«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал
Анализ работы по самообразованию. Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ
работы педагога по методической теме самообразования
за период 2019/2020 учебного года
Ф.И.О. учителя – Казакова Марина Вячеславовна.
1. Методическая тема по самообразованию:
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»
2. Актуальность.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
3. Цель работы: Способствовать формированию УУД через внедрение технологии научно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО.
Задачи:
1. Формировать систему научных взглядов учащихся;
2. Развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
3. Знакомить с современными методами научно- исследовательской работы;
4. Создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
5. Участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города: конкурсах, олимпиадах, конференциях;
6. Научить детей работать с научной литературой.
Объект исследования: процесс формирования основ исследовательской и познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ исследовательской и познавательной деятельности младших школьников.
4. Этапы реализации методической темы:
Диагностический 2015-2016 | 1.Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4. Изучите новых образовательные стандартов, их особенностей. 5. Изучение методической, педагогической и психологической литературы по теме. 6.Знакомство с работами коллег по данной теме. 7. Отбор, изучение и анализ материалов о научно-исследовательской деятельности в начальной школе, в Интернете. 8.Разработка и практическое применение научно-исследовательской деятельности в начальной школе 9. Регулярное пополнение методической копилки на личном сайте. |
Прогностический 2016-2017 | 1. Изучение опыта работы учителей по теме в СМИ. 2. Проведение мастер - класса по теме «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» на МО учителей начальных классов 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по заданной теме. 4.Разработка и практическое применение научно-исследовательской деятельности в начальной школе в 1 классе. 5. Открытые уроки на школьном уровне. 6. Регулярное пополнение методической копилки на личном сайте. |
Практический 2017-2018 | 1. Разработка и практическое применение научно-исследовательской деятельности в начальной школе во 2 классе. 2. Открытые уроки на школьном уровне. 3. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 4.Посещение уроков учителей начальной школы. 5. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме. 6. Регулярное пополнение методической копилки на личном сайте. |
Коррекционно-практический 2018-2019 | 1. Разработка и практическое применение научно-исследовательской деятельности в начальной школе в 3 классе. 2. Создание банка разработанных материалов по применению научно-исследовательской деятельности в начальной школе 3. Регулярное пополнение методической копилки на личном сайте. |
Обобщающий 2019-2020 | 1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2. Открытые уроки на школьном уровне. 3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов. 4. Консультативная помощь учителям. 5. Размещение публикаций по теме в сети Интернет. 5. Обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях. |
5. . Планируемые результаты
1. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, и развитие их творческих способностей;
2. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
3. Обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
4.Мотивация учебной деятельности;
5.Развитие кругозора.
6. Практический выход, формы представления:
1. Сообщение на заседании МО учителей – начальных классов.
2. Показ применения новых технологий на открытом уроке.
3. Защита проектов на ежегодной научно-практической конференции для учащихся начальной школы.
7. Виды диагностик, позволяющих отследить эффективность работы в педагогической деятельности:
- Анкеты для обучающихся;
- Итоги исследовательской и познавательной деятельности;
- Рейтинг участия в олимпиадах, творческих конкурсах.
8. Творческое сотрудничество:
- с учителями школы;
- сообщества учителей в сети Интернет;
- мероприятия по обмену опытом.
9.Выводы о проделанной работе за II полугодие 2019/2020 уч. г.
Завершился 5 обобщающий этап.
Результатом своей деятельности считаю:
- положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей.
- Повышение самостоятельности выполнения работы.
- Способность учащихся к самоанализу.
- Сформированность практических навыков.
- Активное включение детей в исследовательскую деятельность
Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности.
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
- Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Исследовательской работой можно заниматься и на уроках и во внеклассной работе.
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что использование проектно-исследовательского метода оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.
Таким образом, использование метода проектов в начальной школе – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
- планировать свою работу;
- предвидеть результаты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, сопоставлять факты;
- аргументировать мнение;
- самостоятельно принимать решение;
- устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
- адекватно оценивать себя и друг друга.
В период реализации методической темы изучила методическую, педагогическую и психологическую литературу.
- философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); психолого-педагогические теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин);
- идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);
- теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов), творческого саморазвития личности (В. И. Андреев, А. М. Матюшкин);
- концепция развития исследовательской деятельности детей (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов); психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков);
- концептуальные основы педагогических технологий (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. М. Монахов, И. Ю. Соколова и др.)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику развития исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках.
Создание копилки.
Игровые приемы.
- выделение противоположных свойств;
- поиск аналогий;
- постановка вопросов;
- переформулирование;
- установление ситуативных связей между предметами;
- установление причинных связей между событиями;
- игры-задания на развитие детской фантазии, языкового чутья;
- правила в стихах;
- чистоговорки и скороговорки;
- ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты.
Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»
- Свободное сочинительство (пиши, хочешь).
- «Мой дневник»(пиши о том, что сейчас вспомнил).
- «Фантазия-картинка» (картинка твоего воображения).
- Экскурсия в картинную галерею.
- Сценарий мультфильма (по рисункам на доске).
- Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
- Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Приемы, для повышения интереса к учебному материалу:
1. Прием "Привлекательная цель”
Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).
2. Прием "Удивляй”
Например, дети, какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.
3. Прием "Отсроченная отгадка”
В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос "Какой город славится "поющим” животным?”
4. Прием "Фантастическая добавка”
Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают. РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
5. Прием "Лови ошибку”
Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить.
6. Прием "Свобода выбора”
На уроках чтения – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
7. Прием "Драматизации и театрализации”
В чтение много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему.
8. Прием "Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.
Создание исследовательских проектов:
- «Животный мир родного края»
- «Растительный мир родного края»
- «Памятные места Ростовской области»
- «Компьютеры – вред или польза!»
- «Секреты шоколада»
- «Памятники истории Ростовской области»
- «Наш край в годы ВОВ»
(Материал будет опубликован на сайте Казаковой М.В.)
С уверенностью могу сказать что, исследовательскую и познавательную деятельность можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. На практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Развитие исследовательской и познавательной деятельности...
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия...
• Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»
Статья "Развитие исследовательской и познвательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО " содержит практические рекомендации для работы с детьми младшего школьного возраста...
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.Целью исследова...
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе....
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках окружающего мира в условиях ФГОС
Работа в группах как средство формирования УУД...