Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
учебно-методический материал на тему
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
Презентация, приожение, текст https://drive.google.com/folderview?id=0B6io3-7nIurZZ3R5X2VTSHpMbU0&usp=sharing
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
53budaeva_nn.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№53 Г О САМАРА
Будаева Наталья Николаевна
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде
замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Леонардо да Винчи
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения” | 2. Уроки-деловые игры | 3. Уроки - пресс-конференции | 4. Уроки-соревнования |
5. Уроки типа КВН | 6. Театрализованные уроки | 7. Компьютерные уроки | 8. Уроки с групповыми формами работы |
9. Уроки взаимообучения учащихся | 10. Уроки творчества | 11. Уроки-аукционы | 12. Уроки, которые ведут учащиеся |
13. Уроки-зачеты | 14. Уроки-сомнения | 15. Уроки - творческие отчеты | 16. Уроки-формулы |
17. Уроки-конкурсы | 18. Бинарные уроки | 19. Уроки-обобщения | 20. Уроки-фантазии |
21.Уроки-игры | 22. Уроки-“суды” | 23. Уроки поиска истины | 24. Уроки-лекции “Парадоксы” |
25. Уроки-концерты | 26. Уроки-диалоги | 27. Уроки “Следствие ведут знатоки” | 28. Уроки - ролевые игры |
29. Уроки-конференции | 30.Интегрированные уроки | 31. Уроки семинары | 32.Уроки – “круговая тренировка” |
33. Межпредметные уроки | 34. Уроки-экскурсии | 35. Уроки-игры “Поле чудес” | 36. Урок – радиопередача, телепередача |
37. Урок-интервью | 38. Видео-урок | 39. Урок-экскурсия | 40. Урок - заочное путешествие |
Приведу конкретные примеры из практики.
Уроки – экскурсии. В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям и разрабатываю такие уроки. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.
Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Наблюдения дают основу, на которой строятся мыслительные операции и являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.
Из практики своей работы, я вижу, что уровень умения наблюдать у учащихся возрастает от класса к классу. Для этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу самарского края. Урок-экскурсия проводится, как путешествие по городу. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод. Моя задача - настроить учеников на восприятие. Путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.
Экскурсии предшествует большая подготовка: во внеурочное время посещаем коллективом детскую районную библиотеку. Готовлю карточки-задания, призы. Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Провожу игру “Навигатор” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до заданного места) Перед экскурсией слушаем и поём «Гимн Самаре». Готовим проекты «Самара – любимый город». Просматриваем слайды с видами города. Дети читают стихи о нашем городе и пробуют сами сочинять.
В автобусе любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.
Путешествие заканчиваю подведением итогов и обязательно вопросами-подарками: Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу? Домашнее задание даю в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось и описать впечатления от экскурсии в сочинениях. За лучшие работы ребята награждаются призами.
После экскурсии дети с восторгом делятся впечатлениями. Что может быть лучше такой награды учителю!
На уроке-путешествии «Части речи» ребята путешествовали по вымышленным городам Волшебной страны. На таких уроках я использую разные задания, которые можно решить путём разгадывания ребусов, кроссвордов, загадок. Дети любят «Экспресс-опрос» (да +, нет-)
Урок-аукцион по русскому языку в 4классе начинаю со слов: Сегодня мы подводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие- “аукцион знаний по русскому языку”. На продажу будут выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. А помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работ в команде.
- Я, ведущая аукциона - магистр грамматических наук. Далее провожу задания разного уровня сложности, конкурсы команд и капитанов. В завершении урока подвожу итоги аукциона знаний по русскому языку:
- Все лоты проданы. Аукцион завершается награждением команды - победительницы.
- Команда ... выиграла аукцион, она смогла “купить” наибольшее количество лотов, т.е. показала отличное знание русского языка. Ей вручается диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку. И каждый участник команды тоже награждается дипломом победителя.
Урок – спортивно-математический турнир прошёл под лозунгом «Умные, смелые, ловкие, умелые, вперёд!» Задания, которые развивают смекалку, логику, укрепляют память - провожу в подвижной форме, в духе соревнования. Подобного типа уроки провожу в конце четверти.
Урок-сказка по математике «Целое и части» был проведён в виде сказки. К доске пригласила четырёх мальчиков для построения проблемной ситуации. Разделили класс на группы. Каждая группа сочинила сказку. Начало «В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев….» и конец придумали сами дети, как вывод: «С тех пор люди научились целое делить на части». На таких уроках создаю ситуацию заинтересованности и пытаюсь максимально активизировать познавательную деятельность.
На своих уроках я постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нестандартные уроки.
Мне всегда хочется сделать урок интересным, активизировать деятельность учащихся, не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше. Решить главную задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по предметам, выработать навыки и умения применять их на практике.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нестандартные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников - основной механизм повышения качества образовательного процесса.
Как научить детей работать самостоятельно? Это угловой вопрос НОО ФГОС...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...
Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...
«Нетрадиционные формы урока как способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно....
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...
Нестандартные формы урока как средство повышения качества образования
В докладе представлен опыт использования разных нетрадиционных форм уроков, способствующих повышению качества образования...