Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета
статья по математике на тему
материал предназначен для работы педагогов с детьми с отклоненими в интеллектуальном развитии на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_matematike.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета
“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению знаниями.
Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия”
К. Д. Ушинский
В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические понятия. “Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств” Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету. В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Проблема активизации усвоения учащимися учебного материала на уроках математики охватывает широкий круг вопросов, решение которых достигается совместными усилиями психологии, педагогики, дидактики. В ряде исследований авторы (М. Н. Перова, И. Г. Терехова, В. В. Эк) отмечают, что успех обучения умственно отсталых школьников выполнению арифметических действий в большей степени зависит от того, насколько хорошо дети осознают смысл арифметических действий, знаковых обозначений, а достигается это за счет активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики
Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:
∙ “Исключи лишнее”;
∙ Назови число в правом верхнем углу;
∙ Прочти число, записанное зеленым цветом;
∙ Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);
∙ Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа): ...15,20,25,..., ....9, 18,27
∙ Найди различия. При формировании вычислительных навыков используются:
∙ Математическое лото. На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами.
“Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек. При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность. Разнообразие видов и форм устных упражнений привлекает внимание учащихся к заданиям, способствует формированию беглого счета, развивает интерес к математике, подготавливает учащихся к использованию полученных знаний по математике в повседневной жизни, при овладении профессией. Упражнения, выполняемые в классе, образуют определенную систему. Их цель не только закрепление изучаемого материала, но и формирование вводимых понятий, установление связи между вновь вводимыми и ранее изученными понятиями, развитие логического мышления:
∙ Занимательные квадраты: а) Определить сумму по диагонали; б) Определить каждое число (заполнить все клетки).
∙ “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
∙ Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
∙ Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы. Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций. Например: “Сколько детей сидело за праздничным столом, если после праздника на клеенке осталось 24 дырки и известно, что на каждой вилке 4 зубца?” После решения задачи дети делают вывод, как себя правильно вести за столом. Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению. Положительные эмоции, возникающие во время занятия устным счетом, активизируют деятельность ребенка, способствуют лучшему восприятию учебного материала, который связан с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения
Активизация познавательной деятельности способствует развитию и формированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме.
Литература: 1. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Владос, 2008. 2. Программа специальных общеобразовательных школ VIII вида. – М.: Владос, 2012. 3. Гринько Л. А. Научно-методический журнал. // Дефектология. – 1993. – № 2. 4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...
Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения
Конспект выступления на МО учителей начальных классов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...
Активизация познавательной деятельности детей с нарушением слуха во внеурочное время.
Материал представляет собой рекомендации по активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей во внеурочное время....
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...