"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
статья ( класс) на тему

Шеина Светлана Анатольевна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx92.49 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация педагогической компетенции и материалов, раскрывающих     профессиональные способности педагога, инновационного проекта.        

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"

   Слайд1(Я)

Меня зовут Шеина Светлана Анатольевна. Я работаю учителем начальных классов в Нехаевском филиале Большегнеушевской средней общеобразовательной школы уже более 25 лет.

Наша школа малокомплектная  ,  75%  обучающихся в моём классе - дети мигрантов,  пришедшие в школу без  подготовки  и  русский язык для них не является родным .

Слайд 2 (Дети и я)

Но  мы с вами знаем что учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Я считаю, что  наиболее сильным мотивирующим фактором ,который  я использую  являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Широкие возможности для активации учебного процесса даёт использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Слад 3(Тема)

Тема моего инновационного проекта  « Взаимодействие игровой и учебно- познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации Федерального  Гссударственного ОбщеобразовательногоСтандарта . НОО».

 Слад4(актуальность)
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии , научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. 
Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
(ФГОС)

Слад 5(проблема)

Выше сказанное обозначило проблему исследования, при каких психолого-педагогических условиях будет успешным взаимодействие игровой и учебно- познавательной деятельности. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Слад 6(цель)

Цель исследования: определить эффективность взаимодействия игровой и учебно –познавательной деятельности младших школьников.

Слайд 7(гипотеза)

Гипотеза: использование игры как средство умственного развития ребёнка, формирование его речи, воображения , суждений, умозаключений.

Слайд 8 (объект,предмет)

Объектом исследования является игровая деятельность младших школьников.

Предметом исследования является связь учебно–познавательной и игровой деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования: 

Слайд 9 (задачи)        

1. Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности.

2. Выявить значение игровой деятельности в развитии  младших школьников.

         3. Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.

         4. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.

Слайд 10 

Добиться выполнения поставленных  мною задач можно только учитывая психолого-педагогические условия младших школьников.

  В своей работе я используя следующие методы:

Слайд 11(методы)

Методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
  •  метод анализа и обобщения опыта и практики развития   младших школьников в игровой деятельности;
  • наблюдение за младшими школьниками в процессе игровой деятельности;
  • психодиагностические методы исследования уровня развития  младших школьников;
  • эксперимент.

          Ведущий  вид деятельности младшего школьника - это игровая деятельность, наиболее эффективный путь включения детей в учебный процесс.

Слайд 12 (крит)
Я определила, что критериями хорошей игры являются:

-наличие в ней нравственно и умственно развивающего содержания;

-развитие воображения и творчества;

-дружелюбие во взаимоотношениях;

-радость осознания своих сил.

Слад 13

Дидактические игры  являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые Универсальные Учебные Действия.

Уважаемые коллеги! Познакомьтесь с основными функциями дидактических игр.

Основные функции дидактических игр:

СЛАЙД14 
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;

Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;.

Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;

Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.

Слайд15(структура)
Структурные составляющие дидактической игры:
-дидактическая задача;

-игровая задача;

-игровые действия;

-правила игры;

-результат  ( подведение итогов).

Слайд 16

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе  — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

Слад 17,18,19(фрагмент игр 1 класс)

Так на этапе актуализации знаний на уроке математики провожу "гимнастику для ума" , "Магический квадрат", игры на зрительное сравнение, которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность.

 Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.

Слайд 20(зим птицы)

На уроке математики весь этап  АЗ провожу с использованием единого сюжета: например, зимующие птицы

 «Я хочу вам предложить начАть наш урок со стихотворения.

« Едет по небу коляска –

   Темно – серая окраска.

   А в коляске на постели

   Дремлют белые метели.

   Их баюкает сама

   Белоснежная зима.

   Как проснутся эти крошки,

   Как поднимутся на ножки,

   Да как свиснут эти дети-

   Побелеет все на свете».

                                        В.Орлов.

- Ребята с уверенностью называют какое у нас сейчас время года и как называют птиц ,которые остаются зимовать вместе с нами.

Слайд 21

А чтобы узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, предлагаю им решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.

                                                                       -7               +3            +12          -9        

                                                                 15-------      ---------     --------     -----------

                                                                       +2          -5              -4          +20

                                                                  24 -------    ---------     --------    ---------

Соловей 13,Щегол 14, Ласточка 15,Жаворонок 20, Свиристель 37 Чиж 11.

Мы выбираем правильные ответы и ребята рассказывают каких зимующих птиц они ещё знают,

-

 (снегирь, синица, клест, воробей, свиристель и т.д.)

-вспоминаем  как мы подкармливает птиц  и почему это так важно делать зимой.

Использование таких единых сюжетов, содержащей фото птиц, многократно усиливает

Слайд 22

эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает активнее включится в учебный процесс.

Слайд23(ур.мат круги треуг.)

При работе по теме: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». очень эффективно проходит  игра "Математическая эстафета".

Слайд 24

 И даже в моём маленьком классе я стараюсь проводить групповую работу.
Побеждает  та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

Слайд25(УУД)

При изучении нумерации чисел в пределах ста  задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

На этапе включения детей в систему знаний  дидактическая игра  решает задачу усвоения темы

Слайд 26(логогрифы)

На уроке обучения грамоте я использую ЛОГОГРИФЫ- это более сложный вид шарады. . Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха

   Всегда из четырех частей я составляюсь

   И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь.

   Когда ж ты голову отнимешь у меня,

   Питаю я тебя, янтарностью маня.

   А если ты разделишь пополам,

   Вторую часть мою я в смех тебе отдам.

   Когда же только хвост один ты мой возьмешь,

   То в азбуках и даже здесь меня найдешь.

МУХА – УХА – ХА – А

   Ребята пробуют составлять логогрифы на слова. И вот ,что у нас получилось.

Слайд 27

 Вода(ода, да, а), квас(вас, ас), клад(лад, ад), комар(ком, омар, ар).

Дети настолько увлечены этой игрой, что с удовольствием выполняют дома похожие задания.

Слайд 28

Часто применяю в своей практике ребусы.

Мы с вами знаем, что ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия.  А для меня если в ребус превратить термин, означающее изучаемое понятие, то у моих детей эти слова накрепко запомнятся. Если создать ребус из слОва с трудной орфограммой, слОво будет писаться без ошибок.

Слайд 29

   В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.

Слайд30(ребус предл.)

   Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.

   Учащиеся сами составляют ребусы  на словарные слова,   на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Подобные задания дети с желанием выполняют и дома.

Слайд 31

Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и  с кроссвордом...........

Слайд 32

На этапе закрепления знаний дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.

http://festival.1september.ru/articles/104442/img1.gif        

Слайд  38(кроссв.)

Кроссворды и ребусы ребята отгадывают индивидуально или я организовываю эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус или кроссворд –  кто быстрее?

 Слайд 33

С удовольствием выполняют такие задания дома

Слайд 34,35

  Из набора геометрический фигур ребятам я предлагаю собрать домик и прошу рассказать  о свойствах  фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.          

Слайд 36(Назови соседей)

Во время выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону я предлагаю игру

“Назови соседей числа”

Слайд 37

Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.


Слайд 38 (Замени букву)

На этапе мотивации знаний предлагаю  игру"Замени букву",которая помогает
активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 

дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка  -печка

Обобщение на уроках литературного чтения даёт мне возможность включить  игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую- это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными Универсальными Учебными Действиями.

В качестве примера может служить интеллектуальная игра Что? Где? Когда?"

Обучающимся предлагаю вспомнить прочитанные произведения и выбрать правильный ответ.

ВИДЕО

Слайды 39

Включение Информационно Коммуникативных Технологий в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы взаимосвязи  игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.

Слайд 40

Использование таких Технологий в учебном процессе помогло мне повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные процессы.

В конце видео

При умелом сочетании игровой и учебной деятельности  на уроках я достигаю хороших результатов формирования универсальных учебных действий.

Слайд 41

Незаменимые помощники  на моих уроках - это электронные приложения к учебникам.

Слайд 42

  Уважаемые коллеги !Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизации "ВЗАИМОДЕЙСТВИя ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  и развитие их творческих способностей. И от того как учитель организует учебный процесс зависит в значительной степени успех  школьников.

Я работаю в школе с детьми, для которых русский язык не является родным

и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  этих двух видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ позволяет формировать прочные и глубокие знания, развивать ассоциативное мышление, обогащать их словарный запас, готовит основу для успешного обучения  в основной школе.

Я рассказала вам лишь о некоторых видах игровой деятельности, которые  позволяют обеспечивать мне прочные знания по предметам.

 Слайд 43

На диаграммах не бездушная  статистика  успеваемости и качества  знаний , умений и навыков в процентах ,а

 Слайд 44

динамика успеваемости   маленького человека.

 Слайд 45

Ведь именно индивидуальный рост и совершенствование каждого  ребёнка для меня наиболее важны.

Слайд46  

   Я искренне радуюсь любой , даже самой  маленькой победе  каждого своего школьника

и переходу ребёнка на более высокий уровень !

Слайд 47, 48,49,50

Результатом моей педагогической деятельности являются достижения моих воспитанников:  четыре ученика являются призёрами Всероссийской олимпиады "Я знаю!", призёрами олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру  в конкурсе "Лисёнок",    призерами районного конкурса рисунков и поделок по Правилам Дорожного Движения "Детству- безопасные дороги" и "Светофория" ,в 2014-2015г., и  призёрами районного конкурса художественного творчества "Русь православная".

Слайд 51

 Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников  даёт возможность добывать знания самостоятельно;, ребёнок ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Даже несколько минут в учебном процессе повышают эмоциональный тонус школьника, а  ведь без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности.

Слайд 52(игра-это)

Всё вышеизложенное позволяют определить, что игра- это

1)деятельность(в нашем случае чаще речевая)

2)мотивированность, отсутствие принуждения

3)индивидуализированная деятельность, глубоко личная

4)обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

5)развитие психических функций и способностей

6)"учение с увлечением".

Слайд 53,54,55

Таким образом, можно сказать, что  в моей работе  "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОв

является одним из распространенных и широко применяемых  средством  развития познавательного интереса, помогающий мне  организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.

Слайд56(горизонт)

В нашем классе нет границ, а есть ГОРИЗОНТ. А горизонт, в отличие от застывшей границы, передвигается вместе с нами и зовёт вперёд, не даёт останавливаться на месте!

Слайд 57

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...

Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".

Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...