Методы активизации познавательной деятельности. Учебное исследование в начальной школе
статья

Маркова Светлана Николаевна

Чтобы активизировать процесс обучения,  придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащему­ся инициативу в организации своей познава­тельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_issledovanie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы активизации познавательной деятельности

Учебное исследование в начальной школе

Чтобы активизировать процесс обучения,  придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Однако всеобщее признание этого положения на уровне теории со стороны отечественных специалистов не привело к разработке пригодных для этого форм организации учебной деятельности и, соответственно, к адекватным методическим находкам.

После многолетнего забвения метод создания учащимися собственных исследовательских проектов был частично реабилитирован лишь в 90-е годы. Но пока он занял место только в сфере дополнительного образования, во внеклассной работе с подростками и старшеклассниками. Применительно к обучению младших школьников данная проблема практически не рассматривается.

Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об изучении как преимущественно процессе трансляции информации явно диссонирует с этим.

Основные дидактические проблемы

 В педагогике XX века утверждение исследовательского подхода к обучению связано с именами Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и др. Главное направление, по которому велись поиски дидактов, - установление связей между учебной темой, учебным материалом и собственным жизненным опытом ребенка, его практической деятельностью, служившей основным источником этого опыта. Основной метод - организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребенка.

Естественно, что одна из основных целей такого обучения - расширение этого опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребенком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение происходит не только на основе усвоения новой информации, но и включает в себя также организацию и творческую перестройку уже имеющихся представлений или исходных, познавательных ориентиров.

Многие специалисты в области психологии мышления (А. В. Брушлинский, Дж. Брунер. А. М. Матюшкин и др.) подчеркивали мысль о том, что умственная деятельность ученого, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Школьник, изучающий физику, по справедливому утверждению Дж. Брунера, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем получать знания в готовом виде, как это предусматривает ортодоксальный подход к обучению.

Но если в случае с ученым главное - само новое знание, то во втором самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

Но нельзя не учитывать ряд традиционных проблем, возникающих при таком подходе к обучению. Еще критики «прогрессивистской» педагогики отмечали, что познавательная сторона учебной деятельности часто существенно обедняется из-за привязки обучения к непосредственному опыту учащегося. Опыт учащихся часто очень ограничен, а потому его сложно использовать в качестве отправного пункта при постановке задач и ориентиров учебной работы. В середине и второй половине XX века, когда массовая школа столкнулась с необходимостью роста академического уровня учебных программ, это стало еще более очевидно, что в свою очередь потребовало проведения специальных исследований по решению данной задачи.

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
  • педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
  • на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

Большие возможности в этом плане имеет внеклассная работа, а как специальное направление проведения детьми самостоятельных исследований может осуществляться в системе дополнительного образования. Одним из путей реализации этого направления является метод разработки собственных творческих, исследовательских проектов, называемый нами учебным исследованием потому, что главный его результат лежит в педагогической плоскости.  

Общая характеристика методики

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Экспресс-исследования

Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе детский сад - начальная школа, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагалось исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, какова роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, проследить, как зимуют травы, как ложится снег, как ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т.п.

Аналогичные задания в нашей экспериментальной работе с успехом выполняли и старшие дошкольники.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям, оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако, в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Обычно его проводим в виде симпозиумов и конференций. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Для этого столы обычно ставятся в круг, что позволяет организовать многостороннее общение. Что председательские функции следует брать на себя педагогу. Детям с ролью председателя (ведущего) справляться еще трудно. Чтобы обсуждение не затягивалось и не уходило в непродуктивное русло, каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.

Подготовка сообщения предполагает обобщение материалов, выделение главного. Необходимо также суметь дать определения основным понятиям. Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщения. Кроме самой исследовательской практики, дети принимают участие в специальных тренинговых занятиях. Там они учились задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, выделять категории и многому из того, что входит в «азбуку» исследовательского труда.

Долговременные исследования

 Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта - несколько месяцев.

Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
  • предлагает возможные варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

Как выбрать тему исследования

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку, и при этом нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов,  материалов,  содержащихся  в разных источниках; это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах;
  • эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных экспериментов.

Правила выбора темы

 В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений,  которые мы  назвали  правилами выбора темы исследования.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное «добровольно-обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка (в данный момент его развития) тема учебного исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к этому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.

С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Поиск вариантов решения и сбор материала

 Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать, сделать выбор, оценив без эмоций (как и следует исследователю) эффективность каждого способа.

Однако надо иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, «эмпирических» приобретает черты «фантастической».

Источники для сбора материала также во многом зависят от того, какая избрана тема. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения ребенка к работе с самыми разными источниками и средствами.

Чтобы сделать этот этап более продуктивным, можно создать центры обогащения содержания образования. В них собирается и хранится все, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований. Это многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы, игрушки, а также различные камешки, палочки, кусочки ткани. Ценность всего этого для начинающих исследователей столь высока, что переоценить ее трудно.

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу, в самых разных ее проявлениях. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству - понимать других.

На этом этапе исследования торопиться не стоит. Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - занятие веселое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как ее проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении.

Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

Подготовка проекта к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе нашего исследования неоднократно приходилось замечать, как меняются в ходе ее дети. Они становятся очень серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

Защита результатов исследования

«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Так же необходимо ограничить и время вопросов и ответов за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо отвечал, но и в особенности те, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Общие правила для педагогов

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

Не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

Научите детей прослеживать межпредметные связи.

Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.УмовС помощью данного ма...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности

Приемы и методы активизации познавательной деятельности.Выступление на методическом объединении....

Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности

Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности...

Основные методы активизации познавательной деятельности у младших школьников.

В данной статье отражены основные методы, которые я использую в работе для активизации познавательной деятельности у учеников начальных классов....