Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)
Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных задачи с помощью схемы.
Метапредметные задачи: учить видеть за предметом объект.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)
Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных задачи с помощью схемы.
Метапредметные задачи: учить видеть за предметом объект.
Деятельность учителя | Деятельность детей |
1. Введение в ситуацию противоречия через решение практической задачи, имеющей несколько решений. - Решите задачу: «В классе 25 человек, из них 6 девочек и 19 мальчиков. 18 учеников класса занимаются в секции футбола, 16 учеников занимаются баскетболом. Сколько мальчиков и сколько девочек не занимаются ни в одной секции?» | Выполняют задание. Появляется несколько решений, которые учитель записывает на доске: М – 0 и Д – 0; М – 1 и Д – 0; М – 2 и Д 6, М – 3 и Д – 2; М – 1 и Д – 4. |
- У нас несколько ответов, какой же из них верный? Прошу авторов ответов показать и доказать свое решение? | - А здесь не может быть верного ответа. В секции занимается 18+16, 34 ученика, а их же только 25. - Может, они же могут в две секции ходить сразу. - Как они в две секции будут ходить? - Ну, если секции в разное время, то почему не могут? |
- А в задаче сказано, что каждый ученик ходит только в одну секцию и не может ходить в две или никуда не ходить? | - Нет, не сказано. Может и так, и так быть. - Может такое быть, просто сказано, что 18 играют в футбол и 16 в баскетбол. - А еще не сказано, девочки или мальчики занимаются. - Футболом мальчики занимаются. - Нет, не сказано, может девочки тоже занимаются футболом. |
2. Фиксация точек зрения и восстановление способа их получения. -Сколько точек зрения у нас? -Что будем делать? Проверим, может у нас есть ошибочные точки зрения и только одна правильная? - Прошу все же авторов ответов показать решение. | - Пять точек зрения. |
Дети по очереди показывают, как они получили тот или иной ответ. Первым проверяется ответ: М – 1 и Д – 4. - Мальчиков 19, футболом занимаются 18, значит, один мальчик не занимается футболом. Еще они занимаются баскетболом, 18 – 16 это 2. От 6 отнимаем 2, значит, 4 девочки не занимаются. | |
- Не понятно, что от чего ты отнимаешь и почему. - Да, что это такое? Почему надо от 18 отнимать 16? - Так, что принимаем ответ? | - Мальчиков 19, футболом занимается 18, значит, не занимается 1 мальчик. 18 – 16 это…Я, наверное, неправильно сделала. Ребенок сделал правильно, но не смог восстановить ход рассуждения. Можно к этому ответу вернуться позже. - Нет, там ошибка. |
- Доказали правильность этой точки зрения? | - У меня получилось М – 1 и Д – 0. Из 19 мальчиков 18 занимается футболом. Один ничем не занимается. В баскетбол занимается 16 детей. Это 6 девочек и 10 мальчиков, из тех, кто занимается футболом. Получается М – 1 и Д – 0. Ребенок показывает свое решение на схеме отрезков. - Да, это правильная точка зрения. |
- Но может и ваши ответы правильные? Может, проверим? | - У меня неправильный ответ. - И у меня неправильный, я согласен с Марком, у него правильно получилось. - Я забыл, как думал. - А я за ответ Марка. Дети демонстрируют уровень одного правильного ответа. |
- Что же у нас осталось? Учитель ориентирует детей на обоснование правильности каждой точки зрения. То есть, ни одна из трех точек зрения не является ошибочной. | - Еще одна точка зрения. У мен получилось М – 0 и Д – 0. Ведь не сказано же, что только мальчики занимаются футболом. Может и девочки занимаются. Вот 16 мальчиков и девочек занимаются баскетболом 25 – 16 = 9 осталось, они занимаются футболом. И еще кто-то занимается футболом и баскетболом. Вот все занимаются, никого не осталось. - И я так же решила, но я делала на схеме. Ребенок изображает одну строку девочек, вторую строку мальчиков и две колонки футбол и баскетбол. В принципе – это квадрат, сделанный по двум основаниям классификации. Но четвероклассница изображает в нем фигурки учеников. |
- Доказана правильность точки зрения? - Что же делать? У нас две точки зрения, какая же правильная? | - Да, доказана. -Обе правильные, такие задачи бывают. |
3. Фиксация противоречия точек зрения. - Разве? Вот у вас класс в 25 человек. Как может такое быть, что одновременно все девочки занимаются, только один мальчик не занимается в секции и все девочки и все мальчики занимаются. Так все мальчики занимаются или все же один не занимается. | - А может это разные классы? |
- Нет, не разные. Один класс. Представьте, учитель посчитал и сказал, что один мальчик не занимается. Пришел воспитатель ГПД, посчитал и говорит, все занимаются! Кто то же из них неправ? - Но мы же проверили, ответы правильные. - Как быть? | - Да. Так не может быть. - Ответы правильные. Дети должны зафиксировать, что каждая точка зрения правильна и неправильна одновременно. - Эта задача какая то неправильная, в ней несколько задач запутано. |
4. Фиксация предмета противоречия. - Так что же в ней запутано? Вот в учебнике у вас есть задачи про детей в классе, мальчиков и девочек, про футболистов и баскетболистов. - Очень хорошо, и что не так с этой задачей? | - Мы решали другие задачи. Можно я нарисую схему? Вот у нас было целое, оно делится на части, еще может часть еще быть поделена на свои части. - А здесь перепутаны и части и целое. |
5. Фиксация объекта - Так что у нас запутано, давайте разбираться. У кого есть версии, с чем мы столкнулись. У нас есть схема, по которой вы решали задачи раньше, а какая схема у этой задачи? | Возможна групповая или парная работа. Можно работать фронтально, если у детей есть варианты схематизации. |
- У нас есть схема: Ч Ф ЧБ Спорт Здесь есть целое – класс. Оно из двух частей состоит: мальчиков и девочек. А есть еще спорт. Тоже из двух частей состоит: футбол и баскетбол. | |
- Что изображено на схеме, а что не удалось изобразить? - Удалось ли изобразить отношение этих целых? Как они связаны? Или они не связаны в задаче? | - Несколько целых есть, а раньше одно было. - Они связаны, вот у меня есть схема: В одно целое входят мальчики и девочки класса. Во второе целое Футбол входят мальчики и девочки, но не все. А еще в третье целое Баскетбол входят тоже девочки и альчики класса, тоже не все. - А мы думали, что здесь два целых: класс и футбол. |
- Сколько целых и как их определять? | - Вот целое, класс. Оно из двух частей состоит: ЦК Д М - Есть футбол, это целое, тоже из частей состоит. - Может там только мальчики? - Все равно ведь в задаче не сказано, значит могут и мальчики и девочки. ЦФ Д М И есть еще целое баскетбол, он тоже из мальчиков и девоек состоит: ЦБ Д М |
- Это одни и те же мальчики и девочки? | - Это те же дети, только стрелочки надо развернуть. Можно я перерисую: ЦК Д М Ф Б |
6. Поиск выхода из ситуации противоречия. Работа на модели объекта. - Давайте, проверим наши точки зрения (решения) на двух схемах, со стрелочками и с овалами. Сколько решений? | - Я понял, здесь много решений может быть: М – 0 и Д – 0, М – 5 Д – 2, М – 2 и Д -4. |
- Как же это так, почему столько ответов? Вспомните, у нас вначале были ответы похожие, значит, они правильные были? | - Нет, не может быть ответа М – 2 и Д – 6. |
- Почему? Почему одни ответы могут быть, а этот нет? | - ….. |
- Хорошо, может быть ответ 7 девочек? | - Нет, девочек же всего 6. Не может быть 7. |
- Можно я подставлю в схему числа, вы же теперь с числами работаете. Рядом с буквенными обозначениями появляются числа. Используется схема с овалами. | Дети записывают схемы в тетрадях. |
- На основании чего вы решаете, что какой-то ответ может быть, а какой-то нет? Ответ 0 – 0 может быть. А сколько детей максимум могут не заниматься. То есть самое большое количество детей, которые могут не утруждать себя спортом? | - Вот смотрите, у нас футболом занимаются 18 человек. Значит 18 точно должно заниматься. |
- Так, и что. | - Значит, 7 могут не заниматься. |
- А как же баскетбол? | - Так эти 18 могут заниматься в двух секциях. Вот и получается, что 7 могут не заниматься. |
_ А как быть с мальчиками и девочками. Могут эти семеро быть мальчиками? - Могут эти семеро быть девочками? | - Да, могут. Тогда девочек будет 0. - Нет, их же всего 6, значит, один мальчик будет. |
- Почему же вы отвергли ответ М – 2 и Д – 6. | - Так тогда же не наполняется секция футбола. - 25 – 8 будет 17. Кто тогда в футболе еще будет заниматься? |
- Хорошо, убедили. Как же нам записать ответ так, что бы все случаи вошли. Что же нам перечислять их все? Давайте, мы установим границы. | - Девочек от 0 до 6. А мальчиков тоже от 0, но до 7. Остальные заниматься должны. Может быть и 0 – 0, и М – 1, Д – 6, и М – 7, Д – 0. |
7. Фиксация различения. - Можно ли сформулировать отличие задачи, которую мы с вами сейчас решали от задач, которые решали раньше? - Как это, смешанными? | - Раньше было одно целое и части. А сейчас было несколько целых со смешанными частями. - Части входили и в одно целое и в другие? |
- Полностью входили, одна часть в одно целое и та же часть в другое целое? | - Нет, так нельзя сказать, мы же делили эту часть на другие части. |
- Обратите внимание, у нас на схеме со стрелочками, если числа подставить, правильное разделение на части будет? | - Нет, это надо тогда без чисел писать, или без стрелочки, У нас же не из всех девочек и мальчиков, например футбол. |
- А на схеме с овалами. Можно оставить стрелочки? - Итак, подводим итог, дети всего класса – ученики – это одного рода целое, которое делиться по полу (мальчики и девочки, то есть мужской и женский пол). Ещё какие целые? | - Можно, но числа надо убрать. - Есть виды спорта, два вида. Они тоже дальше делятся по полу. |
- Но сами виды спорта того же рода, что и ученики класса? - Мы всегда имели дело с одного рода целым, состоящим из частей, а сейчас столкнулись с разнородными целыми, пересечением целых. | - Нет, это другой род. Потому и части так перепутались. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия "Решение задач на движение"
Сценарий занятия для учащихся 4 класса. Предметна язадача: различение направления движения. Метапредметная задача: Схематизация объекта....
Урок математики в 4 классе "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". (Урок повторения и закрепления) Цели:
Урок направлен на формирование представлений о величинах «стоимость», «цена», «количество», выявление зависимости между ними, закрепление знаний таблицы умножения и деления, закреплен...
Математика во 2 классе. Тема. Решение задач и уравнений. ( с. 77, часть 2 )
УМК "Школа России"...
«Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части)»
На этом уроке математики второклассники научатся решать задачи на деление на равные части и по содержанию; закрепят знание математической терминологии, вычислительные навыки, умения решать...
Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части)
Урок соответствует ФГОС...
урок математики во 2 классе "Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)".
Урок открытия нового знания...