Мастер-класс Развитие выразительной речи средствами театральной педагогики
методическая разработка (1 класс) на тему

Кириллова Людмила Викторовна

Содержание данного мастер-класса доказывает интеграцию учебных предметов и внеурочной  деятельности. Учитывая возрастные особенности каждого воспитанника в театре, учитель получает в свои руки эффективнейшее воспитательное средство, адекватного которому в педагогике не существует. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Развитие выразительной речи средствами театральной педагогики

(для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования)

Пояснительная записка

Сегодня воспитание школьников средствами искусства театра – добровольное дело учителя и администрации школы. А между тем театральные приёмы применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Играть сценки, представлять образы литературных героев, художественно читать стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка. В данном мастер-классе рассмотрена театральная педагогика, как основа развития связной устной речи и коммуникативных качеств ребёнка. Будучи, «живым» носителем классических отечественных национально – творческих традиций, детский театр дарит детям уникальную возможность непосредственного человеческого общения, которого недостаёт большинству наших компьютеризованных детей. Театр как синтетический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает  создать систему комплексного гуманитарно–эстетического воспитания, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, музыкой, танцами, историей, изобразительным искусством. Содержание данного мастер-класса доказывает интеграцию учебных предметов и внеурочной  деятельности. Учитывая возрастные особенности каждого воспитанника в театре, учитель получает в свои руки эффективнейшее воспитательное средство, адекватного которому в педагогике не существует. Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки  современных детей. Если нравоучения и назидания не трогают ребят, то яркий пример на театральной сцене заставляет их задуматься, вызывая нужные эмоции. Таким образом, в процессе репетиций и сценической деятельности у младших школьников развивается группа коммуникативных умений:

Использование элементов театрализации в процессе обучения и воспитания является одним из перспективных направлений педагогической мысли.

Цель программы мастер-класса: создание условий для развития речи и   коммуникативной компетентности младшего школьника средствами театральной педагогики.

Ожидаемые результаты:

- положительное отношение к творческой  деятельности;

-  широкая мотивационная основа творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-  ориентация на понимание причин успеха в творчестве, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

- способность к самооценке на основе критериев  выразительности речи.

Автор является руководителем школьного театра «Возрождение» с 2000 года. Авторская театральная программа стала победителем в республиканском конкурсе «Педагогическое вдохновение» в номинации «Художественно-эстетическое направление»,2012 год. Программа имеет рецензии: директора МБОУ «Гимназия №1» В.Г. Бондарцовой, ведущего специалиста по УМР кафедры начального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования» к.п.н. Д.Г. Абзаловой, директора Чистопольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань), к.п.н, доцент О.В. Добронравовой.

Мастер класс: «Сила голоса или сценическое мастерство».

Цель: 1) Показать эффективность театральной педагогики в развитии коммуникативной компетентности младшего школьника.

2) Раскрыть  основные методические приёмы по развитию техники речи.

3) Формирование эмоциональной культуры как одно из слагаемых культуры общения.

4) Учить эмоционально-вербально реагировать на речь собеседника, правильно оценивать его реакцию как адресата речи.

Ход выступления

                                                       «Что за прелесть – это яркое, звонкое слово!»

                                                                                                        Н.В.Гоголь

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Говоря о культуре человека в той или иной области познания, имеют в виду, прежде всего его компетентность в ней. Современная наука выделяет в составе коммуникативной компетентности языковую, предметную, лингвистическую и эмоциональную компетентность. Эмоциональная компетентность прямо пропорциональна вербализации эмоционального состояния. Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может их выразить вербально (словесно) или  не вербально (жестом, мимикой, позой), тем наиболее адекватно будет  его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура. Мы не раз на уроке обращаемся к ученику: «Прочти выразительно! Скажи громко и выразительно!» Что значит говорить выразительно? Исходя из толкования слов, «выразительность» предполагает умение выражать своё отношение к тому, о чём идёт речь, подчёркивать самое важное, главное в своём высказывании; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Не случайно слова: «образно», «заразительно» и «выразительно» - считаются исторически родственными словами. Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.  Одним из главных средств выразительности речи является тон высказывания. Тон это: правильное интонирование, сила голоса, дикция, темп речи, паузы, эмоциональная окраска. Понятие «техника речи» включает правильное дыхание, голос, произношение (дикция).

 Звучащая речь – это единый поток, в котором соединяется всё: правильное дыхание, лёгкость и гибкость звучания голоса (чистота речи); сила голоса и его тембр (звуковая окраска); ровность и устойчивость звука.

З. В. Савкова. Как сделать голос сценическим.

Итак, начнём с правильного дыхания.

От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием. В этом нам помогут специальные упражнения по дыхательной гимнастике и правильной осанке.

  1. Выполнение его обеспечит правильную осанку, поможет отрегулировать поведение; «настроить» ваше тело на активную речевую работу. Правильное положение тела.
  2. Освобождение от усталости.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «ух»! и не выпрямляясь, сделайте ещё три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трёх восклицаниях: ух-ух-ух!

Эффективнее идёт работа, если работать в паре.

Вдох через нос – выдох через рот!

  1. «Свеча» - ровный медленный выдох. Глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя легло.
  2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох. Вдох, затем короткими толчками выдохнуть: фу! Фу! Фу!...
  3. «Убить комара»

Упражнения для детей:

- задуть свечи на праздничном торте;

- сдуть с рукава пушинку;

- раздуть огонь в потухающем костре;

- подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

«Тридцать три Егорки»:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки: (сделать глубокий вдох)

Раз Егорка – два Егорка – три Егорка…(считать пока хватит воздуха)

2.                                          Всем, кто хочет добиться успеха,

                                             Нужно начать с чистоты выговора,

                                              С развития силы и крепости в голосе.

                                                                               М. В. Ломоносов

Нужно хорошо понимать, что значит «чисто говорить». Прежде всего, соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника (зрителя).

И здесь огромную роль играет такая «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. Чтобы научиться грациозной и лёгкой «речевой ходьбе», нужно потренироваться. И на помощь нам придут чистоговорки и скороговорки.

                         Есть ежата у ежа –

                         Жа-жа-жа

Как-то уж пришёл к ежу –

Жу-жу-жу.

Мне ежаток покажи –

Жи-жи-жи.

                    Наша школа хороша –

                     Ша-ша-ша

                     В нашу школу я спешу –

                      Шу-шу-шу.

А учусь я хорошо –Шо-шо-шо.

Скороговорки: «Потерялись бусы у нашей бабуси»

«Хвалю халву», «Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула», «Добыл бобов бобыль», «Все бобры для своих бобрят добры»…

 Различаются голоса высокие, средние и низкие. Для того, чтобы голос шёл по ступеням высоты, надо развивать диапазон. Учитель должен изучить диапазон голоса каждого ученика и знать предел его верхней границы. Различается голос и по своему качеству (тембру), т.е. по окраске голоса.

«Тембр, то есть звуковая окраска так же, как и сила звука, мягкость его и теплота может улучшиться при постоянной заботе о нём, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

                                                                           Всеволод Аксёнов

Необходимо работать над голосом детей, добиваясь, прежде всего звонкости и собранности звука, естественной благозвучности, хорошей слышимости для зрителя. В процессе заучивания и произнесения чисто – и скороговорок укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, уточняется и совершенствуется произношение некоторых звуков, различных их сочетаний. Не обязательно говорить быстро, лучше отчётливо и ясно. Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе повторения чистоговорок с различной громкостью, правильное использование пауз.

Далее необходимо овладеть смысловой интонацией. Правильное интонирование – первое условие выразительности звучащей речи.

Реплика – вопрос – сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

 Яблоко от яблони недалеко падает!

( Шила в мешке не утаишь?!)

Прочитать с нужной интонации.

С сочувствием:

Плачет кукла Алёнка: почти три недели, как шпионка, сидит она в тесном портфеле.(Л. Фадеева)

С восхищением:

Белой сирени большую корзину

Бережно вынесли из магазина. (С. Михалков)

Радостно:

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал.  (А. Барто)

Таинственно:

Ты нас, мама, не ищи.

Ищем мы щавель на щи.

3. Маленькие сценические диалоги для юных актёров.

Эмоционально окрашенная речь.

  1. Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

   

  1. Не найду я ушки у нашей лягушки.
  2. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.
  3. Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

  1. Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот.

  1. Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!»

                                М. Бородицкая  

Традиционно к речи учащихся предъявляются требования содержательности, логичности, точности, выразительности, ясности. Медицинских средств для усиления речевых способностей нет. Если удаётся активизировать работу мозга, это значит, что создаются более благоприятные условия для речевого развития. Активизировать работу мозга, шлифовать речь и совершенствовать мысль позволяет, на мой взгляд, театральная педагогика. Сценическое мастерство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. В процессе репетиций и сценической деятельности у младших школьников развивается группа коммуникативных умений. Умение эмоционально реагировать на речь собеседника, правильно оценивать его реакцию как адресата речи, делает общение взаимоинтересным, а саму речь эмоционально насыщенной, выразительной. Сценические чувства – это чувства, живущие в актёре до тех пор, пока он этого хочет. А поставленная речь, дикция, громкость, выразительность, эмоциональность остаётся надолго, если не навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики

«Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики»...

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики...