Организация исследовательской работы в начальных классах
статья на тему

Шильникова Наталия Витальевна

В статье  "Организация исследовательской работы в начальных классах"  я делюсь своим опытом по данной теме. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_issledovatelskoy_raboty.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Новый стандарт нам постоянно напоминает  о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Особенно характерно это для одарённых детей.  Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. По требованиям ФГОС значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят занятия с учащимися во внеурочное время. 

  Программа внеурочной деятельности «Мы – исследователи»  разработана на основе требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений УМК «Планета знаний». Программа имеет общеинтеллектуальное направление, разработана на 4 года. 1 год обучения – 33 часа  (1 час в неделю), 2-4 год обучения - 34 часа (1 час в неделю).

 Апробирование  программы во внеурочной деятельности прошло в  1-2 классах (2012-2013 и 2013-2014 учебные года).

 Основные принципы реализации программы:

- научность:  включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;

- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;

- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для  восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;

- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

При проведении занятий использовались формы и методы: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита  работ, мини-конференция, консультации.

 Методы контроля: доклад, защита исследовател ьских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

1 КЛАСС

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

«Моё имя»

«Моя семья»

 Перед оформлением  портфолио. «Сам о себе» или «Я о себе» .Определили план, цели, задач, ход работы.История рождения, интересные случаи из жизни, фото, рисунки. Методы – опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений и т.д. Итогом исследовательской деятельности в первом классе   была выбрана тема « Моя деревня». Стремясь дать наиболее полные сведения о своей деревне, я предлагала ученикам  задания поискового характера. Изучая историю возникновения деревни, улиц, памятника, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по деревне Кузьмищи. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования.

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира , познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий на лето.

3 КЛАСС

В третьем классе работа над проектом более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

4 КЛАСС

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Сейчас уже есть   учебно-методический комплект А. И. Савенкова

Рабочая тетрадь  «Я – исследователь» . Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших школьников»

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы. 

Чтобы провести исследование  применяла следующую последовательность:

Слайд № 3 “Схема проведения исследования”

Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

Определить последовательность проведения исследования.

Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. Самым первым нашим исследованием, было наблюдение за камнем и семенем растения, по теме: «Живая и неживая природа». Когда дети посадили камень и семя, и наблюдали, что с ними происходит. Выводы: камень не изменился, а семя фасоли проросло. Для знакомства с методикой проведения учебных исследований провела  три тренировочных занятия. Для  этого потребовались  карточки: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.  Сначала  учащиеся работают в группах: пробуют добыть семечко их шелухи (ореха, ягоды) не касаясь руками, а потом выясняем,  чем это удобнее было сделать. Дети предполагают, что формы клювов птиц связаны с их образом жизни. На следующем этапе построили ряд по способностям птиц: хватать и разрывать пищу, расколупывать, доставать из труднодоступных мест, процеживать воду, долбить. Результатом работы явилась классификация клювов  птиц по их функции. У ребят появляется масса вопросов о жизни птиц, изображенных в учебнике. Они подталкивают их к новому заданию. Обсуждая  тему, дети приходят к выводу, что по внешнему виду клюва не всегда удается понять, для чего он нужен. После этого можно «выпустить» сборник рисунков о пернатых и их клювах.  

Мы разработали следующие этапы проведения учебных исследований (составления «Энциклопедии одного слова»):

1 этап - тренировочные занятия:

 А) Коллективная исследовательская фронтальная деятельность учащихся;

 Б) Коллективная исследовательская деятельность каждого ученика;

 2 этап – самостоятельные учебные исследования (индивидуальные или групповые).

 Исследовательскую деятельность мы организуем следующим образом.

 На первом этапе работа над словом проходит фронтально. Дети совместно с учителем собирают информацию о слове. На следующих занятиях - у каждого ребенка своя страничка нашей энциклопедии, которую он готовит самостоятельно, например, один ученик отыскивает лексическое значение слова, другой – загадку к этому же слову, третий рисует отгадку и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка. Коллективные занятия тренировочного плана провожу, пока дети не освоят общую схему деятельности, потом можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

 При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.

  На втором этапе (самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать свою энциклопедию выбранного им слова. При выполнении данной работы образовательное пространство расширяется. Работа над исследованием слова выходит за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой, провожают в библиотеки и помогают красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся добывать знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются помощниками не только своих детей, но и учителя.

 Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводим по следующему плану:

 1.Загадка, ответом которой является словарное слово.

 2.Рисунок слова (по количеству значений слова).

 3.Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).

 4.Лексическое значение (работа со словарями).  Обращается внимание на многозначность слова.

 5.Этимология (происхождение) слова  (работа со словарями).

 6.Родственные слова.

 7.Синонимы, антонимы.

 8.Фразеологизмы (работа со словарями)

 9.Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.

 10.Мое творчество.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Слайд № 4 “Как выбрать тему исследования”

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.  

Слайд № 5. “Какими, могут быть темы исследования”

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

фантастические;

экспериментальные;

теоретические.

Слайд № 6 “Цель и задачи исследования”

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

Слайд № 7 “Гипотеза исследования”

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

Слайд № 8 “Организация исследования”

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Детям предлагается памятка.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».

4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…

«Задачи:

изучить литературу о жизни  

выявить, чем питаются  

установить места проживания ;

выяснить..

рассмотреть

определить  

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).

«Наблюдение начали  

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками , вещественными доказательствами.

8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни  совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения

 Слайд № 9 – 15 “Методы”

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Слайд № 16 – 19 “Систематизация информации”

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

Слайд № 20 “Подготовка к защите исследовательской работы”

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты проектной деятельности представление: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.

Слайд № 21 “От чего зависит успех”        

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.  

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь  детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Слайд № 22 “Дорогой друг!”

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

А так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Слайд № 23 – 24 “Результат”

В  планируемом результате работы  учащиеся 4 класса должны  знать:

структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

основные информационные источники поиска необходимой информации;

способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся 4 класса  должны уметь:

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;

выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

планировать учебно-исследовательскую деятельность;

пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.

Используемая литература:

Учебно-методический комплект А. И. Савенкова

1.Рабочая тетрадь  «Я – исследователь».

2.Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших школьников».

3.Статьи Шалагина Елена Александровна,  г. Новоалтайск «Организация исследовательской деятельности  учащихся начальных классов».

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов

Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...

Организация исследовательской работы учащихся начальных классов

       В начальной школе исследовательская деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Сначала выбирается тема. Потом определяется цель и задачи исследования. По...

Организация исследовательской работы в начальной школе.

Как организовать исследовательскую работу с обучающимися начальной школы. Методические рекомендации для учителей....