Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов
статья на тему

Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов

 

     Исследовательская деятельность – всегда была и остается неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, при заполнении дневников наблюдений мы учим детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А результатом этой работы были коллекции, гербарии, поделки, небольшие сообщения.

    В современной школе значимость исследовательской деятельности возрастает. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

   Но как сделать эту деятельность более организованной? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к проекту?

   В 2006/2007 учебном году методическому объединению учителей начальных классов было дано задание методической службы школы по изучению теории и разработке практических материалов по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов». В ходе этой работы учителям были разработаны и проведены практические занятия по выработке умений учащихся вести учебное исследование.

   Цель тренировочных занятий: активизировать исследовательскую деятельность ребенка, помочь учащимся освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

   Для их проведения были приготовлены карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», и др. На других карточках надо изобразить «темы» будущих исследований. Для этого наклеить на картон изображения животных, растений, зданий и т.д. (См. приложение 2).

 1 занятие

 (Занятия были разработаны членами МО начальных классов Труновой А. И. и Пенской О. Н.)

 

1 шаг. Выбор учащимися темы исследования. 

( Карточки с их «изображением» раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится ).

 2 шаг. Повторение методов сбора информации т.е. составление плана самостоятельного исследования.

 (Выстраивание линии из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интернета» и др.)

3 шаг. Каждый ученик получает «Папку исследователя» и листочки для сбора информации.

 (На кармашках папки зарисован план исследования).

4 шаг. Предлагается литература, которой могут пользоваться дети на данном этапе.

(Список литературы прилагается).

 

 Список литературы

1. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» том 2.

2. «Тайны живой природы. Часть 2. Жизнь растений».

3. Инна Шустова «Теперь я знаю…».

4. А.А. Плешаков «Природоведение .3 класс».

5. В мире лекарственных растений «Лесная аптека».

6. Г.Я. Федотов «Узоры разнотравья».

7. «Чеыре времени года».

8. Л. Семаго «100 свиданий с природой».

9. А.В. Васильева «Учите детей наблюдать природу».

10 Н.Я. Дмитриева «Естествознание

11. С.В. Иванов «Русский язык 3 класс».

12. А.А. Плешаков «Зеленые страницы».

 5 шаг. Самостоятельная работа учащихся по сбору информации на занятии.

 Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации. (Собранную информацию дети фиксируют на листочках бумаги, которые вкладывают в кармашки папки).

6. Задание на дом: продолжить исследование по выбранной теме, использовать наблюдение, эксперимент, экскурсию, сведения их Интернета, научно-популярных передач телевидения, книг. Пополнить «Папку исследователя» полученными сведениями.

2 занятие.

1 шаг. Анализ всего собранного материала по теме исследования.

(собранные листочки вынимаются из карманов папки, рассматривается вся собранная информация, делится на несколько групп (классифицируется).

Например по теме «Первоцветы» предлагается выстроить собранный материал таким образом:

· когда появляется растение (время года);

· внешний вид растения;

· особенности строения листьев и цветов;

· способы размножения;

· лекарственные свойства;

· как в народе называют растение? Почему?

2 шаг. Выявление и обозначение всех замеченных в ходе наблюдений, опытов, экскурсий необычных и интересных фактов.

3 шаг. Выстроение полученных сведений по степени важности.

(Определить, какая идея, на ваш взгляд самая важная, какая занимает по важности второе место, какая – третье и т.д.)

 4 шаг. Предложить сравнение.

(Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят, если будут сделаны сравнения. Например, по теме «Первоцветы» можно сравнить растения, появляющиеся ранней весной, с летними и осенними цветами.)

 5 шаг. Сделать выводы. Подвести итоги.

6 шаг. Наметить пути дальнейшей работы по этой теме. (Например, расширить знания по теме «Первоцветы», продолжить исследования других растений, провести акцию по охране первоцветов, изучить растения, занесенные в «Красную книгу» и т. д.)

7 шаг. Подготовить текст доклада.

 (В помощь учащимся подготовлена памятка, чтобы и помочь правильно составить доклад, осветить все стороны проведенного исследования.)

8 шаг. Подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

 Опыты по теме исследования

 Чтобы узнать, какими лекарственными свойствами обладает растение мать-и-мачеха, проведены следующие опыты: 

 1) при насморке свежий сок закапывали в ноздри;

2) при головной боли прикладывали к голове листья верхней «холодной» стороной;

3) при порезах кашицу из свежих, чистых измельченных листьев клали на рану;

4) для уничтожения перхоти и укрепления волос 2-3 раза в неделю мыли голову отваром смеси поровну листьев подбела (мать-и-мачехи) и крапивы.

Вывод: сок, листья, стебли мать-и-мачехи действительно обладают лекарственными свойствами. Оказывают дезинфицирующее и противовоспалительное действие.

 

Наблюдения по теме исследования

1. В том, что растение мать - мачеха названо так недаром, убедились, проведя наблюдение:

Если потрогать его листья, то можно почувствовать, что нижняя сторона листа, покрытая белым пухом, мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная. Приложишь холодной стороной к щеке – и станет неуютно, холодно. За такое свойство и прозвали в народе это растение мать – и мачехой.

2. В том, что недаром называют мать-и-мачеху в народе городским подснежником, убедились, проведя наблюдение: 

На пригорках, пригретых солнцем, возле дороги, среди грязного снега и еще не оттаявшей земли, заметили желтое пятнышко. Это на невысоких толстеньких стебельках золотые цветочки - первый городской подснежник – мать-и-мачеха.

3. В том, что желтые цветки-солнышки мать-и-мачехи являются прекрасной столовой для пчел, убедились, проведя наблюдение:

 Ранней весной на цветках мать-и-мачехи собирают нектар большое количество пчел, ведь в это время им больше негде полакомиться нектаром.

Вывод: 

· Цветок мать-и-мачеха относится к подснежникам, так как первым из цветов появляется на улицах городов;

· Нижняя сторона листа мягкая и теплая, а верхняя гладкая и холодная;

· Желтые цветки мать-и-мачехи прекрасная столовая для первых пчел.

Сообщение об экскурсии

  Всем классом ходили на экскурсию в парк «Весна пришла!». Наблюдали появление первоцветов. Около дороги, на пригорках, видели распустившиеся цветы мать-и-мачехи. Обратили внимание на то, что они очень похожи на одуванчики. Сам цветок представляет собой соцветие из множества маленьких цветочков. Рассмотрели листья этого растения. Они напоминают след конского копыта. Потрогали их и обнаружили, что нижняя сторона листа мягкая и теплая (мать), а верхняя гладкая и холодная (мачеха). Отсюда произошло название цветка. На стебельках обнаружили жесткие чешуйки. Некоторые растения уже отцвели и на их месте образовались пуховые шарики. Как у одуванчика, только поменьше. В этих пуховых шариках – парашютики с семенами. Кроме этого, мать-и-мачеха может размножаться корневищем.

  Узнали, что все первоцветы охраняются законом. Мать-и-мачеха также занесена в «Красную книгу», как редкое растение. Вспомнили правило, что срывать редкие растения запрещено.      

  Учитель рассказал, что мать-и-мачеха издавна пользовалась популярностью у лекарей.

  За его лекарственные свойства, в народе называют это растение царь-зельем, мать-травою.

  Цветы мать-и-мачехи содержат фитостерин, рутин, каротин, дубильные вещества, желтый пигмент. В листьях много кислот, есть дубильные и минеральные вещества, эфирные масла. 

  Действуют цветы и листья потогонно, смягчающе, дезинфицирующе и противовоспалительно. Они входят в состав грудного и потогонного сборов. Употребляют их при простуде, заболеваниях легких, золотухе, язвенной болезни. Для приготовления чая 10-15 граммов травы настаивают полчаса в стакане кипятка. Пьют по столовой ложке 3-4 раза в сутки.

 

    Результатом работы МО стали также практические материалы (памятки) для учителей, учащихся и родителей.

 

Как организовать исследование (методические рекомендации для учителя)

 

  Экспресс-исследование.

 Эта форма, организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п.

 Долговременные исследования.

· ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования)

· предлагает возможные варианты решения

· собирает материал;

· делает обобщения;

· готовит проект (доклад, макет и др.);

· защищает проект.

  Как выбрать тему исследования

  От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы можно объединить в три основные группы:

· фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

· теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;

 · эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

 Правила выбора темы

· Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

· Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

· Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

· Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

· Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

· Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

· Сочетание желаний и возможностей.

· С выбором темы не стоит затягивать.

 

Классификация тем для исследовательской деятельности учащихся

Общие направления исследований:

1. Живая природа

2. Человек.

3. Общество.

 4. Культура.

5. Земля.

6. Вселенная.

7. Наука.

8. Техника.

9. Экономика.

Основные науки и виды деятельности:

 Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование.
Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.
Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.
Культура: язык, религия, искусство, образование.
Земля: география, климат, строение Земли.
Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки. Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

 

 Специфическими ключи к поиску и систематизации информации.

 

 Направление - живая природа, область знаний - зоология: 

· где живет?

· чем питается?

· основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

· поведение;

· кто главные враги.

 

Направление «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели».

· общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

· характеристика обстановки, в которой рос (семья,
ближайшее окружение и т.п.);

· где провел жизнь;

· первые серьезные работы;

· основные достижения и результаты деятельности;

· основные работы о нем;

· как к нему относились современники;

· как к нему относятся в наше время.

 

 Направление—Земля, область знаний— география. «Крупнейшие озера мира»

· название крупнейших озер;

· их географическое положение, климатические условия; основные характеристики:

· пресные или соленые;

· животный и растительный мир этих озер;

· какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;

· характеристика экологической ситуации.

 

 Направление "Вселенная», тема «Планеты Солнечной системы»:

o перечень планет;

o происхождение названия;

o общая характеристика каждой:

o размеры;

o удаленность от Земли;

o время обращения вокруг Солнца;

o удаленность от Солнца;

o исследования планеты людьми;

o условия на планете.

 

Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.

 (Памятка для учащегося)

 I. Как выбрать тему исследования. Попробуй задать себе следующие вопросы:

· Что мне интересно больше всего?

· Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

· Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

· Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?

· Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

· Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

· Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками.

 Тему исследования надо записать.

Какими могут быть исследования?

 Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

· фантастические – несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

· экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

· теоретические – предусматривает изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

 II. Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Запиши цель своего исследования.

  III. Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования. 

IV. Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Запиши свою гипотезу. 

Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

 V. Организация и методика исследования.

 Для того чтобы составить план надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Список доступных методов исследования:

· подумать самостоятельно;

· прочитать книги о том, что исследуешь;

· познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

· найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

· спросить у других людей;

· понаблюдать;

· провести эксперимент.

VI. Подготовка к защите исследования.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

· дать определения основным понятиям;

· классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

· выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; · ранжировать основные идеи;

· предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

· выработать суждения и умозаключения;

· сделать выводы;

· указать возможные пути для дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

· подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

· приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.



Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих и существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.

4. Ранжировать основные идеи.

 Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая по значимости занимает второе место, какая – третье и т.д.

5. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Выработать суждения и сделать умозаключения. 

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы.

 Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

· какие гипотезы проверялись;

· какие использовались методы и средства исследования;

· каким был план исследования;

· какие результаты были получены;

· какие выводы сделаны по итогам исследования;

· что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

 

VII. От чего зависит успех исследования.

· Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

· Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

· Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

· Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

· Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

· Действуя, не бойся совершить ошибку.

 

Памятка для родителей.

 Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку! 

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

· Каковы этапы выполнения учебного исследования?

· Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. При выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.

 Каковы этапы выполнения учебного исследования?

Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов:

· выбор темы исследования;

· выдвижение первоначальных идей;

· сбор материала;

· обобщение материалов;

· реализация проекта (доклад, макет и т.д.)

· защита проекта.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности? 

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

 Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

· помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

  На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

  Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь». Приложени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов

В работе рассматриваются методические вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в начальных классах. Указывается значение начно-исследовательской деятельности для развития познавательно...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

Организация профориентированной деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время

   В процессе развития ребенок с 2,5 - 3 лет насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсе...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей...

Организация исследовательской деятельности в начальных классах

Проведение учебных исследований с младшими школьниками  - дело кропотливое и трудоёмкое, требующее специально отведённого для этого времени. Поэтому такую работу целесообразно рассматривать как о...

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...