Организация открытия знаний по русскому языку младшими школьниками на проблемных уроках
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Махотина Нина Дмитриевна

Варианты открытия ноых знаний на проблемных уроках по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_otkrytiya_znaniy.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Организация  открытия  знаний

                      по русскому языку младшими школьниками  на проблемных уроках

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно- познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правил или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

 На проблемном уроке учитель работает диалогом и помогает детям осуществить не репродуктивную, а подлинно творческую учебную деятельность. Он помогает детям пройти два важнейших творческих звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

1. Реализация на практике постановки учебной проблемы.

Первый путь постановки учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации, побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса для исследования.

Приемы создания проблемной ситуации универсальны с 1-ого по 4-ый класс, поэтому я  использовала их на уроках во всех классах в зависимости от особенности и сложности учебного материала.

На моих уроках создавались различные типы проблемной ситуации.

Ситуация № 1. (С удивлением)

Одновременно предъявлялись противоречивые факты

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне (3 класс)

а)        На доске записано слово солнце

Учитель. Прочитайте это слово орфографически

Дети. Солнце

Учитель. Прочитайте орфоэпически.

Дети. Сонце.

Учитель. Что удивило?

(Побуждение к осознанию противоречия).

Дети. Буква «л» в слове пишется, а при чтении звук не произносится.

Учитель. О чем вам захотелось спросить?

(Побуждение к формулированию проблемы).

Дети. Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?

Учитель. Над какой темой будем работать?

Дети. Правописание непроизносимых согласных.

(Учебная проблема как тема урока).

Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных дательного падежа (4 класс)

б)        На доске записано предложение:

Он побежал навстречу сестре и матери.

Учитель. Прочитайте предложение и найдите имена существительные, определите их род и падеж, выделите окончания. Что интересного вы заметили?

(Побуждение к осознанию противоречия).

Дети. Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные.

Учитель. Какой возникает вопрос?

(Побуждение к формулированию проблемы).

Дети. Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Учебная проблема как вопрос)

Ситуация №2. (с удивлением)

Столкнуть мнения учеников практическим заданием

Тема урока: Правописание парных согласных на конце слова (2 класс)

а)        Два ученика на доске с обратной стороны, остальные учащиеся в тетради пишут под диктовку слова: труд, шкаф, столб, круг, глаз, шалаш.

Учитель. Кто написал так, как на доске? Кто по-другому?

Учитель. Задание было одно, а как вы его выполнили? Сколько мнений в нашем классе?

(Побуждение к осознанию противоречия)

Дети. Выполнили по-разному.

Учитель. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте тему урока.

(Побуждение к формулированию проблемы)

Дети. Правописание парных согласных на конце слова.

(Учебная проблема как тема урока)

С целью активизации работы учащихся, повышения их внимания и интереса вводила

 игровые моменты.

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов. (4 класс)

б)        На листочках записаны столбики слов

строет строит

мечтаешь мечтаешь

клеим клеем

(Таня)        (Ваня)

Игра «Мы - учителя»

Учитель. Ребята, я опять обращаюсь к вам за помощью. Проверьте работу ребят.

Работа ведется в четверках, созданных «по территориальному признаку», то есть учащиеся просто поворачиваются друг к другу.

Учитель. Какое было задание у Тани и Вани?

Дети. Одинаковое.

Учитель. Почему же сделали по-разному? Кто из ребят прав?

Как правило, мнения учащихся в четверках тоже разные.

Учитель. Почему так произошло? Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы).

Дети. Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Учитель. Какая тема нашего урока?

Ситуация №3 (с удивлением)

Противоречие между житейским представлением и научным фактом.

Тема урока: Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа (4 класс)

а)        Ученик (способный допустить ошибку) пишет на доске под диктовку слова кричишь, возьмешь, кричиш, возьмеш.

Учитель. Проверь написание слов по орфографическому словарю. Что тебя удивило? Ты думал вначале - как пишутся эти слова? А как на самом деле?

(Побуждение к осознанию противоречия)

Учитель. Ты узнал, как пишутся эти слова на самом деле? Какой у тебя возникает вопрос?

(Побуждение к формулированию проблемы)

Дети. Какие окончания имеют глаголы 2 лица единственного числа?

Тема урока: Мягкий знак после шипящих в именах существительных. (3 класс)

б)        Два ученика на доске с обратной стороны пишут под диктовку слова: ключ, дочь, мышь, шалаш, нож, молодежь.

Учитель. А теперь посмотрите, как это задание выполнила я.

(Предъявление научного факта: возникновение проблемной ситуации).

Учитель. Где ошиблись мои помощники? Сравните записи.

(Побуждение к осознанию противоречия)

Ученики называют расхождения.

Учитель. А почему ребята допустили ошибки? Какого правила вы еще не знаете? Какой будет тема сегодняшнего урока?

(Побуждение к формулированию учебной проблемы)

Ситуация №4.

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных. (3 класс)

Задание 1.

Учитель. Назовите парные согласные, объясните правописание: зубки, мороз.

Дети. Парный согласный [п], проверяем - зубы, пишем «б»; парный согласный [с], проверяем - морозы, пишем «з».

Задание 2.

Учитель. Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните

правописание: известный, радостный.

Дети затрудняются.

Учитель. Почему не можете? В чем затруднение?

(Побуждение к осознанию противоречий).

Дети. Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.

Учитель. Какая будет тема урока?

(Побуждение к формулированию учебной проблемы)

Ситуация № 5. (с затруднением)

Тема урока: Правописание безударных гласных корня (1 класс)

Дать задание, сходное с предыдущим. Доказать, что задание ученики не выполнили из-за нехватки знаний.

Учитель. Назовите безударные гласные, объясните правописание слов: нога, стена, лиса, шкафы, пятно, ковер, снежок.

Дети. Нога-ноги, стена - стены, лиса- лисы, шкафы-шкаф, пятно-пятна, ковер - ковры, снежок - снежки.

Учитель. Как проверяли безударный гласный?

Дети. Изменяли форму слова, ставили безударный гласный под ударение.

Учитель. Проверили безударный гласный таким образом в двух последних словах?

(Побуждение к осознанию нехватки знаний)

Дети. Нет, такой способ проверки не подходит. Как проверить не знаем.

Учитель. Так чему будем учиться на этом уроке?

(Побуждение к формулированию проблемы).

Дети. Другим способом проверять безударную гласную в корне.

Учитель. Какая тема нашего урока?

(Правописание безударных гласных корня).

На уроках иногда использовала другой путь формулирования проблемы - подводящий к проблеме диалог.

Предлагала учащимся систему посильных вопросов и заданий, которая шаг за шагом приводила их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивался от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

Рассмотрим в качестве примера фрагмент урока.

Тема: Заглавная буква (1 класс)

Учитель. Прочитайте предложения на доске:

У крыльца лежит шарик. Собака Шарик бегает по тропинке.

Учитель. Какое слово употреблено в обоих предложениях?

Дети. Шарик.

Учитель. Как это слово написано?

Дети. По-разному. В одном предложении написано со строчной буквы, в другом - с прописной.

Учитель. Чему будем сегодня учиться?

Дети. Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой.

Итак, первый творческий этап завершился постановкой учебной проблемы.

2. Использование ведущих методов решения учебной проблемы

Поиск решения учебной проблемы на уроках проводила через побуждающий или подводящий диалоги.

Фрагмент урока с побуждающим диалогом.

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих.»

На уроке поставлена проблема как тема урока.

На доске слова: мышь, ключ, дочь, малыш.

Учитель. Посмотрите на список слов на доске. Какие есть предположения о правописании мягкого знака?

(Общее побуждение к выдвижению гипотез)

Дети. У одушевленных имен существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у неодушевленных - нет.

Учитель. Давайте проверим вашу гипотезу. Как это можно сделать?

(Общее побуждение к плану проверки)

Дети. Запишем слова в 2 столбика

одушевленные        неодушевленные

мышь        ключ

ДОЧЬ

малыш

В первом столбике оказались слова с мягким знаком и одно слово без мягкого знака. Значит, гипотеза неверная.

Учитель. Какие еще будут гипотезы? Что можно сказать о роде?

(Подсказка к выдвижению решающей гипотезы)

Дети. В женском роде мягкий знак пишется, а в мужском нет. (Решающая гипотеза)

Учитель. Давайте проверим вашу гипотезу. Как это можно сделать?

(Общее побуждение к плану проверки).

Дети. Как и в первом случае. Запишем слова в 2 столбика: в один столбик существительные женского рода, в другой - мужского.

(План проверки)

Дети (сделав работу). Слова первого столбика - женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика - мужского рода и без мягкого знака.

Учитель. Сделайте общий вывод.

Дети. После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, в именах существительных мужского рода - не пишется.

(Открытие нового знания).

Фрагмент урока с подводящим диалогом.

Тема: Одушевленные и неодушевленные существительные.

На уроке поставлена проблема как тема урока.

На доске записаны слова в 2 столбика

девочка стол

заяц        книга

художник        машина

Учитель. Прочитайте слова в столбиках. На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?

Дети. Кто?

Учитель. На какой вопрос отвечают существительные второго столбика?

Дети. Что?

Учитель. Существительные первого столбика называются одушевленными, второго - неодушевленными. Сформулируйте определение.

Ученики формулируют определение (Открытие нового знания).

Таким образом, учитель, работая методом побуждающего и подводящего диалогов, помог детям самим открыть и сформулировать новые знания.

Решением проблемы закончился второй творческий этап.

Итак, при проблемном обучении учащиеся, проходя два творческих звена, сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действий путем выдвижения гипотез и их обоснования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку младших школьников

В данном материале представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальных классах. Нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся (проблемные во...

Систематизация теоретических знаний по русскому языку у младших школьников.

В этой статье представлена система работы по повышению качества знаний по русскому языку у младших школьников....

Индивидуальные каточки для организации закрепления знаний по русскому языку по теме: Текст ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Индивидуальные каточки для организации закрепления знаний по русскому языку по теме: Текст ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ,  СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Комплекс дидактических упражнений по овладению лексико-грамматическим строем речи русского языка младшими школьниками с русско-киргизским билингвизмом

Подобран и адаптирован комплекс дидактических упражнений, основанный на принципах и методах преподавания русского языка как иностранного, который был разбит на тематические блоки (осень, овощи, фрукты...

Формирование языковых, коммуникативных, лингвистических компетенций на уроках русского языка младших школьников

      Методические рекомендации по формированию языковых, коммуникативных и лингвистических компетенций учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка разработаны ...