Статья "Технология «Портфель ученика»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Технология «Портфель ученика»
Юркина С.В.
Учитель начальных классов МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля.
Технология «Портфель ученика» совершенно новая, которая только пробивает себе дорогу в жизнь. Данная технология как нельзя лучше вписывается в дидактическую систему и как бы придает ей определенную завершенность, целостность. Из всего разнообразия инновационных направлений в развитии современной дидактике я выбрала технологию «Портфель ученика» по трем причинам:
- Во – первых, потому, что в условиях ещё существующей у нас классно – урочной системы занятий данная технология наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
- Во - вторых, потому, что, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
- В - третьих, данная технология хорошо сочетается с нашим образовательным учреждением – школа с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
Это наиболее популярная в настоящее время во всех развитых странах мира технология.
Цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Работая в этой технологии уже 4 года, для себя сделала следующие выводы:
- В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность.
- Роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении.
- Ответственность за успех учебной и внеучебной деятельности учащиеся в большей степени берут на себя.
Что такое «портфель ученика»? – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывался учителем и предполагает:
- Работы по внеклассной работе.
- Творческие письменные работы и проекты.
- Достижения в учебной и внеклассной деятельности (грамоты, похвальные листы и пр.)
Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (тесты, сочинения), во внеклассной работе (проекты, доклады, сообщения и пр.). Отбор работ ведется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Время от времени – по истечению срока (в конце учебного года) ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе на классном собрании и на родительском собрании (по желанию). Ученики, которые защищают свой «Портфель», показывают свои продвижения в выбранных областях, доказывают, что они приложили максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, ребят. Ученик показывает, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и делает выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Такой «Портфель» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр.
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
- Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
- - особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
- - умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
- - особенности коммуникативной способности ученика (в участии дискуссии, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
- Систематичность и регулярность: если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или другого предмета, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в своё «досье», организует их. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые корректировки, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
- Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных работ.
- Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
- Тематическая завершенность представленных работ.
- Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.
При подготовке «Портфеля» нужно сосредоточить свое внимание на следующих позициях:
- самостоятельность мышления ученика;
- определение временного периода создания «Портфеля»;
- взаимосвязь знаний;
- отражение собственной позиции ученика;
- процесс решения проблем.
К оформлению титульного листа «Портфеля» ребята подходят творчески и самостоятельно с указанием фамилии, имени ученика, класса, так как данные «Портфели» ребята презентуют не только в своем классе. Подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от выбранных областей, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. «Портфель» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей. Нельзя предлагать учащимся делать «Портфели» по нескольким предметам, а особенно в начальной школе. Так же, как и в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой работы – сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности.
Школа должна создать условия для формирования личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Содержание «Портфеля ученика»
- Карта интеллектуальных достижений.
- Карта творческих достижений.
- Результаты урочной и внеурочной деятельности (грамоты, дипломы, сочинения, проекты и т.д.).
- Оценочный лист.
Карта интеллектуальных достижений
Ученика Ф.И.О. ______________________________________
МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля
Предмет | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Литературное чтение | Сформирован навык чтения целыми словами, путем чтения слов со знаком ударения, | Сформирован навык осознанного и правильного чтения, основного чтения – чтения целыми словами. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией. | ||
Скорость чтения | 56 слов в минуту | 87 слов в минуту | ||
Знания по русскому языку | Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс. | Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс. Хорошо усваивает материал на опережение. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией. | ||
Грамотность письма | Сформирован принцип письма и система правил правописания | Владеет грамотностью письма, орфографической и пунктуационной подготовкой . | ||
Развитие речи | Умеет читать вслух и про себя. Владеет приёмами выразительной речи и чтения. | Сформирован навык орфоэпически правильного чтения. Умеет пересказывать по плану, кратко и подробно. | ||
Иностранный язык | Не вёлся. | Знает и различает буквы алфавита английского языка. Счёт до 10 и обратно. Владеет простыми навыками разговорного общения. | ||
Знания по математике | Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс. | Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс. Хорошо усваивает материал на опережение. . Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией. | ||
Умение решать задачи | Сформирован навык решать простые текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, на сравнение. | Сформирован навык решения задач небольшой сложности (в 2 действия), направленные на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление и противопоставление. | ||
Вычислительные навыки | Сформировано понятие о натуральном числе и арифметических действиях. | Знает элементы математической символики, читает и записывает простейшие математические выражения, а также более сложные, знает и умеет решать примеры в столбик с переходом через разряд. |
Карта творческих достижений
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Олимпиады | Классные | 3 место по русскому языку и математике | |||
Школьные | 2 место по математике | ||||
Городские | |||||
Конкурсы | Классные | Победитель турнира по шашкам | Победитель шахматного турнира | ||
Школьные | Победитель «Радуги творчества» в номинации краски радуги | ||||
Городские | Участник экологического конкурса в ЦДТ | ||||
Концертная деятельность | Класс | Участие в концертах к 8 Марта и 23 февраля | Участие в концертах к 8 Марта, 23 февраля и ко дню рождения школы | ||
Школа | Участие в концерте ко Дню рождения школы | ||||
Город | |||||
Спортивные мероприятия | Классные | «Весёлые старты» | «Весёлые старты» | ||
Школьные | День здоровья | День здоровья | |||
Городские |
Оценочный лист
Параметры | Ученики | Учитель | Родители | Самооценка |
Представление портфеля | Рассказала о своем портфеле интересно. | Умеет представить свой портфель, рассказать что в нем находиться. Четче иметь представление для чего портфель нужен. | Быть уверенней в презентации своего портфеля. | Нужно не стесняться и готовится дома с мамой. |
Актуальность и эстетичность оформления | В портфеле находятся рисунки, грамоты, хваленки и сообщения. Много творческих работ выполнено красиво. | Накопляемость портфеля ведется в системе по всем предметам. Творческие работы выполнены и оформлены с интересом. Много грамот и хваленок говорит о том, что ребенок принимает активное участие в конкурсах. | Работы в портфеле интересные, оформлены красочно, вызывают интерес перспективы на будущее | Выполняла все творческие задания по предметам, которые предлагал учитель. Особенно нравится рисовать. Люблю участвовать в конкурсах и побеждать. Старалась свои работы выполнять красиво и чтоб, нравились моим одноклассникам. |
Систематизация материала | Творческих работ и грамот много. Работы разные: по математике, русскому языку, окружающему миру и чтению. | Накопляемость портфеля ведется систематично. Виден результат продвижения как в творческой деятельности так и в учебной ( грамоты, сообщения). Умеет доходчиво объяснить материал, который создает. | Портфель постоянно пополняется работами. Виден большой объем творческих работ. | Все работы собирала с первого класса. Старалась, чтоб работы были разные и интересные. |
Рекомендации | Давать портфель свой смотреть своим одноклассникам. | Использовать в своих работах фотографии. | Чаще делиться опытом с одноклассниками по накопляемостью портфеля. | Хочу научиться пользоваться компьютером, чтоб писать сообщения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфель достижения ученика
Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определ...
Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...
Методическая разработка: "Языковой портфель ученика 2 класса"
Моя разработака представляет примерный вариант языкового портфолио по английскому языку для ученика 2 класса....
Материал для оформления портфеля достижений ученика
Уважаемые родители, просьба за время осенних каникул оформить папку (на кольцах: девочкам - красную, мальчикам - синюю) "Порфель достижений". Для этого распечатать (либо купить соответствующие названи...
Портфель достижений ученика начальной школы
Портфель достижений ученика начальной школы...
Читательский портфель ученика.
Большую роль в формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет технология рефлексии читателя, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельнос...
Занятие по СБО "Портфель ученика"
На занятии учащиеся приобретают навыки аккуратного и бережного отношения к ученическим принадлежностям в портфеле....