Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
опыты и эксперименты на тему
Обобщение по теме самообразования с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_pedsovet.rar | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»
Обобщение опыта
по теме:
«Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников»
Учитель: Свиридова Т. В.
Содержание.
1. Введение.
1.1.Тема опыта
1.2. Основные приоритеты для педагогики оздоровления
1.3. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
1.4. Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.
2.Цели и задачи педагогического опыта.
3.Теоретическая часть.
3.1. Обоснование выбранной темы.
3.2. Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.
3.3. Результаты анализа изученной литературы.
4. Практическая часть.
5. Заключение.
6. Литература.
1. Введение.
1.1. Тема опыта: «Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников»
1.2. Основные приоритеты для педагогики оздоровления:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
1.3. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе.
В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в оздоровительную.
Известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
1.4. Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Проработав в школе 12 лет, я уже знала, с какими трудностями мне придется столкнуться:
- интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
- педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
- функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
- возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
- выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
- усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
2. Цели и задачи педагогического опыта.
Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия.
Задачи:
- сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.
- Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
- Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
3.Теоретическая часть.
3.1. Обоснование выбранной темы.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
3.2. Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.
Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.
Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:
- В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
- Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
- Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
3.3. Результаты анализа изученной литературы.
Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной литературе занимают важное место.
Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.Г.Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья — Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей».
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П. Вашлаевой, М.Я. Виленского, Т.К.Виноградовой.
Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (Л. Выготский, Н. К. Смирнов); медико-валеологическом (Н. М. Амосов, М. М. Безруких, Д. В. Колесов, М. М. Мельникова, Б. Н. Чумаков) и педагогическом (А. Г. Бусыгин, М. Я. Виленский, В. Е. Иванова) уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л. П. Вашлаевой, А. П. Видюка, А. А. Сидоренко, Е. И. Тороховой.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения.
3.4. Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата.
личность, образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума |
осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности |
УЧЕНИК |
самоконтроль и личностное саморазвитие |
регулярные занятия спортом |
физически, нравственно, духовно здоровая личность |
правильная организация своей жизнедеятельности |
Такими бы я хотела видеть своих учеников.
4. Практическая часть
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, важно, чтобы урок был «здоровьесберегающим».
1. Утренняя зарядка.
2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
- использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.)
- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
- Стихотворное начало урока.
3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.
- Планирую урок таким образом, чтобы плотность урока была не менее 60% и не более 75-80 %.
- Средняя продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут, рационально использовать от 4 до 5 видов учебной деятельности; частота чередования видов деятельности не позднее через 7 – 10 минут.
- Отсутствие однообразных методов обучения. Еще Выготский сказал: «Лень и утомление ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранного метода работы с данным ребенком».
- Рациональное применение технических средств обучения (уместность, целесообразность, соблюдение требований гигиены зрения).
- Стараюсь создавать доброжелательный психологический климат. Преобладание положительных эмоций.
- Строю работу таким образом, чтобы момент утомления (по снижению учебной активности) наступал не ранее, чем в конце урока.
- Осуществление опоры на ранее полученные знания. То есть изучение любого нового материала начинаю с определения границы между известным и неизвестным (что мы знаем, что мы не знаем, что должны узнать, каким образом это сделать).
- Наличие эмоциональных разрядок на уроке (количество 2 – 3). Это не только физминутки и гимнастика для глаз, но и эмоциональные энергизаторы, уместные шутки.
4. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
1. Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
2. - и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
- ходьба с правильной осанкой;
- ходьба с высоко поднятыми руками;
- ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
- лёгкий бег на носках.
-укреплению зрения,
1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.
3. Комплекс 1 (по Базарному):
- исходное положение сидя или стоя.
- сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
- крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза);
- руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);
- смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
- руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
- держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
3. «Жмурки»
Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.
4. «Письмо носом »
Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, - все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы.
5. Разглядывание удаленных предметов.
- пальчиковая гимнастика
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
******
Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.
Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
-отдых позвоночника,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице ( №1, №2,№3 ),
при головных болях рекомендуется
массировать височную область.
Ушной массаж
Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
- электронные физкультминутки
5. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум; - урок-исследование; - урок - творческая мастерская; - урок-конкурс; - урок - творческая игра; - урок-путешествие; - урок-викторина.
6. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах, - работа в парах сменного состава, - деятельность с элементами соревнования, -взаимооценка,
7. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
Игра «Домашние – дикие»
Предлагаю вам игру. Я называю животных. Если животное домашнее – хлопаем, если дикое – топаем.
(Корова, куры, волк, заяц, кролик, пчела, оса, морская свинка, лиса, кабан, свинья, белка, кошка, бобр.)
-развитие памяти, восприятия и наблюдательности;
Игра «Самый зоркий»
Вызывается по одному представителю от команды. Для этой игры необходимо иметь картинки (10-15 штук) с изображением предметов. Игрокам на несколько секунд на счет «Раз, два, три – внимательно смотри!» показывается та или иная картинка. Затем она смешивается с другими и ее необходимо отыскать среди них. Побеждает тот, кто первым найдет картинку.
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления.
Игра «Один лишний»
Дана группа предметов, например, береза, малина, дуб, сосна, липа. Что лишнее? Почему?
- развитие речи
Игра «Составить цепочку слов».
Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
Например: Сапог, газета, арбуз, запад, девочка и т.д.
8. Дифференцированное обучение. Реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
9. Вставки о здоровье. В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Математика.
На уроках математики использую задачи, которые несут элемент здоровьесберегающей технологии, вот несколько из них.
1. В сутки через легкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?
2. Петя и Маша стали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 грамм каши. Через 15 минут Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеет каша для растущего организма?
3. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходиться напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?
Русский язык.
1. Словарная работа
С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь.
Задание: Найди лишней продукт, который вреден для здоровья в больших количествах. (сахар). Почему?
После словарной работы провожу беседу о пользе овощей.
2. Тема: Глагол
Б.жит, зак.лялся, обл.вался, плавал, умывался, з.горал, кричал, ругался.
Задание: поставить в неопределенную форму только те глаголы, которые обозначают действие полезное для здоровья. Проверяем.
3. Списывание текста о здоровье.
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы повторяем ее вслух и пишем.
Литературное чтение.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Окружающий мир
1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
2. К теме « Введение». Природа и человек.
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Внеклассная работа.
Одно из направлений моей воспитательной программы называется Тропинка Здоровья. Поэтому на классных часах проводится целенаправленная работа по формированию ЗОЖ.
Мероприятия, направленные на формирование ПДД.
«Я иду в школу». Беседа по ПДД.
ПДД «Что значит быть ответственным?».
«Азбука дорожного движения. Дорога в школу и домой».
Игра «Красный, желтый, зеленый»
«Правила дорожные знать каждому положено».
«Что такое хорошо и что такое плохо» - по правилам дорожного движения.
Мероприятия по правилам пожарной безопасности
Огонь - наш друг и враг!
Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности.
Личная гигиена, режим дня.
Ролевая игра «Твой режим дня».
«Если хочешь быть здоров» - беседа-практикум.
Беседа «Гигиена и ее значение».
Беседа «Телевизор и твое здоровье».
Беседа – практикум «Будь аккуратным и чистым».
КВН «Мы и наше здоровье».
Игровая программа «Неожиданные встречи в Стране Здоровячков»
Беседа-диалог «Личная гигиена и гигиена помещений».
«Ослепительная улыбка на всю жизнь».
Беседа «Путь к доброму здоровью».
Беседа-практикум «Правила гигиены»
Мероприятие «Здоровье – богатство на все времена»
Вредные привычки
Беседа «Вредные привычки».
Классный час «Курить – здоровью вредить».
«Вредным привычкам скажем «НЕТ!»
Спортивные мероприятия
Классный час «Рыцарский турнир».
Спортивные соревнования.
Конкурсы и игры на свежем воздухе.
Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, смелые».
«Мама, папа, я – спортивная семья».
Веселые старты.
Традиционными стали Дни Здоровья, которые мы проводим один раз в четверть.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Ребенок и компьютер» и другие.
5. Заключение.
По окончании работы по этому направлению можно подвести итоги. Дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение всех 4-х лет с 1 по 4 классы.
Успеваемость и качество знаний учащихся
Отношение к здоровью
Количество неболевших детей за учебный год
Таким образом, применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- Сохранению и укреплению физического здоровья детей;
- Активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Я считаю, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
Конечно, здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито, не только духовно, но и физически.
Хочется закончить своё выступление словами Сократа «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
Литература
1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
2. Здоровьесберегающий урок. Автор-составитель И.И. Колисник. - Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.
3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе/ Начальная школа, 1996. - № 7. – с. 17 - 22.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
6. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2003. - № 9. – с. 88 – 94.
7. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.
8. Мониторинг охраны здоровья школьников. Автор-составитель И.И. Колисник. – Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.
9. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. - Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
10. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
11. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье.САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
12. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
13. Павлова М.А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника. САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
14. Приказ Министерства Образования Саратовской области №54 от 03.08.01 "О введении региональной программы "Основы здорового образа жизни"
15. Рагозинская Н.В. К проблеме преемственности начального и основного общего образования / Начальная школа, 2006. - № 6. – Библиотечка учителя. Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
16. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации здоровья / Начальная школа, 2001. - № 11. – с. 10 – 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...
Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.
Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии - обязательное условие обучения младших школьников
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять с...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....