"Творческая работа"
проект (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по внеурочной деятельности
Тема занятия: «Доброта спасет мир!»
Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы; продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева; на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;
Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления; развитие речи, обогащение и активизация словаря.
Воспитательная: помочь учащимся прийти к собственным способам решения поставленных вопросов; способствовать пониманию важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, доброта; продолжить знакомство с выдающимся человеком современности – Д.С.Лихачевым через его высказывания-письма; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.
Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: тексты книги «Письма о Добром», , толковый словарь, использование компьютерных технологий.
.
В начальной школе, как правило, мы обсуждаем «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы «Письма о добром» оставили след в душе ребят, и в итоге ребята научились бы серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.
- Приветствие.
- Тема урока «Уроки доброты Д.С.Лихачева. Хочешь быть счастливым – будь им!»
- Обращение к эпиграфу – слова Лихачева: «Доброта – это человеческое качество…».
- Стихотворение:
Давай поговорим о Доброте,
Что спрятана на донышке души,
О ней мы позабыли в суете,
Лишь старый клен о ней шумит…
Давай поговорим о Доброте…
- Обсуждение текстов.
- Построение «здания темы» - кластер:
Добро: любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, служение,, благотворительность, достоинство, смелость и мужество…
- Рефлексия. Что же самое важное в жизни человека?
Увеличивать добро в окружающем нас. Выводим формулу-вывод:
щеДрость милОсердие люБовь состРадание радОсть
Ход занятия:
Этап 1. Выявление имеющихся у детей знаний и представлений по теме занятия.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит,
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут!
Учитель:
В нашем классе есть своя эмблема - Цветок Добра и Хорошего настроения. «Это солнечный цветок, в котором отражена Земля, капля воды – источник жизни, доброе сердце, девиз «Добрый сердцем – правильный в поступках». На сегодняшнем занятии этот цветок будет с нами.
Положите мысленно цветок Добра и Хорошего настроения на обе ладошки. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, ваши души. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что чувствуете. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами в течение всего занятия. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. На ваших лицах я вижу улыбки, а это, значит, у Вас хорошее настроение. И вот с таким настроем мы и продолжим наш урок.
Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как быть счастливым: о взаимоотношениях в семье, взаимоотношениях в классе, в школе, как большой дружной семье, о заботе людей друг о друге, о некоторых важных жизненных принципах, без которых человеку трудно жить. Человек не может жить один, значит, нужно научиться хорошо жить с другими людьми, уметь находить «общий язык», заботиться не только о себе, но и об окружающих тебя людях.
- Кто заботится о вас? Как вы чувствуете, что Вы любимы, что о Вас заботятся? А вы проявляете заботу о ком-нибудь? Какие чувства Вы испытывали, когда о ком-то заботились? Занятие мы начнем с письма №7 «Что объединяет людей?».
Начинается письмо с «Этажей заботы». (Письмо № 7. стр. 30 – 3, отрывок). «Этажи заботы» - тонкое, точное, емкое название. Забота - это внимание, попечение, любовь, ответственность, уход; это то, что объединяет всех людей, независимо от возраста. Что же лежит в основе заботы? В основе ее лежат: любовь, внимание к ближним, ответственность за тех, кто рядом. Всему этому можно научиться именно в детском возрасте. Хотелось бы донести до Вас, ребята, мысль о том, что Вы, сами, должны научиться проявлять заботу по отношению к одноклассникам, учителям, школе. Ведь, каждый из Вас должен понимать, что класс – это большая дружная единая семья.
Этап 2. Получение новой информации.
Учитель:
- Д.С. Лихачев писал: «В семье забота сближает родных, в школе забота объединяет класс. В каждом классе заботливое отношение друг к другу создает добрую атмосферу. В городе забота объединяет горожан, а в стране – людей».
- Забота необходима каждому человеку. А как называются люди, которые ни о ком не заботятся, а думают только о себе?
(Эгоист - от слова «эгоизм» - себялюбие, предпочтение своих, своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Словарь С. И. Ожегова).
Человек должен быть заботлив, - пишет Д.С. Лихачев. - Не заботливый человек - скорее всего человек не добрый и не любящий никого. За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда те уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом».
- Вспомните, ребята, когда люди всей страны объединялись, чтобы проявить заботу о тех, кто рядом? Пожары, вследствие жаркой и сухой погоды, летом 2010 года уничтожили деревни и села в центральных и южных районах нашей страны – люди со всех уголков России, и не только России, но и других стран, проявили сострадание к погорельцам: высылали гуманитарную помощь, помогали тушить пожары, приглашали к себе для проживания людей, лишившихся жилья.
- Трагедия, которая произошла в маленьком городке Северной Осетии Беслане 1 сентября 2004 года не оставили равнодушным ни одного человека. Люди разных национальностей, разного возраста, разной веры со всех уголков земного шара проявили сочувствие к пострадавшим. В этот городок стали отправлять денежные переводы, посылки с вещами, медикаменты, игрушки для пострадавших детей, которые становились пусть, совсем крошечным, но все же утешением для какого-нибудь ребенка.
- Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью. Каждый человек обязательно должен уметь заботиться о других, и не только близких людях, потому что забота – это доброе дело, а добро не может быть глупо. Нужно начинать с себя. Забота человека о тех, кто рядом помогает человеку жить!
- Д.С. Лихачев выразил необыкновенно правильную и точную мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
- В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни? В чем, по мнению Д. С. Лихачева, самая большая цель в жизни? (Письмо № 3 «Самое большое», стр. 15-16, отрывок). Замечательные слова: « Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она охватывает все более широкий круг вопросов».
- Ребята, попробуйте прямо сейчас, на уроке, пожелать своим одноклассникам что-то светлое, доброе, теплое…Скажите, пожалуйста, как лично вы пытаетесь понравиться человеку, которому хотите понравиться? Д. С. Лихачев всем нам дал прекрасный совет: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». (Письмо № 4, стр. 20, отрывок).
- Человек духовно богатый тянется к людям, а люди тянутся к нему, никому не интересно общаться с «пустым» человеком. Иногда приходится слышать: «Мне не интересно с ним…, он – «пустышка». Мы попытались ответить на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?». А в чем же смысл жизни? (Письмо № 5, стр. 23- 24, отрывок). Через несколько лет вы вступите в период переходного возраста. Вы будете находиться в поиске себя. И в процессе этого поиска ребята часто оказываются на перепутье. Поэтому, я думаю, Вы еще не раз обратитесь к «Письмам о добром». Каждый человек хочет быть счастливым. Какого человека Вы бы могли назвать счастливым?
Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:
- «Какого человека ты назовешь счастливым»;
- «Что такое счастье?».
А вот, что пишет Д. С. Лихачев…(Письмо № 24, стр 104, отрывок). Не для кого не секрет, что человек, не знающий прошлого – мертвый человек. (Письмо № 27, стр113-114, Письмо № 41, стр. 214-215, отрывок).
- Как приятно долгими зимними вечерами посидеть в кругу семьи за просмотром семейных альбомов.
Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:
- «Мои семейные альбомы».
- Счастливый человек – человек добрый. Какие качества человека вы отнесете к добру? (Честность, бескорыстие, забота, сострадание…).
- Прочитайте на доске пословице о добре, запомните их, и старайтесь жить по ним:
- Добро делать спешить надобно.
- В большом сердце и далекое близко.
- Доброе дело питает и разум и тело.
- Доброта без разума пуста.
- За добро добром и платят.
- Доброму человеку весь мир – свой дом.
Этап 3. Обобщение.
Учитель:
- Д.С. Лихачев прожил большую счастливую жизнь. Он был замечательным человеком. Д. С. Лихачев сделал многое для сохранения и развития культуры нашей страны.
- с 30 октября по 28 ноября, в период «Лихачевских чтений», нас ждет экскурсия в школьный музей;
- в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» к нам придут ученики старших классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром». Это очень важный момент в школьной жизни, так как все мы – члены большой семьи - школы № 47 имени Д. С. Лихачева. Это имеет огромное воспитательное значение, так как в практике повседневной жизни старшие проявляют заботу о младших, делятся с ними своими чувствами, эмоциями, переживаниями, помогают разобраться в сложных жизненных вопросах.
- в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» мы сами будем участвовать в проведении уроков по теме, в конференции, посвященной Д. С. Лихачеву, выйдем к учащимся 1-2 х классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром», таким образом, мы внесем свой вклад в «Копилку добрых дел», проявим заботу о младших. Для нас с Вами - это продолжение большой и трудоемкой работы, своего рода настрой на традиции школы, определение главных нравственных ориентиров.
- какие новые важные мысли открываются, когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?
Этап 4. Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы.
I вариант:
- Размышления целесообразно завершить сочинением (эссе) (домашняя письменная работа), в котором ученики подведут итоги состоявшегося урока и изложат собственные рассуждения по затронутым вопросам.
Предлагаются темы для написания сочинений (эссе):
- «Кто и что меня воспитывает»;
- «Моя родословная».
II вариант:
- Творческих работы - рисунки на тему «Мои добрые дела» в портфолио классной копилки творческих работ учащихся – очередной шаг на пути осознания своего класса как школьного коллектива.
Заключительное слово учителя. Рекомендация прочесть «Письма...» полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161396-1355119005.jpg)
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-166918-1384682318.jpg)
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369854-1387363439.jpg)
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-373732-1388917305.jpg)
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-155836-1429995453.jpg)
Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"
В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-1003209-1660930171.jpg)
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079589-1541677200.jpg)
Формирование активной творческой личности средствами изучения природы родного края и выполнения творческих работ.
Материал содержит презентацию личного опыта работы по данной теме....