План по самообразованию
учебно-методический материал на тему
В плане описана тема, цели и задачи , поствленные учителем на предстоящий год, где и как реализуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Антипиной Ольги Владимировны,
учителя начальных классов,
2013-2015 год
Тема работы школы:
«Системно-деятельностный подход как условие повышения качества учебно-воспитательного процесса»
Методическая тема:
«Применение современных образовательных технологий как условие обеспечения системно-деятельностного подхода»
Тема самообразования:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов»
Цель: формирование ИКТ- компетентностей учителя и обучающихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.
Задачи:
- изучение информационно-коммуникационных технологий;
- активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитие метапредметных навыков обучающихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
- развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации обучающихся к учению;
- повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ- технологий.
План работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений: Как формировать ИКТ-компетентность ученика? 2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в освоение интернет-пространства 3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме | Сентябрь, 2013г |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь обучающимся осознать необходимость применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах. | Октябрь, 2013г. |
III. Практический | 1. Прохождение курсов. 2. Система мер, направленных на решение проблемы: создание персонального сайта, регистрация на педагогических сайтах, обучение обучающихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете. 3. Формирование методического комплекса. 4. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 5. Корректировка работы | Июнь, 2013 год Весь год |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов | май, 2015г. |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта на уровне школы, региональном уровне. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Цель:
- развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;
- обучение самостоятельному приобретению знаний
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.
Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности обучающихся, считаю включение обучающихся в проектную деятельность.
ИКТ-компетентность учителя
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков» (1 класс, 2 класс и т.д.), «Таблицы и схемы», «Наше творчество» и пр. В данном направлении я научилась работать с гугл-документами в гугл-диске , где я помещаю всю свою документацию.
Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе.
Традиционный урок при нехватке лабораторного оборудования, наглядных пособий становится «бедным». На помощь приходят электронные ресурсы: учебники, приложения, энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школу в рамках реализации национального проекта «Образование» поступили электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках.
Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты.
Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства обучающихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса обучающихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала обучающимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Когда учитель выстраивает урок, опираясь на результаты поиска ученика, и сам ученик делится с другими детьми своими открытиями, достижениями. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Четвёртое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах обучающихся начальных классов.
Активно занимаюсь с обучающимися проектной деятельностью, участвуем в конкурсах, марафонах, олимпиадах, фестивалях различных уровней.
Впервые в этом учебном году мои ученики участвовали во Всероссийском научном сетевом проекте « Я люблю русский язык», где мы заняли второе место. Так же приняли участие во Всероссийском марафоне « Веселые фантазии Н.Н.Носова, где тоже показали неплохие результаты ( два третьих места) и т.д.
Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет так же на рост профессиональной компетентности учителя. В этом году работала координатором в мастер-классе «Создаем образовательный сайт». Так же являлась участником 2 Международной образовательной конференции «Новая школа: мой маршрут» и прошла сертификацию по курсу « Сотрудничество».В июне 2014 года на базе нашей школы проходили курсы по повышению квалификации педагогов, где я являлась фасилитатором этих курсов.
Еще одна форма использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования – это участие в различных конкурсах. Участие в конкурсах позволило повысить мой профессиональный уровень, расширить кругозор и пообщаться с коллегами по всей России. Повышаю своё педагогическое мастерство на дистанционных курсах повышения квалификации.
Моя методическая тема «Применение информационных технологий в обучении детей в начальной школе» и вся работа построена с применением ИКТ. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания на школьном уровне я провожу с применением ИКТ. С помощью Интернет обмениваюсь опытом с коллегами.
В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
Личный перспективный план по самообразованию
Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...
План по самообразованию
План по самообразованию учителя начальной школы...
План по самообразованию
Материал содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...
План по самообразованию учителя начальных классов
Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...