Написание слов типа орёл и Орёл.
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Прокопьева Марина Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку для второо класса по программе 2100 

Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Задачи:

1.    Повторить правило правописания заглавной буквы в кличках животных;

2.      Различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл;

3.    Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к ''живому cлову'';

4.    Развивать речь через построение диалогов, монологов;

5.    Воспитывать любовь к животным.

Тип урока: Открытие нового знания с компьютерной поддержкой.

Вид урока: урок - дискуссия.

Методы: словесный, наглядный, практический,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok1.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Задачи:

  1. Повторить правило правописания заглавной буквы в кличках животных;
  2.   Различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл;
  3. Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к ''живому cлову'';
  4. Развивать речь через построение диалогов, монологов;
  5. Воспитывать любовь к животным.

Тип урока: Открытие нового знания с компьютерной поддержкой.

Вид урока: урок - дискуссия.

Методы: словесный, наглядный, практический,

Образовательная технология: информационно-коммуникационная.

Планируемый результат:

Личностные:

   Внутренняя позиция  школьника, адекватная  мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные:

Познавательные:

 Моделирование, а также широкий спектр логических действий: развитие речи, мышление, внимание, памяти, анализ.

Регулятивные:

 Типы учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование ее и  реализация  (в том числе во внутреннем плане), контроль и оценка своих действий, коррекция своих знаний.

Коммуникативные:

Учёт позиция собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватная передача информации и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные задачи:

Обучающиеся научатся:

- применять правило  написание слов типа орёл и Орёл;

- проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать место возможного  возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры на изучаемую орфограмму;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, проектор, учебники, тетради на печатной основе.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий/

время использования

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности

Личностные:         - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредмет-ные:  познавательные:- осознание необходимости нового знания. Регулятивные:    - принятие учебной задачи;    - оценка правильности выполнения действий. Коммуника-тивные:                 - слушание и понимание речи других.

Мини-опрос.

– Какие вы знаете имена собственные?

– Как они пишутся?

– Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним?

-Отвечают на вопросы учителя.

- Применяют и сохраняют учебную цель  и задачи;

- самостоятельно оценивают свою готовность  к уроку

- Слушают учителя;

- строят  понятные для собеседника высказывания.

Этап 2: Актуализация опорных знаний

Личностные:            -  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;  Метапредмет-ные: Познаватель-ные:                      - анализ, синтез, обобщение;                - построение  речевого высказывания в устной форме, рассуждение. Регулятивные:         - постановка учебной задачи;                        - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;                      - выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные  - высказывание разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве;         - построение понятных для партнера высказываний. Предметные:            - повторение правила  написания слов, обозначающих клички животных.

Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите.

Стреляный _____________, считать ___________, ____________

на хвосте принесла, как ____________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

– Что означают эти выражения?

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют? (Животных.)

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую кличку вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

– Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде):

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...)

– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Это у людей имена, а у животных – клички.)

– А как же кот Матроскин? Он же утверждает, что это фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.).

- предполагают  тему урока;

-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

-анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;

-работают с информацией

- Развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- Представляют информацию в виде схемы.

- Выявляют сущность, особенности объектов.                  

- Обобщают и классифицируют по признакам.

- Ориентируются  на развороте учебника.

- Находят ответы на вопросы в иллюстрации.

- Взаимодействуют с учителем во время опроса;

-высказывают свои предположения, формулируют тему урока;

-представляют результаты работы в группе

Слайд 1

2 мин.

Слайд 2

2 мин.

Слайд 3

2 мин.

Физминутка для глаз        

Личностные:

- здоровье-сбережение

-выполняют элементарные  упражнения

http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E#t=75 /

1 мин.

Этап 3: Объяснение нового материала

Личностные:            - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредмет-ные: Познаватель-ные:                      - анализ, синтез, сравнение, обобщение;                - подведение под понятие;                     - постановка и формулирование проблемы;                 - структуриро-вание знаний.    Регулятивные:         - постановка учебной задачи;                        - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;                      - оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям. Коммуникатив-ные:                      - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;                - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные:            - повторение правила  написания слов, обозначающих клички животных.

Проблемная ситуация.

– Запишите предложение.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)

– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

– Составим план урока.

План (примерный)

- Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

- Составление предложений с этими словами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- прогнозируют предстоящую работу (составлять план).

-включаются в активное восприятие речи учителя;

- строят осознанные речевые высказывания;

Слайд 4

2 мин

Этап 4: Первичное закрепление с проговариванием вслух

Личностные:

- учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу.

Метапредмет-ные:

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познаватель-ные:

- построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникатив-ные:

-умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;                - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные:            - повторение правила  написания слов, обозначающих клички животных.

Упр. 158

 наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.

Задание 1.

–Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

– Если слова называют имя (Лилия, Роза), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Задание 2.

– Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

- развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-выслушивают высказывания в группе;

- работают по  группам

Физминутка для глаз        

Личностные:

- здоровье-сбережение

-выполняют элементарные  упражнения

http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E#t=75 /

1 мин.

Этап 5: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Личностные:

- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

 - оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией;

 -формирование мотивации к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Метапредмет-ные:

Познаватель-ные:

- извлечение из текста     необходимой информации;

- причинно-следственные связи;

- выполнение действия по алгоритму;

- построение логических цепей, рассуждений, доказательств.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка своей деятельности. Предметные:            - повторение правила  написания слов, обозначающих клички животных.

1.Работа в тетради.

Выполнение задания № 5, тема 12.

Проводится взаимопроверка.

– Как вы думаете, почему у собаки появилась кличка? (Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.)

– А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? (Кличку лучше давать по внешним признакам.)

– Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

 Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- формулируют правило написания слов типа орёл и Орёл.

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществляют самоконтроль

-  развивают умение слушать и понимать других.

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформляют свои мысли в устной форме.

-  работают в паре.

Этап 6: Повторение и закрепление ранее изученного материала

Личностные:

- мотивация к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Метапредмет-ные:

Познаватель-ные:                      -  анализ, синтез, сравнение, обобщение;                - подведение под понятие;                     - построение логической цепи, рассуждений, выведение следствий. Предметные:            - повторение правила  написания слов, обозначающих клички животных.

 Упр. 135 («Дидактический материал»).

– В каких значениях употребляются выделенные слова?

– Объясните написание первой буквы в них.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией).

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова).      

Упр. 132

- Каких ещё сказочных героев ты знаешь?

- Есть ли у сказочных героев отчества и фамилии?

- повторяют правило написания кличек животных, имена, фамилии людей.

- высказывают своё мнение;                      - формулируют правило.

Слайд  5

Этап 7: Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные:            - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникатив-ные:                      - умение полно и точно выражать свои мысли. Познаватель-ные:                      - рефлексия способов и условий действия.

- Какова была цель урока?                              - Достигли ли мы ее?         – У каждого из вас на парте лежат по три листочка разного цвета, на них записана фраза, продолжите её.            Красный – на уроке я работал…                    Зелёный – своей работой на уроке я…                 Жёлтый – за урок я научился…

- отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

- определяют эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу.

- строят речевые высказывания.

Этап 8: Информация о домашнем задании

Личностные:            - понимание значения знаний для человека;        желание учиться определять степень успешности выполнения своей работы.  Коммуникатив-ные:                      - умение слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников.

Задание по выбору   Упражнение 137 (Дидактический материал) или  составить рассказ о своем любимом животном, используя клички.

- выслушивают рекомендации учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Урок русского языка во 2 классе. УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.БунееваТема : "Написание слов типа орёл и Орёл, шарик и Шарик."

Урок русского языка во 2 классе+ презентация.УМК "Школа 2100"Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева....

конспект и презентация по теме «Написание слов типа Орёл и орёл», русский язык, 2 класс, школа 2100

Предмет: русский язык.Класс: 2 БПрограмма: УМК «Школа 2100»Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».Тип урока: урок развития умений....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»

Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...