Статья "Технология «Портфель ученика»
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_portfel_uchenika.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Портфель ученика»

Юркина С.В.

Учитель начальных классов МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля.

           Технология «Портфель ученика» совершенно новая, которая только пробивает себе дорогу в жизнь. Данная технология как нельзя лучше вписывается в дидактическую систему и как бы придает ей определенную завершенность, целостность. Из всего разнообразия инновационных направлений в развитии современной дидактике я выбрала технологию «Портфель ученика» по трем причинам:

  1. Во – первых, потому, что в условиях ещё существующей у нас классно – урочной системы занятий данная технология наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
  2. Во - вторых, потому, что, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
  3. В - третьих, данная технология хорошо сочетается с нашим образовательным учреждением – школа с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.

Это наиболее популярная в настоящее время во всех развитых странах мира технология.

         Цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

         Работая в этой технологии уже 4 года,  для себя сделала следующие выводы:

  • В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность.
  • Роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении.
  • Ответственность за успех учебной и внеучебной деятельности учащиеся в большей степени берут на себя.

Что такое «портфель ученика»? – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывался учителем и предполагает:

  • Работы по внеклассной работе.
  • Творческие письменные работы и проекты.
  • Достижения в учебной и внеклассной деятельности (грамоты, похвальные листы и пр.)

           Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (тесты, сочинения), во внеклассной работе (проекты, доклады, сообщения и пр.). Отбор работ ведется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика,  почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

          Время от времени – по истечению срока (в конце учебного года) ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе на классном собрании и на родительском собрании (по желанию). Ученики, которые защищают свой «Портфель», показывают свои продвижения в выбранных областях, доказывают, что они приложили максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, ребят. Ученик показывает, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и делает выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Такой «Портфель» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр.

          Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

  1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
  • - особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
  • - умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
  • - особенности коммуникативной способности ученика (в участии дискуссии, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
  1. Систематичность и регулярность: если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или другого предмета, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в своё «досье», организует их. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые корректировки, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
  2. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных работ.
  3. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
  4. Тематическая завершенность представленных работ.
  5. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.

     При подготовке «Портфеля» нужно сосредоточить свое внимание на следующих позициях:

  • самостоятельность мышления ученика;
  • определение временного периода создания «Портфеля»;
  • взаимосвязь знаний;
  • отражение собственной позиции ученика;
  • процесс решения проблем.

        К оформлению титульного листа «Портфеля» ребята подходят творчески и самостоятельно с указанием фамилии, имени ученика, класса, так как данные «Портфели» ребята презентуют не только в своем классе. Подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от выбранных областей, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. «Портфель» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей. Нельзя предлагать учащимся делать «Портфели» по нескольким предметам, а особенно в начальной школе. Так же, как и в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой работы – сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности.

         Школа должна создать условия для формирования личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Содержание «Портфеля ученика»

  • Карта интеллектуальных достижений.
  • Карта творческих достижений.
  • Результаты урочной и внеурочной деятельности (грамоты, дипломы, сочинения, проекты  и т.д.).
  • Оценочный лист.

Карта интеллектуальных достижений

Ученика Ф.И.О. ______________________________________

МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Литературное чтение

Сформирован навык чтения целыми словами, путем чтения слов со знаком ударения,

Сформирован навык осознанного и правильного чтения, основного чтения – чтения целыми словами. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

Скорость чтения

56 слов в минуту

87 слов в минуту

Знания по русскому языку

Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс.

Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс.  Хорошо усваивает материал на опережение. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

Грамотность письма

Сформирован принцип письма и система правил правописания

Владеет грамотностью письма, орфографической и пунктуационной подготовкой .

Развитие речи

Умеет читать вслух и про себя. Владеет приёмами выразительной речи и чтения.

Сформирован навык орфоэпически правильного чтения. Умеет пересказывать по плану, кратко и подробно.

Иностранный язык

Не вёлся.

Знает и различает буквы алфавита английского языка. Счёт до 10 и обратно. Владеет простыми навыками разговорного общения.

Знания по математике

Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс.

Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс.  Хорошо усваивает материал на опережение. . Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

Умение решать задачи

Сформирован навык решать простые текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, на сравнение.

Сформирован навык решения задач небольшой сложности (в 2 действия), направленные на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление и противопоставление.

Вычислительные навыки

Сформировано понятие о натуральном числе и арифметических действиях.

Знает элементы математической символики, читает и записывает простейшие математические выражения, а также более сложные, знает и умеет решать примеры в столбик с переходом через разряд.

Карта творческих достижений

1 класс

2 класс

3 класс

4

класс

Олимпиады

Классные

3 место по русскому языку и математике

Школьные

2 место по математике

Городские

Конкурсы

Классные

Победитель турнира по шашкам

Победитель шахматного турнира

Школьные

Победитель «Радуги творчества» в номинации краски радуги

Городские

Участник экологического конкурса в ЦДТ

Концертная деятельность

Класс

Участие в концертах к 8 Марта и 23 февраля

Участие в концертах к 8 Марта, 23 февраля и ко дню рождения школы

Школа

Участие в концерте ко Дню рождения школы

Город

Спортивные мероприятия

Классные

«Весёлые старты»

«Весёлые старты»

Школьные

День здоровья

День здоровья

Городские

Оценочный лист

Параметры

Ученики  

Учитель

Родители

Самооценка

Представление портфеля

Рассказала о своем портфеле интересно.

Умеет представить свой портфель, рассказать что в нем находиться. Четче иметь представление для чего портфель нужен.

Быть уверенней в презентации своего портфеля.

Нужно не стесняться и готовится дома с мамой.

Актуальность и эстетичность оформления

В портфеле находятся рисунки, грамоты, хваленки  и  сообщения. Много творческих работ выполнено красиво.

Накопляемость портфеля ведется в системе по всем предметам. Творческие работы выполнены и оформлены с интересом.

Много грамот и хваленок говорит о том, что ребенок принимает активное участие в конкурсах.

Работы в портфеле интересные, оформлены красочно, вызывают интерес перспективы на будущее

Выполняла все творческие задания по предметам, которые предлагал учитель. Особенно нравится рисовать. Люблю участвовать в конкурсах и побеждать. Старалась свои работы выполнять красиво и чтоб, нравились моим одноклассникам.

Систематизация материала

Творческих работ и грамот много. Работы разные: по математике, русскому языку, окружающему миру и чтению.

Накопляемость портфеля ведется

систематично. Виден результат продвижения как в творческой деятельности так и в учебной ( грамоты, сообщения). Умеет доходчиво объяснить материал, который создает.

Портфель постоянно пополняется работами. Виден большой объем творческих работ.

Все работы собирала с первого класса. Старалась, чтоб работы были разные и  интересные.

Рекомендации

Давать портфель свой смотреть своим одноклассникам.

Использовать в своих работах фотографии.

Чаще делиться опытом с одноклассниками по накопляемостью портфеля.

Хочу научиться пользоваться компьютером, чтоб писать сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфель достижения ученика

Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определ...

Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...

Методическая разработка: "Языковой портфель ученика 2 класса"

Моя  разработака представляет примерный вариант языкового портфолио по английскому языку для ученика 2 класса....

Материал для оформления портфеля достижений ученика

Уважаемые родители, просьба за время осенних каникул оформить папку (на кольцах: девочкам - красную, мальчикам - синюю) "Порфель достижений". Для этого распечатать (либо купить соответствующие названи...

Портфель достижений ученика начальной школы

Портфель достижений ученика начальной школы...

Читательский портфель ученика.

Большую роль в формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет технология рефлексии читателя, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельнос...

Занятие по СБО "Портфель ученика"

На занятии учащиеся приобретают навыки аккуратного и бережного отношения к ученическим принадлежностям в портфеле....