Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
статья по зож (3 класс) на тему
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorvesberegayushchie_tekhnologii_2.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
на тему:
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Автор: Митягина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ – школы № 543 Московского района
г. Санкт-Петербурга
e-mail: irinamityagina1978@mail.ru
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
- Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:
Всем говорю я : «Здравствуйте,
С добрым утром, друзья.
День наступил прекрасный,
Потому, что в нем вы и я!»
Каждое утро первый урок мы начинаем с зарядки под музыку.
Ежедневно по утрам,
Зарядку делать надо нам.
Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяю различные приемы.
1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя получится»);
- внушение («Приступай же»);
- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотива («Нам это нужно для…»)
2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
-ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;
-формирование веры в успех:
-отметка достижений;
-концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.
- Организация учебного сотрудничества.
В своей работе применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
Например, на занятии «Мысли о здоровье» детям необходимо составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.
Аналогичная работа проходит по теме: «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях:
-при пожаре,
-при захвате террористами,
-при движении по улицам,
-при обращении с электроприборами,
-во время природных катастроф, и оформляют свою работу в виде проекта (плаката)
На такую работу отводится неделя. А затем на классном часе проводим защиту своих плакатов. Защита проходит в виде устных выступлений, и творческие работы групп затем помещаем в классном уголке.
- Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
-Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток:
- Физкультминутки под музыку.
- Упражнения, корректирующие осанку.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика.
Вдох пауза выдох
4 сек. 2 сек. 4 сек.
5 сек. 2 сек. 4 сек.
6 сек. 2 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
- Пение звуков.
Этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания.
Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь ( звуки). Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.
Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.
Звук А- снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
- Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.
Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.
- Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
-Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики)
-Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»
- Формулы самовнушения.
Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
- Включаю в тему урока.
Русский язык.
Ставлю на уроке проблему:
Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да и нет.) Почему?
-Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)
Работа с пословицами.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
Очень часто на уроке я использую, работу с пословицами, например, грамотно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Литературное чтение.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Приведу несколько примеров.
«Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
-Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
-Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
-Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
-Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Окружающий мир.
-Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
Почистив вечером зубы, не ем сладости.
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
-Можно съедать так много пирожных? Почему?
-Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
4. Правильное питание.
Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Работа в этом направлении проводится как на уроках, так на внеклассных занятиях.
Для того чтобы заинтересовать своих учеников, я использую прием «Пазлы». Дети знают и любят игру в пазлы, когда из отдельных деталей получается целая картинка, поэтому формулировка задания им понятна и близка. Прием заключается в следующем: ученики делятся на группы, выполняют определенное задание по теме, учатся сами, а затем свои знания передают всем. Таким образом, из частей, на которые условно разделена тема складывается целостное восприятие материала.
Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», класс поделили на группы, распределили задания, которые выглядели таким образом:
1-й пазл - «Пища – строительный материал».
2-й - «Пища, которая помогает нам расти».
3-й - «Пища, которая даёт нам энергию».
4-й - «Для чего жиры нужны».
5-й - «Где скрываются белки».
6-й - объяснить смысл пословицы «Человек голодный – ни на что не годный».
Выполнив свою часть задания, дети выступали перед остальными, обучая их. В результате у ребят сложилось полное представление о том, как следует правильно питаться.
Практикую эту методику начиная с первого класса. Ее можно использовать на любом предмете и во внеклассной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья, повышению качества знаний.
Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Список литературы.
1.Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
3. . Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
4. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
5. Харитонова Л.А. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Издательство Феникс, 2011.
6. Клокова Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторингов здоровья в образовательной среде школы. Методические рекомендации. М.: МИОО, 2010
7. Теоретические основы опыта Вывод Давлятчина Н.Н. «Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий» . Начальная школа. 2010. № 10.
8. «Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии». Начальная школа. 2010. № 10.
9. В. П. Ефимовой-Яраевой «Целители открывают секреты». Таврида. 1996.
10. http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4039.
11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=511155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии - обязательное условие обучения младших школьников
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять с...
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровье сберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
Обобщение по теме самообразования с презентацией...