Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
учебно-методическое пособие (3 класс) на тему

Косарева Валентина Ивановна

Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsionnaya_rabota.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС» Косаревой Валентины Ивановны

1. Сформулируйте основные педагогические задачи, которые Вы ставите (или планируете поставить) в рамках Вашей профессиональной области? Какие типы педагогических технологий, представленных в разделе 1 курса, Вы можете применять для решения этих задач?

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные  требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является  необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на  повышение современного качества образования, развития личности, познавательных и  созидательных способностей. Повышение качества образования должно осуществляться не  за счёт дополнительных нагрузок на учащихся, а через совершенствование форм и методов  обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий,  ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование  комплекса личностных качеств обучаемых.  Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию   окружающего мира. Перед собой я ставлю  задачи:

-создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому  ученику проявить инициативу;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе  класса, создавать ситуацию успеха на уроке,  повышать учебную мотивацию;

-обеспечивать деятельный характер через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с  информацией;

-стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов  выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  Педагогическая задача возникает всякий раз тогда, когда нужно перевести учеников  из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать  умения, навыки (не знал – узнал, не умел – научился, не понимал – понял) или же переделать  одну систему знаний, умений,  навыков в другую ( Н.В. Кузьмина).

Анализируя типологии учебных задач, Г.А. Балл выделяет две категории действий и, соответственно, задач:

1 действия, составляющие собственно учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены эти действия (учебные задачи):

2 действия, которые субъект должен научиться осуществлять (критериальные  действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи).

Педагогическая задача – это субъективный способотражения педагогической ситуации в сознании педагога и воспитанников, это образ педагогической ситуации, её  восприятие педагогом или воспитанником, отражение в сознании и деятельности. Ситуация  становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача). Педагогическая задача – это требуемое изменение в ребёнке, в условиях и  средствах его обучения и воспитания. Формулировка задачи должна намечать получение  конкретного результата и начинаться со слов «выявить», «обосновать», «установить» и т.п. Задача определяет не сам результат, как конечно состояние системы, а вклад в достижение результата.

Виды педагогических задач:

- стратегические задачи определяют существенные изменения в учении или  в его индивидуально - личностных свойствах, качествах, имеющие принципиальный характер для достижения долгосрочных педагогических целей;

- тактические задачи чаще относятся к стилю профессионального поведения, деятельности и отношений педагога, которые необходимы для достижения педагогического результата;

- оперативные задачи, как правило, связанные с изменением обстоятельств, влияющих на эффективность педагогической деятельности.

Для меня разрешение педагогической задачи – это решение вопроса о требуемом характере педагогической помощи ученику (сопровождение, поддержка или руководство). Это реальное затруднение, требующее для усвоения разрешения определённого уровня компетентности. Нередко задача определяется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения». В этом определении раскрывается не только объективный характер педагогической задачи. Но и потребность в анализе, моделировании, отборе вариантов решения. Действия, как осознанный акт решения задачи проходят в своём развитии от действий по образцу до творческих действий.

         Выделяются различные технологии решения педагогических задач:

- репродуктивные технологии направлены на разрешение типовых педагогических задач, систематически повторяющихся в учебном процессе. Повторяющиеся действия педагога в повторяющихся педагогических ситуациях способствуют закреплению ритуалов в проведении уроков и внеурочной работы, формируют у детей ощущение стабильности, снижают напряжённость в педагогическом процессе;

- продуктивные технологии направлены на решение нетиповых педагогических задач и требует собственных поисковых действий учителя. Эти решения могут быть разного уровня: комбинации из известных технологий, дополнения собственными приёмами и методами известных технологий или новаторские разработки, основанные на новых идеях;

- алгоритмичные технологии характеризуются тем, что они направлены на решение эвристических педагогических задач в принципиально непрогнозируемых ситуациях (например, организацию творчества детей). В содержание категории «эвристическая задача» включаются критерии латентности (наличия противоречия между содержанием задачи и имеющими у человека опытом, проблемное содержание и неопределённости, а также педагогические – доступность, наличие смыслового контекста. Во многом термин «эвристическая задача» синонимичен терминам «творческая задача», «проблемная задача», «нестандартная задача». Для решения этих задач в своей работе я чаще всего использую личностно – ориентированную технологию, технологию сотрудничества, объяснительно – иллюстративную технологию и игровую. Игровую технологию использую чаще, т.к. игра – это полигон для общественного и творческого самовыражения детей.

2. Каким образом (какими средствами) возможно внедрение компетентностного подхода в Вашей предметной области? Если он уже реализуется Вами, то какие основные сложности в его осуществлении Вы видите и как их можно преодолеть?

Какие ключевые направления совершенствования контрольно-оценочной системы в Вашей организации Вы считаете необходимыми и почему? Компетентностью называется интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Признаки компетентности постоянно изменяются, ориентируются на будущее, имеют деятельностный характер обобщённых умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных ситуациях, проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации, связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность.

А.В. Хуторский выделяет три компетенции:

- ключевые компетентности, относятся к общему содержанию образования;

- общепредметные компетентности, которые относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

- предметные компетентности – частные по отношению к двум предыдущим компетентностям.

На уроках окружающего мира я пользуюсь таким механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся  как:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- работы, связанные с исследованием объекта, проведением опыта, экспериментированием;

- выполнение практических работ;

- составление учащимися авторской работы в различных жанрах(подготовка реферата, доклад, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.)

- наблюдение за явлениями природы, поведением окружающих, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- участие в дискуссии;

- работа с различными информационными источниками, учебно - научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе  представленных в электронном виде). Целью уроков литературного чтения является формирование читательской компетентности младших школьников. На уроках русского языка реализую познавательную цель и социокультурную, которая включает формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая, и коммуникативная компетентности.

В каждой из ключевых компетенций возможно выделение трёх основных составляющих, подлежащих оценке:

- знания и умения;

- ситуационное поведение;

- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций. Контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса и не имеет самостоятельных целей.

Необходимо оценивать индивидуальный творческий компонент.

Для контроля успеваемости мы, учителя, используем пятибалльную систему, оценивая тестовые, проверочные и контрольные, устные ответы, проекты, достигнутые учениками умения и навыки. Считаю, что эта система несовершенна.

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется  идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить - или на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский).

В контрольно-оценочной системе необходимо перейти от авторитарности к совместной деятельности с обучаемыми по повышению качества результатов обучения, когда критерии оценивания задания разрабатываются вместе с учениками до начала работы над заданием. Ученик будет знать, что от него ждёт учитель и будет стремиться оправдать эти ожидания. Также нужны многомерные оценки, характеризующие способность учащихся к творческой деятельности.

В своей работе при выставлении оценок ориентируюсь на сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями

- хорошо бы было ввести безотметочную систему обучения на протяжении всей  начальной школы, обучать детей самооцениванию, что определяется свободой выбора систем оценивания;

- внести изменения в системы оценивания: дифференциацию оценивания по видам работы, само – и взаимооценивание, максимальную объективацию оценивания, открытость критериев для учеников;

- необходимо отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к  индивидуализированным методам, формам и средствам контроля, использовать аутентичную оценку, предполагающую выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений;

- нужно отслеживать динамику изменения личностных достижений каждого ученика, оценивать комплекс работ, выполненных за определённый период;

- перейти на накопительную систему отметок;

В нашей школе отдаётся приоритет письменной формы оценке знаний над устной, стимулируется результат текущего контроля и самостоятельных и контрольных работ в итоговой оценке. Хорошо бы ввести многобалльную шкалу оценивания с сохранением пятибалльной шкалы в качестве основы.

В начальной школе особенно важно оценивать динамику интеллектуального и психофизиологического развития ребёнка. При этом существенна мотивационная составляющая образования. Ребёнок хочет учиться, хочет идти в школу – вот что, на деле, важно в первую очередь.

Вывод: каждый ребёнок в образовательном процессе движется по своей траектории и поэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно, и тоже время.

3. Какими основными качествами из перечисленных в разделе 4 курса обладают реализуемые Вами педагогические технологии? Формализуйте (опишите) одну из используемых Вами педагогических технологий в соответствии со структурой, представленной в теме 4.4.

В изучение технологий  проблемного обучения, можно выделить такие вопросы:

  • Как обычный урок сделать необычным?
  • Как неинтересный материал сделать интересным?
  • Как с современными детьми говорить на современном языке?

Эти и многие другие вопросы задаю себе я, приходя сегодня в класс. Учитель должен владеть личностно – ориентированными, развивающими педагогическими технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Среди многообразия педагогических технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе учащихся начального звена. Однако, чаще всего я использую технологию проблемного обучения или её элементы. Основным качеством данной технологии определяется развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизация познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении знаниями, умениями и навыками. Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например:

  • Определение темы урока:

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

- Прочитайте слова на доске:

  Душ, ночь, ложь, стриж, дочь, муж, ключ.

- Чем все эти слова похожи?

- А чем эти слова отличаются?

- Над какой темой будем работать? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)

  • Доноведение. Тема: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

Постановка  проблемы:

- Назовите, кого вы видите на экране?

- Как вы думаете, к какому времени это относится?

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используются такие задания:

  • Русский язык. Тема: «Имя существительное»

Задание 1. Из данных слов выпишите имена существительные:

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, осенний, бегать, воробей.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы:

Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолёт.

Всегда помню слова:

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, - и я смогу запомнить

Позволь мне это сделать самому, и я научусь» (Конфуций)

Вывод:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Мои ученики активно участвуют в конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок» и др.

4. Какие из представленных в курсе технологий Вы находите наиболее подходящими для Вашей предметной области? (Достаточно рассмотреть 3-4 технологии или их вида). Ответ аргументируйте. В чем состоят ограничения других технологий при их реализации в Вашей предметной области? (1-2 примера ограничений вполне достаточно).

Наиболее подходящими в своей области считаю такие технологии, как технология проблемного обучения (о ней я рассказала выше), информационно – образовательные технологии, игровые технологии и здоровье сберегающие технологии.

Остановлюсь на каждой из них подробнее.

Урок с использованием информационных технологий становится наиболее интересным для учеников, в результате,  становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время я использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернета.

Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира и доноведения презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания тоже проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Вывод: при активном использовании информационно - компьютерной технологии в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать вывод и принимать решение, повышает интерес к изучаемым  предметам.

Игровые технологии. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой.

В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела  учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, она даёт возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Например:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

- Сегодня с нами на уроке будет работать Емеля, он приехал к нам… на чём?

Правильно, на печке. (Выставляется рисунок Емели на печке)

Он предлагает вам игру «Дополни предложение»

  1. Звуки бывают(гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).
  2. Звуки мы слышим, буквы мы …(пишем).
  3. В слове столько слогов, сколько…(гласных).
  4. После твёрдых согласных пишутся гласные…(а, о, ы, у)
  5. После мягких согласных пишется…(и).

Как отличить согласный звук от гласного?

Здоровьесберегающие  технологии. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - это необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и  учениками именно эту  цель:

Как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приёмы здоровьесберегающей технологии.

1. Включаю элементы личностно - ориентированного обучения:

- Вхождение в рабочий день. Начиная с 1 класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся»

При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

-Создание ситуации выбора и успеха.

-Использование приёмов рефлексии.

2. Использую проведение физминуток.

3. Провожу родительские собрания.

Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессах позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья. В заключение, хочу сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и  здоровым»

Ограничением использования других технологий, считаю ограничение использования технологии «Система инновационной оценки «Портфолио», наверно потому, что она появилась позднее, на мой взгляд, и поэтому менее изучена мною. Освоением этой технологии я занимаюсь сейчас.

5. Какие основные принципы, установленные ФГОС, Вы соблюдаете при формировании и/или реализации педагогических технологии в Вашей предметной области? На удовлетворение каких требований Стандарта направлены реализуемые Вами педагогические технологии?

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение  предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Преимущество этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному контролю и самооценке результатов обучения.

Приоритетом обучения должно  стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и  умения и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение информационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Результатом использования современных педагогических технологий считаю: стабильное качество знаний по предметам, которые я преподаю 58-75 %, уровень обученности – 100%.

Результаты диагностики мотивации сферы учащихся показывают преобладание учебно–познавательных мотивов над узколичностными.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами информационных технологий, я добиваюсь хороших результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

"Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС"

Современные педагогические технологии в условиях реализации...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве......

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...