План по самообразованию
учебно-методический материал на тему

Антипина Ольга Владимировна

В плане описана тема, цели и задачи , поствленные учителем на предстоящий год, где и как реализуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Антипиной Ольги Владимировны,

учителя начальных классов,

2013-2015 год

Тема работы школы:

«Системно-деятельностный подход как условие повышения качества учебно-воспитательного процесса»

Методическая тема:

«Применение современных образовательных технологий как условие обеспечения системно-деятельностного подхода»

Тема самообразования:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов»

Цель: формирование ИКТ- компетентностей учителя и обучающихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.

Задачи:

  • изучение информационно-коммуникационных технологий;
  • активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие метапредметных навыков обучающихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
  • развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации обучающихся к учению;
  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ- технологий.

План работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1. Анализ затруднений:

Как формировать ИКТ-компетентность ученика?

2. Постановка проблемы.

Вовлечь учеников в освоение интернет-пространства

3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме

Сентябрь, 2013г

II. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь обучающимся осознать необходимость применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах.

Октябрь, 2013г.

III. Практический

1. Прохождение курсов.

2. Система мер, направленных на решение проблемы: создание персонального сайта,

регистрация на педагогических сайтах, обучение обучающихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете.

3. Формирование методического комплекса.

4. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

5. Корректировка работы

Июнь, 2013 год

Весь год

IV. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

май, 2015г.

V. Внедренческий

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта на уровне школы, региональном уровне.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Цель:

  • развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;
  • обучение самостоятельному  приобретению  знаний

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности обучающихся, считаю включение обучающихся в проектную деятельность.

ИКТ-компетентность учителя

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Радиальная диаграмма

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе.  Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков» (1 класс, 2 класс и т.д.), «Таблицы и схемы», «Наше творчество» и пр. В данном направлении я научилась работать с гугл-документами в гугл-диске , где я помещаю всю свою документацию.

Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе.        

Традиционный урок при  нехватке лабораторного оборудования, наглядных     пособий становится «бедным». На помощь  приходят   электронные ресурсы: учебники,  приложения,  энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школу в рамках реализации национального проекта «Образование» поступили электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках.

Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты.

Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства обучающихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса обучающихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала обучающимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению.  Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Когда учитель выстраивает урок, опираясь на результаты поиска ученика, и сам ученик делится с другими детьми своими открытиями, достижениями. На разных этапах урока работа строится с опорой  на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.

Четвёртое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах обучающихся начальных классов.

Активно занимаюсь с обучающимися проектной деятельностью, участвуем в конкурсах, марафонах, олимпиадах, фестивалях различных уровней.

Впервые в этом учебном году мои ученики участвовали во Всероссийском научном сетевом проекте « Я люблю русский язык», где мы заняли второе место. Так же приняли участие во Всероссийском марафоне « Веселые фантазии Н.Н.Носова, где тоже показали неплохие результаты ( два третьих места) и т.д.

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет так же на рост профессиональной компетентности учителя. В этом году работала координатором в мастер-классе «Создаем образовательный сайт». Так же являлась участником 2 Международной образовательной конференции «Новая школа: мой маршрут» и прошла сертификацию по курсу « Сотрудничество».В июне 2014 года на базе нашей школы проходили курсы по повышению квалификации педагогов, где я являлась фасилитатором этих курсов.

Еще одна форма использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования – это участие в различных конкурсах. Участие в конкурсах позволило повысить  мой профессиональный уровень, расширить кругозор и пообщаться с коллегами по всей России. Повышаю своё педагогическое мастерство на дистанционных курсах повышения квалификации.

Моя методическая тема «Применение информационных технологий в обучении детей в начальной школе» и вся работа построена с применением ИКТ. Все открытые уроки,  внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания  на школьном уровне я провожу с применением ИКТ. С помощью Интернет  обмениваюсь опытом с коллегами.

В заключение  хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

План по самообразованию

План по самообразованию учителя начальной школы...

План по самообразованию

Материал  содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...

План по самообразованию учителя начальных классов

Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...