Статья "Технология проблемного диалога"
статья на тему

Галанова Наталья Евгеньевна

Технология проблемного диалога – ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога

(из опыта работы)

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ  НОШ № 30 г. Сургут

        Технология проблемного диалога – ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.  

Что же обозначает словосочетание  «проблемный диалог»? Первое слово- проблемный означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:

- постановка проблемы

- поиск решения.

        Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово диалог означает, что и постановку проблемы и поиск  решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

        Побуждающий диалог  представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. На этапе постановки проблемы учитель сначала создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний  путём проб и ошибок.

        Подводящий диалог  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог содействует, соответственно развивает, логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку  к новому знанию, т.е. обеспечивает  это «открытие» царственной дорогой.

        На проблемно - диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, т.е. задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу – бескорыстная, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим – он обеспечивает «открытие» знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Что происходит на традиционном уроке: постановка проблемы сводится к сообщению темы, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения  знания, т.е. объяснения  материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом традиционный урок – это урок бесконечного учительского монолога. Проблемно- диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. Центральную часть технологии составляет описание проблемно- диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя. Но урок, это не только методы, есть ещё формы и средства обучения.

Принято выделять групповую, парную  и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтален, так как нет никакой необходимости разбивать класс на группы для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Например, проблемная ситуация со сталкновением мнений, характерная для русского языка, прекрасно получается в групповой работе, а практическое задание на математике нужно давать фронтально.

К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения, опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке  создание опорного сигнала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно- диалогическом уроке  создание опорного сигнала обязательно  и технология конкретно описывает какие бывают опорные сигналы, кто (учитель или ученик), в какой момент урока создаёт опору и даже на какую часть доски опору лучше помещать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно- диалогических методов, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, они определяют выбор форм и средств.

Технология проблемного диалога результативна, она обеспечивает качественное усвоение материала, она развивает интеллект  и творческие способности, она воспитывает активную личность при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общий педагогический характер, т.е. её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов, учителя любых предметов, от русского языка и математики до таких практико-ориентированных предметов, как физическая культура.

        Технология проблемного диалога может быть использована в  любой Образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она уже реализована в Образовательной развивающей системе «Школа 2100». Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог, это лучший способ выиграть свою профессиональную жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Наталья Евгеньевна Галанова Технология проблемного диалога

Слайд 2

постановка проблемы; поиск решения побуждающий диалог; подводящий диалог Проблемный диалог

Слайд 3

Проблемно-диалогические методы Постановка проблемы Поиск решения Классификация методов обучения побуждение от проблемной ситуации побуждение к гипотезам и проверке подведение к теме подведение к знанию Традиционные методы сообщение темы сообщение знания

Слайд 4

групповая; парная; фронтальная Связи с формами обучения

Слайд 5

учебник; ТСО; опорные сигналы Связи со средствами обучения

Слайд 6

результативная; здоровьесберегающая; общепедагогическая; может использоваться в любой образовательной системе Технология проблемного диалога

Слайд 7

Проблемный диалог ВАШ КЛЮЧ к УСПЕХУ и ТВОРЧЕСТВУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный диалог на уроках в начальной школе

1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Доклад "Проблемный диалог"

   Одним из путей формирования способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроко...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...