конспект и презентация по теме «Написание слов типа Орёл и орёл», русский язык, 2 класс, школа 2100
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Предмет: русский язык.

Класс: 2 Б

Программа: УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».

Тип урока: урок развития умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык.

Класс: 2 Б

Программа: УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».

Тип урока: урок развития умений.

Учитель: Чиркова Юлия Андреевна.

Техническое оснащение урока:

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Карточки со словами.

4. Индивидуальные листы для зарядки для глаз.

Учебно-методическое обеспечение:

УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, 2 класс.

Вид медиапродукта :

Наглядная презентация учебного материала.

Среда, редактор, в котором выполнен продукт:

Методическая разработка по теме представлена в виде документа MS Word, мультимедийной презентации MS PowerPoint.

Методы, применяемые на уроке: 

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)
  • Частично-поисковый
  • Проблемно-диалогическая технология.

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • В парах.
  • Групповая.

Цели урока:

  • развитие умений конструировать предложения из слов;
  • дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Цели использования ИКТ на уроке:

  1. Формирование умения применять знания в новых условиях.
  2. Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
  3. Обеспечение интенсификации и оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.

Задачи педагога: 

- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Русский язык

АЛФАВИТ.

НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ.

Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель:

 – развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании

слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  3   3

1. Разминка.

-Назовите всегда твёрдые согласные звуки. (Ж, Ш, Ц)

-Какая буква вторая с начала алфавита? (Б)

-Вторая с конца? (Ю)

-Какая часть слова стоит перед корнем? (Приставка)

-«К» - согласный звук, «о» - … (Гласный)

-Назовите слово, противоположное слову «утро». (Ночь)

-Звук, парный звуку «С». («З»)

-«Б». («П»)

-Часть слова, которая стоит после корня. (Суффикс)

2. Проверка домашнего задания.

3. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите. (Слайд 1)

Стреляный _____________, считать ___________, ____________

на хвосте принесла, как ____________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

– Что означают эти выражения? (Стреляный воробей - очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла  Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.)

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют? (Животных.)

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

– Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): (Слайд 2)

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным? Кого как надо назвать? (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...)

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)

– А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.)

4.Физминутка для глаз.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

1  3  3

Проблемная ситуация. (Слайд 3)

– Запишите предложение.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)

– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
  2. Составление предложений с этими словами.

Открытие нового знания.

Работа проводится в группах.

Даны слова:

Орёл и орёл                                  Лев и лев

Земля и земля                              Лилия и лилия

Тигр и тигр                                  Шарик и шарик

Уголёк и уголёк                          Мишка и мишка

Пушок и пушок                           Роза и роза

Задание.

– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка, Лев), кличку животного (Уголёк, Пушок, Шарик), город (Орёл), планету (Земля), название реки (Тигр)то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

– Составьте два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено каждое из данных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.

Физминутка.

3 ведуших, у них карточки – имена людей, клички животных, географические названия. У остальных детей карточки – Марина, Георгий, Варвара, Егор, Антон, Наталья, Тузик, Бурёнка, Пушок, Дружок, Рекс, Черныш, Москва, Байкал, Волга, Днепр, Воронеж, Белгород, Обь.

Под музыку выполняют движения, когда закончится музыка, подбегают к своим ведущим.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  3   5   3   1    

1. Подберите слова к рисункам. (Слайд 4)

Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия.

Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша,Груша, Лилия.

-Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?

-Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой?

2. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (Слайд 5) (Подсказка: имена развешены по стенам класса)

Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.)         4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Самооценка. Отметка учителя.

V. Домашнее задание.

Придумайте четверостишье, используя слова, когда одно и то же слово пишется то с большой буквы, то с маленькой.

Пример: Возвращаясь под вечер с поля,

               Потеряла серёжку Поля.

               Ту серёжку нашёл Серёжка,

               Прибежал, постучал в окошко:

               -Отыскалась твоя серёжка!

Деятельность учеников:

 – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Написание слов типа орёл и Орёл.

Конспект урока по русскому языку для второо класса по программе 2100 Цель: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Ша...

Конспект и презентация к уроку «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100»

Конспект  и презентация к уроку  «Определение глагола как части речи», русский язык, 3 класс, «Школа 2100». Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....