ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
проект по теме
.....
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Мастером педагогического труда
скорее всего становится тот, который
почувствовал в себе исследователя.
В. А, Сухомлинский
Учителя, долгие годы работающие в школе знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее проявить себя как учителя, так и учащихся.
В условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности, проектная деятельность содержит огромный развивающий потенциал.
Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в медицине, организации разных сторон жизни и быта, они не обошли стороной и образование. Что касается школы и образования, то понятие «проектная деятельность» наиболее активно внедряется с конца 90-ых годов ХХ века в научно-практический обиход образовательной области «Технология».
Для чего учителю нужен проект?
- усилить положительную мотивацию обучения;
- обеспечить рациональное сочетание как получения теоретических знаний, так и их практического применения;
- выстроить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей для ребят личностный смысл.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источник получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности ребёнка |
Субъект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность младшего школьника:
● прежде всего имеет дидактический смысл – направлена на формирование способов познавательной и творческой деятельности;
● нацелена на «открытие себя» (не на получение объективно новых результатов);
● учебный проект целесообразно выполнять одному ученику от начала до конца
● главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;
● должна быть направлена на углубление общеобразовательной подготовки и развитие творческих способностей.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Презентация (защита) проекта – завершающий этап проектной деятельности – учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Формы представления детских проектов могут быть самые разные – от стенгазеты и книжки-малышки до размещения их на электронных дисках и в Интернете.
Главное отличие ученических проектов от профессиональных состоит в том, что они должны быть сугубо дидактическими, т.е. формировать определённые системы знаний, умений и навыков. Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель (в смысле её направленности на подготовку специалистов-проектировщиков). Она является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
Так случилось, что ещё во 2-ом классе серьёзно занялись разрешением проблемных вопросов, т.е. заложены основы исследовательской деятельности.
Всё началось с урока «Кто такие птицы?» Я задалась вопросами:
1) как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания;
2) как заинтересовать тематикой проекта;
3) как поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Именно у второклассников эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребёнок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
И я начала исподволь готовить учащихся. Первый проект у моих второклассников был «Они нуждаются в защите». Возраст учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому на первых порах они не смогут сформировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. Большинство предложений пока исходило от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно более ненавязчиво.
В работе над данным проектом ребята узнали много нового о жизни и повадках зимующих птиц, нарисовали и написали о них, организовали выставку «Птицы – наши друзья», собрали семена растений и овощей, крошки хлеба, зерна, сала для подкормки птиц, изготовили и повесили кормушки. А на презентацию результатов группового творчества пригласили гостей – учителей начальных классов.
Следующий проект – «Берегите – птиц!» Работая над этим проектом, мои ученики проявили больше самостоятельности и творчества: подобрали загадки и пословицы, приметы погоды, связанные с повадками птиц, составили таблицу перелёта перелётных птиц, вели наблюдение за гнездованием птиц, сделали скворечники. А на защиту данного проекта пригласили вожатых-шестиклассников.
В 4-ом классе подготовили и защитили проект по проблеме «Как появляются слова?» Данная проблема актуальна: состав слова в начальной школе рассматривается без учёта тесной взаимосвязи со словообразованием. Четвероклассникам, организуя и координируя работу как отдельных учеников и групп, так и всего класса, предоставила больше свободу действия и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению.
Ребята сами сочинили сказку про корень и иллюстрировали её, составили памятку разбора слов по составу, подбирали стихи, загадки, игры и игровые упражнения, собрали гербарий из листьев.
Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся овладевают умением работать с научно- популярной литературой, словарями, анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определённому вопросу.
Если над перечисленными проектами работал один класс, то над проектной неделей «Дружный класс – дружная школа» работали все начальные классы.
Конечным результатом данного проекта было представление о жизни своего класса и принятие правил для учащихся начальных классов нашей школы.
Ребята с удовольствием выполняют и индивидуальные проекты. Учащиеся 4-го класса Волкова Ксения с проектом «Чаваш халах улапе – кам вал?», Овчинникова Екатерина с проектом «Спорт в жизни нашей семьи» приняли участие в конкурсе «Я – исследователь».
Важно, чтобы дети становились творцами. Главное, чтобы направить учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.
Частенько проект выходит за пределы урока, класса, входит в дома учащихся, в мой собственный дом.
По-моему, творчески мыслящему учителю не составит особых затруднений организация простых и более сложных проектов на разных уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе.
Желаю успехов!
Васильева Людмила Ивановна,
учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
План семинара "Применение проектных технологий в целях развития одаренности детей"
Цель: распространение передового педагогического опыта в применении метода проектов в работе с одарёнными детьми....
Основные формы и методы активного обучения,как фактор развития младших школьников( из опыта…)
Методологическаой основой стандартов начального общего образования нового поколения.является системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
Обобщение по теме самообразования с презентацией...
Применение ИКТ-технологий для формирования УУД младших школьников
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифров...
Применение метода учебных проектов для развития младших школьников
В данной статье попытаюсь изложить собственное видение организации продуктивного обучения младших школьников, опираясь на практический опыт многолетней педагогической деятельности.Проектное обучение с...