Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
статья по русскому языку (2 класс) на тему
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_statya.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
В.А. Сухомлинский
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).
На практике необходимо применяя игровые технологии, научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра.
Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД.
Основные функции дидактических игр:
- Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
- Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
- Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
- Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;
- Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
- Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.
Структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат (подведение итогов).
Виды дидактических игр:
игры – путешествия;
игры – поручения;
игры – предположения;
игры – загадки;
игры – беседы.
Игра может быть проведена на любом этапе урока!
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.
Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка, Знайка, Чебурашка, Айболит, Федора и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.
Например, на одном из уроков математики герои сказок Чуковского просили ребят сосчитать, сколько посуды перемыла Федора, сосчитать, сколько насекомых были в гостях у Мухи-Цокотухи. Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счёте, даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ. Также вначале урока собираю детей в путешествие, собирая команду и давя каждому не сложное задание, тем самым стимулируя детей к работе.
Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность. Например, для закрепления сложения и вычитания в пределах первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям, чтобы купить билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить вагончики по порядку. Затем во время остановок найти для каждой бабочки свой цветок. Уроки-путешествия по планетам, по сказкам, по городам и т.п., где дети знают, выполнив верно все задания, они придут к назначенной цели. На таких уроках действует взаимопомощь, сопереживание. Для закрепления навыка измерять и чертить отрезки, даётся задание проложить для муравьишки дорожку от дерева к муравейнику.
По характеру учебно-познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор». “Ударение”. Чтобы все дети научились определять ударение, учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге.
2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на усвоение состава числа в пределах 10 и 20 («Диспетчер и контролеры», «Стук-стук», «Хлопки»). Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Математический футбол». На уроках обучения грамоте игра «Живые звуки», «Вкусные слова». Незнайка нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал слоги и всё перепутал: ГУ О РЕЦ, ДОР МИ ПО, ВА ТЫК, КА ДИС РЕ и т.п. (Слова: огурец, помидор, тыква, редиска)
3. Игры на преобразующую деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в логически связанные, другие задачи и примеры. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», составление предложений из данных слов, составь из первых звуков новое слово (дом – сом -ком, рак-мак, мир-пир, игла –икра и т.п.), соедини слово со схемой, анаграмма, грамматическая арифметика (кар+то+фельдшер – дшер = картофель).
4. Игры, с элементами творчества. «Угадай загадки Карандаша», задачи-смекалки, придумай слова с определенным звуком, слоговое лото, волшебная цепочка (бочка, точка, почка, ночка), дополни слово (кол-укол, лень-олень,), составь из одного слова несколько (колесо: кол, лес, сокол, село, сок), найди слово в слове (краска-каска).
Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.
В иге должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п. Часто задания даются по вариантам: сильным детям – задания более сложные и в большем объёме, детям послабее – более лёгкие.
Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре использую и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифр, буквы)
Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки. При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
Используемая литература:
- Жижалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва «Просвещение» 2009 г.
- В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...
Тема по самообразованию.Взаимодействие игровой и учебно-воспитательной деятельности млд. школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Предоставлены виды работы с детьми и родителями....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Обобщение опыта работы....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...
Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Статья о дидактических играх на уроках в начальной школе...