Применение ИКТ-технологий для формирования УУД младших школьников
статья по теме
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в результате чего у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_dlya_pechati.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мещерякова Любава Борисовна,
МБОУ «Ключевская СОШ
Омского муниципального района
Омской области»
Применение ИКТ-технологий для формирования УУД
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Для современного человека понятие ИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни общераспространенные задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяя средства ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности.
Организация урочной и внеурочной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивает социальную компетентность и поисковую активность личности.
Работа с информацией как основа формирования коммуникативных УУД:
- первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации;
- умение работать с текстовыми документами, таблицами, схемами и иллюстрациями;
- умение использовать компьютерную технику;
- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках.
Познавательные УУД:
- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Личностные УУД:
- устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач;
- умение обнаруживать и подвергать сомнению недостоверность и противоречивость информации на основе имеющихся знаний и жизненного опыта, находить пути восполнения этих пробелов.
Рассмотрим на примере обобщающего урока окружающего мира во 2 классе. Тема урока «Наш дом – планета Земля». Цель: обобщение знаний по разделу «Земля – наш общий дом». Класс разделён на 5 групп, каждая выполняет своё задание: 1 - создать модель рельефа Земли; 2 - изобразить ландшафт нашей местности; 3 - составить памятку «Как не заблудиться в незнакомом месте»; 4 - составить словарик географических терминов; 5 - техническое обслуживание работы групп.
В ходе урока в результате выполнения учебных заданий у обучающихся формировались определённые УУД.
1группа – коммуникативные УУД:
- поиск, использование информации;
- умение работать с текстовыми документами;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные высказывания;
Познавательные УУД:
- поиск необходимой информации;
- создавать модели;
- строить речевые высказывания;
2группа – коммуникативные УУД:
- умения поиска, преобразования, использования информации;
- умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;
- умение использовать компьютерную технику;
- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- поиск необходимой информации;
- создавать и преобразовывать схемы;
- проводить сравнение;
- строить речевые высказывания;
3группа – коммуникативные УУД:
- умения поиска, преобразования, использования информации;
- умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;
- умение использовать компьютерную технику;
- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- поиск необходимой информации;
- создавать и преобразовывать схемы;
- строить речевые высказывания;
4группа – коммуникативные УУД:
- умения поиска, преобразования, использования информации;
- умение работать с текстовыми документами;
- поиск информации в различных источниках;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- поиск необходимой информации;
- проводить сравнение, анализ и синтез;
- строить речевые высказывания;
5группа – коммуникативные УУД:
- первоначальные умения передачи, хранения информации;
- умение использовать компьютерную (фото) технику;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планирование своей деятельности;
- осуществление контроля;
- оценивание.
Личностные УУД:
- устойчивый учебно-познавательный интерес;
Т.о., ИКТ-технологии способствуют развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД, что в свою очередь позволяет добиться выполнения требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ - как основа формирования УУД младших школьников
Презентация на тему: "Применение ИКТ - как основа формирования УУД младших школьников". Связь УУД с содержанием учебных предметов. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий УУД....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
Обобщение по теме самообразования с презентацией...
Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира
В статье говорится о применении инновационных педагогических технологий и описаны приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...
Актуальность информационно- коммуникационных технологий в формировании УУД младших школьников в условиях введения ФГОС НОО
Из опыта работы при дистанционном обучении...