к прочитанной части слова; в)третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти и ускоряя темп чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, не только в школе, но и дома .
(11 и т.д.) Также для выработки правильного слогослияния и коррекции дислексии следующие виды упражнений:
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
2. «Найди лишнее слово»
3. Чтение цепочек слов, близких графическому облик
4. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию
В процессе всех этих упражнений мы готовим ребенка к уверенному владению навыком чтения, учим делению на слоги, переносу, правильной постановке ударения и фонетическому разбору слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слоговые таблицы МА КО СУ ЖИ ДЫ ХА ВУ ЛИ ГО НЯ ПЮ ТО ЗУ ФА ЦЫ МУ ЛА БА СА РО ЗО ЛЫ ВА БУ СЫ
Закрепление знаний о гласных м а к о с у ж и д ы з о л ы в а б у с ы п ю т о з у ф а ц ы х а в у л и г о н я М А К О С У Ж И Д Ы Х А В У Л И Г О Н Я П Ю Т О З У Ф А Ц Ы М У Л А Б А С А Р О З О Л Ы В А Б У С Ы
Закрепление знаний о согласных м а к о с у ж и д ы з о л ы в а б у с ы п ю т о з у ф а ц ы х а в у л и г о н я м а к о с у ж и д ы з о л ы в а б у с ы п ю т о з у ф а ц ы х а в у л и г о н я М А К О С У Ж И Д Ы Х А В У Л И Г О Н Я П Ю Т О З У Ф А Ц Ы М У Л А Б А С А Р О З О Л Ы В А Б У С Ы
Слияние в слоги м а к о с у ж и д ы з о л ы в а б у с ы п ю т о з у ф а ц ы х а в у л и г о н я м а к о с у ж и д ы з о л ы в а б у с ы п ю т о з у ф а ц ы х а в у л и г о н я М А К О С У Ж И Д Ы Х А В У Л И Г О Н Я П Ю Т О З У Ф А Ц Ы М У Л А Б А С А Р О З О Л Ы В А Б У С Ы
Слияние в слоги А С О М У С И Х Ы С Ю Г А Щ О С А Ц У С И Р У П А Й О Т Я Л У К А Ш О П А Р Ё Л
Чтение слоговых паровозиков
Автоматизация в словах
Деление предложений на слоги
Чтение с «окошечком»
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал - вбежал
Найди лишнее слово шляпа шляпа шляпы шляпа стол столб стол стол дом дом дом ком галка палка палка палка лапа лапа лапа липа попал пропал попал попал
Чтение слов, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию Ест-есть Галка – галька Уголь-угол Мел-мель
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки как одна из форм повышения мыслительной активности учащихся
С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, м...
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....
Мониторинговая система как одна из форм диагностики уровня обученности учащихся
Входной мониторинг по математике 3 класс по программе "Школа России"....
«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»
В статье раскрывается опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Статья "Некоторые аспекты работы по профилактике дислексии с учащимися с нарушениями интеллекта"
В статье раскрывается понятие "дислексия", даются методитеские рекомендации...
Доклад "Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся"
Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся...