Интерактивное взаимодействие школьников в учебно-познавательной деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Интерактивное взаимодействие школьников
в учебно-познавательной деятельности.
Проблема данной темы заключается в том, что необходимо повышать эффективность методов и интереса учащихся к обучению.
Педагог привык работать в существующей системе образования, и она кажется ему настолько понятной, что сделанные психологами и социологами в этой области открытия кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и привел в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень просто: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:
• субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности)
• многосторонней коммуникации
• конструировании знаний учащимся
• использовании самооценки и обратной связи
• активности учащегося.
Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и интерактивное обучение, выбрав следующие параметры:
- Цели
- Позиция учащегося и педагога
- Организация коммуникации в учебном процессе
- Методы обучения.
- Принципы интерактивного подхода
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся: как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Технология интерактивного обучения.
В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов:
1.Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями используют сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда надо помнить, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому надо стараться от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
2.Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение, своё суждение, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.
3.Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: “Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?”
4.Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений практикуют работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы в пассивную, а из пассивной – в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает "спрятаться" за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
5.Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта.
6.Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
7.Оценивание. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. Можно использовать подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.
8.Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент.
Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в одной из групп.
Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее "схватывает" материал, быстрее его запоминает, а слабый "отсиживается" на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях использование интерактивных форм и методов обучения является необходимостью. Данные методы позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную , личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) , причем обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
В основе интерактивного обучения лежит принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Преподавание может стать однообразным, скучным и малоэффективным занятием, если не использовать интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.
Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения интереса к учебной деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Интерактивное взаимодействие школьников в учебно-познавательной деятельности".
В статье говорится об использовании интерактивных методов обучения. Эти методы позволяют преподать материал в интересной, яркой, разнообразной форме....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Обобщение опыта работы....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...
Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...