Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_osnovam_pravoslavnoy_kultury.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе.
Преподавание основ светской этики и православной культуры может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Методы используемые на занятиях:
Репродуктивный, эвристический. Проблемный
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная , групповая
Методические рекомендации: в ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы :словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый , самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующии виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.
Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов ( подробных, выборочных. Обобщенных), составление опрных конспектов к пересказам, творческие работы ( мини-доклад, эссе, рисунки, проекты)
Внеклассная работа: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.
Тематическое планирование
№ темы | Тема | Количество часов | Внеурочная работа |
4 КЛАСС | |||
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
Россия - наша Родина. | 1 | Поход по любимым местам | |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 | |
Что такое светская этика? | 1 | ||
Мораль и культура. | 1 | ||
Особенности морали. | 1 | ||
Добро и зло. | 1 | Проект по теме. | |
Добро и зло. | 1 | ||
Добродетели и пороки. | 1 | ||
Добродетели и пороки. | 1 | ||
Свобода и моральный выбор человека. | 1 | ||
Свобода и ответственность. | 4 | ||
Моральный долг. | 1 | Протяни руку помощи… | |
Справедливость. | 1 | ||
Альтруизм и эгоизм. | 1 | ||
Дружба. | 1 | Протяни руку дружбы… | |
Что значит быть моральным? | 1 | ||
Творческие работы учащихся. | 1 | ||
Подведение итогов. | 1 | Праздник для родителей. | |
III. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | ||
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | Встреча за круглым столом. | |
Нравственный поступок. | 1 | ||
Золотое правило нравственности. | 1 | ||
Стыд, вина и извинение. | 1 | ||
Честь и достоинство. | 1 | ||
Совесть. | 1 | ||
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | Рыцарский турнир | |
Джентльмен и леди. | 1 | ||
Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | ||
Этикет. | 1 | Я умею… | |
Праздники. | 1 | Праздничная программа «Приглашаю в гости…» | |
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | ||
IV. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | ||
Подготовка творческих проектов. | 1 | ||
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | ||
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | 4 ноября – День народного Единства. Творческое мероприятие с выходом на школу, село. | |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | ||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)
Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Технологическая карта урока предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») по теме "Заповеди".
На уроке учащиеся познакомятся с библейскими Заповедями и нравственными критериями, заключёнными в них....