Организация исследовательской деятельности в начальных классах
методическая разработка (2 класс) на тему

Проведение учебных исследований с младшими школьниками  - дело кропотливое и трудоёмкое, требующее специально отведённого для этого времени. Поэтому такую работу целесообразно рассматривать как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие поисковой, творческой активности школьников, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Салмина, учитель начальных классов

Арсентьевского филиала ГБОУ СОШ с. Волчанка

м. р. Красноармейский Самарской области

Организация исследовательской деятельности младших школьников

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), основной целью обучения становится не вооружение школьника знаниями и умениями по конкретным предметам, а формирование у него общеучебных универсальных действий. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [].

        В арсенале педагогических средств и методов особое место в последнее время стала занимать исследовательская творческая деятельность, направленная на решение задач поискового характера . Вкус к исследованию у здорового ребёнка заложен с рождения. Однако без должного поощрения и поддержки со стороны взрослых этот интерес постепенно затухает, часто сходя на нет. Не дать умереть в ученике исследователю – это задача и школы, и родителей, заинтересованных в успешном будущем своих детей. Для этого необходимо не только поощрять любые проявления у школьника интереса к исследованию, но и вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Именно в начальной  школе закладывается фундамент знаний и умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, а также основ исследовательской деятельности.

        Такого рода деятельность определяется как исследование учащимися различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному поиску, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

        Проведение учебных исследований с младшими школьниками  - дело кропотливое и трудоёмкое, требующее специально отведённого для этого времени. Поэтому такую работу целесообразно рассматривать как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие поисковой, творческой активности школьников, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.

        Работу по исследовательской деятельности мы начали с 1 класса. В первом классе была проедена исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Легко ли птицам зимой». Тема работы весьма актуальна в настоящее время. Проблема выживания животных нашей местности на сегодняшний день является очень важной.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, четко сформулированы цель и задачи, имеются исследования научного характера и выводы по работе. Учениками исследован материал, выходящий за рамки школьной программы. Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта. Материалы работы дают понять, что ученики предварительно внимательно изучили теорию по данной теме на уровне их возраста, а затем на основе изученного провели анкетирование и сделали собственные выводы. Анкетирование проводилось с респондентами разной возрастной категории, что позволило сделать более точные выводы.

Опираясь на имеющийся материал, ученики предлагают свои результаты наблюдения о птицах, зимующих в нашей местности.  Для наглядности результатов  исследования совместно с учителем была сделана электронная презентация, которая будет использоваться для защиты исследовательской работы.

Исследовательская работа  грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Авторами использованы общенаучные термины.

В работе ученики проявили исследовательские качества, самостоятельность в практическом изучении внешности птиц, способах изготовления кормушек, в наблюдении за тем, каким птицам, что больше нравится.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы. Результаты исследовательской работы можно использоваться в факультативной практике, на уроках по изучению окружающего мира, краеведения и экологии. (Проектная работа и презентация готовой работы прилагается).

Во 2 классе мы провели исследовательскую работу по математике на тему: «Живые» мерки вчера и сегодня.

Тема работы актуальна в настоящее время. Проблема измерения длины предметов  на сегодняшний день является важной. Мы живём в XXI веке, во время информационных и технических прогрессов.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, четко сформулированы цель и задачи, имеются исследования научного характера и выводы по работе. Учениками  исследован материал, выходящий за рамки школьной программы. Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта. Материалы работы дают понять, что ученики предварительно внимательно изучил теорию по данной теме на уровне  своего возраста. Затем на основе изученного выполнили практическую часть работы. Измерение  проводилось с респондентами разной возрастной категории, что позволило сделать более точные выводы.

Опираясь на имеющийся материал, ученики предлагают свои результаты наблюдения о единицах измерения  длин предметов.  Для наглядности результатов  исследования совместно с учителем была сделана электронная презентация, которая будет использоваться для защиты исследовательской работы.

Исследовательская работа  грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Автором использованы общенаучные термины.

В работе ученики проявили исследовательские качества, самостоятельность в практическом изучении способов измерения длин предметов, способах сравнения полученных результатов, в наблюдении за тем, как можно использовать «живые» мерки в жизни.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы. Результаты исследовательской работы можно использоваться в факультативной практике, на уроках математики, в практических жизненных ситуациях. (Проектная работа и презентация готовой работы прилагается).

Использованная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. 2010г.

2.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов

Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...

Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...