Технология открытия знаний
презентация к уроку на тему
Данный материал проиллюстрирует этапы урока по открытию новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_novykh_znaniy.zip | 1.02 МБ |
Подписи к слайдам:
Мудрым никто не родился, а научился.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения – наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и некуда не годятся». А. Дистервег
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Паскаль
Первая рекомендация практикующим учителям:
Этап введения знаний – это основной трудоемкий этап урока.Он не должен приходиться на вторую половину урока, когда внимание учеников снижается.Введение знаний желательно начинать не позднее десятой минуты урока.Учитель не должен перегружать предшествующий этому этап урока.Надо тщательно отбирать действительно необходимые задания на актуализацию знаний.
Вторая рекомендация практикующим учителям
Учитель должен четко осознавать, с каким типом знаний необходимо работать на конкретном уроке. Тем легче ему будет управлять самим процессом «открытия».
Четыре основные типа знаний
Факт (единичная информация)
Правило(алгоритм действия)
Понятие (выделение существенныхпризнаков предмета)
Закономерность(отражение связи между понятиями)
Как помочь ученикам «открыть» новое для них знание?Первый путь лежит через гипотезы.
Первый шаг – выдвижение гипотезы.Выдвинуть гипотезу- значит выдвинуть предположение.Оценить ее истинность или ложность при проверке.Установить искомое знание (решающее) или ошибочное.
Второй шаг – проверка решающей гипотезы.Смысл проверки состоит в приведении аргумента в пользу решающей гипотезы («это так, потому то…»).Или контраргумента к ошибочной («это не так, потому что…»)
Как выдвигать гипотезу на уроке?
Два способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке. Любой из этих шагов делает учитель на уроке по своему выбору
Учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу
Учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы. Эта форма побуждающего диалога самая эффективная.
Проблемные вопросы и задания нужно поставить так, чтобы они:
Содержали посильное для учеников и доступное для них мыслительное затруднение;Учитывали имеющийся у них запас знаний , умений;Вызывали удивление детей при сопоставлении известного с неизвестным, желание преодолеть это затруднение;подталкивали их к выдвижению гипотез;Связывали материал с жизнью.Из учебника «Педагогика начальной школы»
Новые мерки и умножение
урок 22, с. 64-66учебник Петерсон Л.Г.
Понедельник
Сколько всего цветов?
5 + 5+ 5+ 5 + 5 = 25 (ц.)
Вторник
Сколько всего поленьев?
4 + 4+ 4+ 4 + 4+ 4 = 24 (п.)
Среда
Каждому из вас Среда приготовил по 3 вишенки. Сколько всего вишен?
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + ............. 27 раз
Знаем:5 · 0 = 0 5 · 1 = 5 5 · 2 = 10 5 · 3 = 15 5 · 4 = 20
Не знаем?
План:
1. Заполнить первый столбик, используя счет пятерками.2. Заполнить второй столбик, используя перестановку множителей.3. Заполнить третий и четвертый столбики на основе взаимосвязи умножения и деления.
Правила работы в группе:В группе должен быть организатор обсуждения.Каждый может высказать свою версию решения.Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.Каждая версия обсуждается в группе.В группе согласуется общее решение.Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
5 · 5 = 25 5 · 6 = 30 5 · 7 = 35 5 · 8 = 40 5 · 9 = 45
6 · 5 = 30 7 · 5 = 35 8 · 5 = 40 9 · 5 = 45
25 : 5 = 5 30 : 5 = 6 35 : 5 = 7 40 : 5 = 8 45 : 5 = 9
30 : 6 = 5 35 : 7 = 5 40 : 8 = 5 45 : 9 = 5
Общие рекомендации по подготовке уроков
При деятельностном подходе поставить учебную проблему можно через создание проблемной ситуации (невыполнимое практическое задание) и подводящим диалогом.Наиболее трудоемкие звенья введения нового способа действия уже разработаны Л.Г. Петерсон и изложены в ее методических рекомендациях.
Словарь учителя при деятельностном подходе
Нельзя говорить«Нет, не так»«Неправильно» (если речь идет о выдвижении гипотезы);«Молодец» «Верно»(когда речь идет о решающей гипотезе, которую еще надо проверить)
Говорите почаще«Неужели решили, а я не ожидала. Ведь примеры -то были новые»«Вы согласны? А у кого получился другой ответ? Почему у нас разные мнения?»«Что ты имеешь в виду, можешь свою мысль сформулировать иначе ?»Так, а какие есть еще мнения, гипотезы?
Планирование доски
При подготовке урока обратите внимание на планирование доски.Целесообразно выделять две зоны доски: «рабочую» и «опорную».В «рабочей»выполняются текущие записи(примеры, задачи).«Опорная зона» - зона «сухого остатка».Здесь записываются алгоритм действий, формулы, символы, схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии, открытый урок
небольшой материал по использованию мной здоровьесберегающей технологии и открытый урок по окружающему миру...
Урок по теме: "Равенства и неравенства" 1класс Открытие знаний
Технология проблемно-диалогического обучения предполагает творческий процесс организации учебной деятельности учителем и творческую деятельность ученика на уроке.Главное в таком уроке, что дети сами о...
Рабочая программа технология "Планета знаний"
РП и КТП технология...
Конспект урока письма в 1 классе ( с использованием современных технологий проверки знаний в программе ПервоЛого)
Открытый урок по преемственности с самопроверкой и самооценкой на компьютерах....
Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке.
Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открыв...
Рабочая программа. Технология. Планета Знаний
Рабочая программа по программе "Планета Знаний". Технология...
Организация открытия знаний по русскому языку младшими школьниками на проблемных уроках
Варианты открытия ноых знаний на проблемных уроках по русскому языку....