"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Презентация педагогической компетенции и материалов, раскрывающих профессиональные способности педагога, инновационного проекта.
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Слайд1(Я)
Меня зовут Шеина Светлана Анатольевна. Я работаю учителем начальных классов в Нехаевском филиале Большегнеушевской средней общеобразовательной школы уже более 25 лет.
Наша школа малокомплектная , 75% обучающихся в моём классе - дети мигрантов, пришедшие в школу без подготовки и русский язык для них не является родным .
Слайд 2 (Дети и я)
Но мы с вами знаем что учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Я считаю, что наиболее сильным мотивирующим фактором ,который я использую являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Широкие возможности для активации учебного процесса даёт использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Слад 3(Тема)
Тема моего инновационного проекта « Взаимодействие игровой и учебно- познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации Федерального Гссударственного ОбщеобразовательногоСтандарта . НОО».
Слад4(актуальность)
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии , научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
(ФГОС)
Слад 5(проблема)
Выше сказанное обозначило проблему исследования, при каких психолого-педагогических условиях будет успешным взаимодействие игровой и учебно- познавательной деятельности. Решение этой проблемы составило цель исследования.
Слад 6(цель)
Цель исследования: определить эффективность взаимодействия игровой и учебно –познавательной деятельности младших школьников.
Слайд 7(гипотеза)
Гипотеза: использование игры как средство умственного развития ребёнка, формирование его речи, воображения , суждений, умозаключений.
Слайд 8 (объект,предмет)
Объектом исследования является игровая деятельность младших школьников.
Предметом исследования является связь учебно–познавательной и игровой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
Слайд 9 (задачи)
1. Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности.
2. Выявить значение игровой деятельности в развитии младших школьников.
3. Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
4. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.
Слайд 10
Добиться выполнения поставленных мною задач можно только учитывая психолого-педагогические условия младших школьников.
В своей работе я используя следующие методы:
Слайд 11(методы)
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
- метод анализа и обобщения опыта и практики развития младших школьников в игровой деятельности;
- наблюдение за младшими школьниками в процессе игровой деятельности;
- психодиагностические методы исследования уровня развития младших школьников;
- эксперимент.
Ведущий вид деятельности младшего школьника - это игровая деятельность, наиболее эффективный путь включения детей в учебный процесс.
Слайд 12 (крит)
Я определила, что критериями хорошей игры являются:
-наличие в ней нравственно и умственно развивающего содержания;
-развитие воображения и творчества;
-дружелюбие во взаимоотношениях;
-радость осознания своих сил.
Слад 13
Дидактические игры являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые Универсальные Учебные Действия.
Уважаемые коллеги! Познакомьтесь с основными функциями дидактических игр.
Основные функции дидактических игр:
СЛАЙД14
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;.
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.
Слайд15(структура)
Структурные составляющие дидактической игры:
-дидактическая задача;
-игровая задача;
-игровые действия;
-правила игры;
-результат ( подведение итогов).
Слайд 16
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
Слад 17,18,19(фрагмент игр 1 класс)
Так на этапе актуализации знаний на уроке математики провожу "гимнастику для ума" , "Магический квадрат", игры на зрительное сравнение, которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность.
Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
Слайд 20(зим птицы)
На уроке математики весь этап АЗ провожу с использованием единого сюжета: например, зимующие птицы
«Я хочу вам предложить начАть наш урок со стихотворения.
« Едет по небу коляска –
Темно – серая окраска.
А в коляске на постели
Дремлют белые метели.
Их баюкает сама
Белоснежная зима.
Как проснутся эти крошки,
Как поднимутся на ножки,
Да как свиснут эти дети-
Побелеет все на свете».
В.Орлов.
- Ребята с уверенностью называют какое у нас сейчас время года и как называют птиц ,которые остаются зимовать вместе с нами.
Слайд 21
А чтобы узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, предлагаю им решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.
-7 +3 +12 -9
15------- --------- -------- -----------
+2 -5 -4 +20
24 ------- --------- -------- ---------
Соловей 13,Щегол 14, Ласточка 15,Жаворонок 20, Свиристель 37 Чиж 11.
Мы выбираем правильные ответы и ребята рассказывают каких зимующих птиц они ещё знают,
-
(снегирь, синица, клест, воробей, свиристель и т.д.)
-вспоминаем как мы подкармливает птиц и почему это так важно делать зимой.
Использование таких единых сюжетов, содержащей фото птиц, многократно усиливает
Слайд 22
эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает активнее включится в учебный процесс.
Слайд23(ур.мат круги треуг.)
При работе по теме: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». очень эффективно проходит игра "Математическая эстафета".
Слайд 24
И даже в моём маленьком классе я стараюсь проводить групповую работу.
Побеждает та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
Слайд25(УУД)
При изучении нумерации чисел в пределах ста задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
На этапе включения детей в систему знаний дидактическая игра решает задачу усвоения темы
Слайд 26(логогрифы)
На уроке обучения грамоте я использую ЛОГОГРИФЫ- это более сложный вид шарады. . Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха
Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь.
Когда ж ты голову отнимешь у меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой возьмешь,
То в азбуках и даже здесь меня найдешь.
МУХА – УХА – ХА – А
Ребята пробуют составлять логогрифы на слова. И вот ,что у нас получилось.
Слайд 27
Вода(ода, да, а), квас(вас, ас), клад(лад, ад), комар(ком, омар, ар).
Дети настолько увлечены этой игрой, что с удовольствием выполняют дома похожие задания.
Слайд 28
Часто применяю в своей практике ребусы.
Мы с вами знаем, что ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. А для меня если в ребус превратить термин, означающее изучаемое понятие, то у моих детей эти слова накрепко запомнятся. Если создать ребус из слОва с трудной орфограммой, слОво будет писаться без ошибок.
Слайд 29
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.
Слайд30(ребус предл.)
Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.
Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.
Учащиеся сами составляют ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Подобные задания дети с желанием выполняют и дома.
Слайд 31
Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и с кроссвордом...........
Слайд 32
На этапе закрепления знаний дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.
Слайд 38(кроссв.)
Кроссворды и ребусы ребята отгадывают индивидуально или я организовываю эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус или кроссворд – кто быстрее?
Слайд 33
С удовольствием выполняют такие задания дома
Слайд 34,35
Из набора геометрический фигур ребятам я предлагаю собрать домик и прошу рассказать о свойствах фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.
Слайд 36(Назови соседей)
Во время выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону я предлагаю игру
“Назови соседей числа”
Слайд 37
Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Слайд 38 (Замени букву)
На этапе мотивации знаний предлагаю игру"Замени букву",которая помогает
активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка -печка
Обобщение на уроках литературного чтения даёт мне возможность включить игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую- это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными Универсальными Учебными Действиями.
В качестве примера может служить интеллектуальная игра Что? Где? Когда?"
Обучающимся предлагаю вспомнить прочитанные произведения и выбрать правильный ответ.
ВИДЕО
Слайды 39
Включение Информационно Коммуникативных Технологий в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Слайд 40
Использование таких Технологий в учебном процессе помогло мне повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные процессы.
В конце видео
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности на уроках я достигаю хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
Слайд 41
Незаменимые помощники на моих уроках - это электронные приложения к учебникам.
Слайд 42
Уважаемые коллеги !Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизации "ВЗАИМОДЕЙСТВИя ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
и развитие их творческих способностей. И от того как учитель организует учебный процесс зависит в значительной степени успех школьников.
Я работаю в школе с детьми, для которых русский язык не является родным
и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ этих двух видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ позволяет формировать прочные и глубокие знания, развивать ассоциативное мышление, обогащать их словарный запас, готовит основу для успешного обучения в основной школе.
Я рассказала вам лишь о некоторых видах игровой деятельности, которые позволяют обеспечивать мне прочные знания по предметам.
Слайд 43
На диаграммах не бездушная статистика успеваемости и качества знаний , умений и навыков в процентах ,а
Слайд 44
динамика успеваемости маленького человека.
Слайд 45
Ведь именно индивидуальный рост и совершенствование каждого ребёнка для меня наиболее важны.
Слайд46
Я искренне радуюсь любой , даже самой маленькой победе каждого своего школьника
и переходу ребёнка на более высокий уровень !
Слайд 47, 48,49,50
Результатом моей педагогической деятельности являются достижения моих воспитанников: четыре ученика являются призёрами Всероссийской олимпиады "Я знаю!", призёрами олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру в конкурсе "Лисёнок", призерами районного конкурса рисунков и поделок по Правилам Дорожного Движения "Детству- безопасные дороги" и "Светофория" ,в 2014-2015г., и призёрами районного конкурса художественного творчества "Русь православная".
Слайд 51
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников даёт возможность добывать знания самостоятельно;, ребёнок ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Даже несколько минут в учебном процессе повышают эмоциональный тонус школьника, а ведь без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности.
Слайд 52(игра-это)
Всё вышеизложенное позволяют определить, что игра- это
1)деятельность(в нашем случае чаще речевая)
2)мотивированность, отсутствие принуждения
3)индивидуализированная деятельность, глубоко личная
4)обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
5)развитие психических функций и способностей
6)"учение с увлечением".
Слайд 53,54,55
Таким образом, можно сказать, что в моей работе "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОв
является одним из распространенных и широко применяемых средством развития познавательного интереса, помогающий мне организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.
Слайд56(горизонт)
В нашем классе нет границ, а есть ГОРИЗОНТ. А горизонт, в отличие от застывшей границы, передвигается вместе с нами и зовёт вперёд, не даёт останавливаться на месте!
Слайд 57
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...
Тема по самообразованию.Взаимодействие игровой и учебно-воспитательной деятельности млд. школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Предоставлены виды работы с детьми и родителями....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...
Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Статья о дидактических играх на уроках в начальной школе...