Написание слов типа орёл и Орёл.
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для второо класса по программе 2100
Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Задачи:
1. Повторить правило правописания заглавной буквы в кличках животных;
2. Различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл;
3. Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к ''живому cлову'';
4. Развивать речь через построение диалогов, монологов;
5. Воспитывать любовь к животным.
Тип урока: Открытие нового знания с компьютерной поддержкой.
Вид урока: урок - дискуссия.
Методы: словесный, наглядный, практический,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok1.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Написание слов типа орёл и Орёл.
Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Задачи:
- Повторить правило правописания заглавной буквы в кличках животных;
- Различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл;
- Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к ''живому cлову'';
- Развивать речь через построение диалогов, монологов;
- Воспитывать любовь к животным.
Тип урока: Открытие нового знания с компьютерной поддержкой.
Вид урока: урок - дискуссия.
Методы: словесный, наглядный, практический,
Образовательная технология: информационно-коммуникационная.
Планируемый результат:
Личностные:
Внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметные:
Познавательные:
Моделирование, а также широкий спектр логических действий: развитие речи, мышление, внимание, памяти, анализ.
Регулятивные:
Типы учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование ее и реализация (в том числе во внутреннем плане), контроль и оценка своих действий, коррекция своих знаний.
Коммуникативные:
Учёт позиция собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватная передача информации и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметные задачи:
Обучающиеся научатся:
- применять правило написание слов типа орёл и Орёл;
- проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры на изучаемую орфограмму;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, учебники, тетради на печатной основе.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий/ время использования | ||||||
регулятивная | познавательная | коммуникативная | |||||||
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности | |||||||||
Личностные: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредмет-ные: познавательные:- осознание необходимости нового знания. Регулятивные: - принятие учебной задачи; - оценка правильности выполнения действий. Коммуника-тивные: - слушание и понимание речи других. | Мини-опрос. – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? – Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним? | -Отвечают на вопросы учителя. | - Применяют и сохраняют учебную цель и задачи; - самостоятельно оценивают свою готовность к уроку | - Слушают учителя; - строят понятные для собеседника высказывания. | |||||
Этап 2: Актуализация опорных знаний | |||||||||
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Метапредмет-ные: Познаватель-ные: - анализ, синтез, обобщение; - построение речевого высказывания в устной форме, рассуждение. Регулятивные: - постановка учебной задачи; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; - выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные - высказывание разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве; - построение понятных для партнера высказываний. Предметные: - повторение правила написания слов, обозначающих клички животных. | Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую кличку вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...) – Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.) Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Это у людей имена, а у животных – клички.) – А как же кот Матроскин? Он же утверждает, что это фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.). | - предполагают тему урока; -осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; -анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; -работают с информацией | - Развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - Представляют информацию в виде схемы. - Выявляют сущность, особенности объектов. - Обобщают и классифицируют по признакам. - Ориентируются на развороте учебника. - Находят ответы на вопросы в иллюстрации. | - Взаимодействуют с учителем во время опроса; -высказывают свои предположения, формулируют тему урока; -представляют результаты работы в группе | Слайд 1 2 мин. Слайд 2 2 мин. Слайд 3 2 мин. | ||||
Физминутка для глаз | |||||||||
Личностные: - здоровье-сбережение | -выполняют элементарные упражнения | http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E#t=75 / 1 мин. | |||||||
Этап 3: Объяснение нового материала | |||||||||
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредмет-ные: Познаватель-ные: - анализ, синтез, сравнение, обобщение; - подведение под понятие; - постановка и формулирование проблемы; - структуриро-вание знаний. Регулятивные: - постановка учебной задачи; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; - оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям. Коммуникатив-ные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: - повторение правила написания слов, обозначающих клички животных. | Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный) - Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному? - Составление предложений с этими словами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | - оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - прогнозируют предстоящую работу (составлять план). | -включаются в активное восприятие речи учителя; | - строят осознанные речевые высказывания; | Слайд 4 2 мин | ||||
Этап 4: Первичное закрепление с проговариванием вслух | |||||||||
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредмет-ные: Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познаватель-ные: - построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникатив-ные: -умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: - повторение правила написания слов, обозначающих клички животных. | Упр. 158 наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах. Задание 1. –Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). – Если слова называют имя (Лилия, Роза), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. Задание 2. – Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. | - развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | -выслушивают высказывания в группе; - работают по группам | ||||||
Физминутка для глаз | |||||||||
Личностные: - здоровье-сбережение | -выполняют элементарные упражнения | http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E#t=75 / 1 мин. | |||||||
Этап 5: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||||||||
Личностные: - умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; -формирование мотивации к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Метапредмет-ные: Познаватель-ные: - извлечение из текста необходимой информации; - причинно-следственные связи; - выполнение действия по алгоритму; - построение логических цепей, рассуждений, доказательств. Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка своей деятельности. Предметные: - повторение правила написания слов, обозначающих клички животных. | 1.Работа в тетради. Выполнение задания № 5, тема 12. Проводится взаимопроверка. – Как вы думаете, почему у собаки появилась кличка? (Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.) – А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? (Кличку лучше давать по внешним признакам.) – Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | - формулируют правило написания слов типа орёл и Орёл. | - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют самоконтроль | - развивают умение слушать и понимать других. - строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформляют свои мысли в устной форме. - работают в паре. | |||||
Этап 6: Повторение и закрепление ранее изученного материала | |||||||||
Личностные: - мотивация к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Метапредмет-ные: Познаватель-ные: - анализ, синтез, сравнение, обобщение; - подведение под понятие; - построение логической цепи, рассуждений, выведение следствий. Предметные: - повторение правила написания слов, обозначающих клички животных. | Упр. 135 («Дидактический материал»). – В каких значениях употребляются выделенные слова? – Объясните написание первой буквы в них. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией). – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова). Упр. 132 - Каких ещё сказочных героев ты знаешь? - Есть ли у сказочных героев отчества и фамилии? | - повторяют правило написания кличек животных, имена, фамилии людей. | - высказывают своё мнение; - формулируют правило. | Слайд 5 | |||||
Этап 7: Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||||
Личностные: - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникатив-ные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Познаватель-ные: - рефлексия способов и условий действия. | - Какова была цель урока? - Достигли ли мы ее? – У каждого из вас на парте лежат по три листочка разного цвета, на них записана фраза, продолжите её. Красный – на уроке я работал… Зелёный – своей работой на уроке я… Жёлтый – за урок я научился… | - отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. | - определяют эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу. | - строят речевые высказывания. | |||||
Этап 8: Информация о домашнем задании | |||||||||
Личностные: - понимание значения знаний для человека; желание учиться определять степень успешности выполнения своей работы. Коммуникатив-ные: - умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников. | Задание по выбору Упражнение 137 (Дидактический материал) или составить рассказ о своем любимом животном, используя клички. | - выслушивают рекомендации учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.БунееваТема : "Написание слов типа орёл и Орёл, шарик и Шарик."
Урок русского языка во 2 классе+ презентация.УМК "Школа 2100"Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева....
конспект и презентация по теме «Написание слов типа Орёл и орёл», русский язык, 2 класс, школа 2100
Предмет: русский язык.Класс: 2 БПрограмма: УМК «Школа 2100»Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».Тип урока: урок развития умений....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»
Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...
Урок русского языка. Написание слов типа орёл и Орёл, шарик и Шарик."
Урок русского языка....
ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».
Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...