конспект и презентация по теме «Написание слов типа Орёл и орёл», русский язык, 2 класс, школа 2100
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
Предмет: русский язык.
Класс: 2 Б
Программа: УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».
Тип урока: урок развития умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_slov_tipa_oryol_i_oryol_russkiy_yazyk_2_klass_shkola_2100.zip | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык.
Класс: 2 Б
Программа: УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».
Тип урока: урок развития умений.
Учитель: Чиркова Юлия Андреевна.
Техническое оснащение урока:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Карточки со словами.
4. Индивидуальные листы для зарядки для глаз.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, 2 класс.
Вид медиапродукта :
Наглядная презентация учебного материала.
Среда, редактор, в котором выполнен продукт:
Методическая разработка по теме представлена в виде документа MS Word, мультимедийной презентации MS PowerPoint.
Методы, применяемые на уроке:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся)
- Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)
- Частично-поисковый
- Проблемно-диалогическая технология.
Формы организации работы на уроке:
- Фронтальная.
- В парах.
- Групповая.
Цели урока:
- развитие умений конструировать предложения из слов;
- дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Цели использования ИКТ на уроке:
- Формирование умения применять знания в новых условиях.
- Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
- Обеспечение интенсификации и оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.
Задачи педагога:
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Русский язык
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ.
Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.
Цель:
– развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании
слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 1. Разминка. -Назовите всегда твёрдые согласные звуки. (Ж, Ш, Ц) -Какая буква вторая с начала алфавита? (Б) -Вторая с конца? (Ю) -Какая часть слова стоит перед корнем? (Приставка) -«К» - согласный звук, «о» - … (Гласный) -Назовите слово, противоположное слову «утро». (Ночь) -Звук, парный звуку «С». («З») -«Б». («П») -Часть слова, которая стоит после корня. (Суффикс) 2. Проверка домашнего задания. 3. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. (Слайд 1) Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? (Стреляный воробей - очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.) – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): (Слайд 2) Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Кого как надо назвать? (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...) – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.) – А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.) 4.Физминутка для глаз. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | 1 3 3 Проблемная ситуация. (Слайд 3) – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный)
Открытие нового знания. Работа проводится в группах. Даны слова: Орёл и орёл Лев и лев Земля и земля Лилия и лилия Тигр и тигр Шарик и шарик Уголёк и уголёк Мишка и мишка Пушок и пушок Роза и роза Задание. – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка, Лев), кличку животного (Уголёк, Пушок, Шарик), город (Орёл), планету (Земля), название реки (Тигр)то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. – Составьте два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено каждое из данных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. Физминутка. 3 ведуших, у них карточки – имена людей, клички животных, географические названия. У остальных детей карточки – Марина, Георгий, Варвара, Егор, Антон, Наталья, Тузик, Бурёнка, Пушок, Дружок, Рекс, Черныш, Москва, Байкал, Волга, Днепр, Воронеж, Белгород, Обь. Под музыку выполняют движения, когда закончится музыка, подбегают к своим ведущим. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 3 5 3 1 1. Подберите слова к рисункам. (Слайд 4) Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия. Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша,Груша, Лилия. -Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов? -Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой? 2. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (Слайд 5) (Подсказка: имена развешены по стенам класса) Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.) 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Самооценка. Отметка учителя. | |
V. Домашнее задание. | Придумайте четверостишье, используя слова, когда одно и то же слово пишется то с большой буквы, то с маленькой. Пример: Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: -Отыскалась твоя серёжка! |
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация
Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.
Представлена разработка урока русского языка....
Написание слов типа орёл и Орёл.
Конспект урока по русскому языку для второо класса по программе 2100 Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Ша...
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
Обобщение и систематизация о частях слова....
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»
Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....