«Освоение комплекта средств обучения для учащихся 1-х классов лицея, разработанных на основе ФГОС НОО»
статья на тему

Тушева Светлана Викторовна

«Освоение комплекта средств обучения для учащихся 1-х классов лицея, разработанных на основе ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konfer2.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая научно-практическая августовская конференция

(1 слайд)

Доклад

«Освоение комплекта средств обучения для учащихся 1-х классов лицея, разработанных на основе ФГОС НОО»

Подготовила: Тушева С.В.,

учитель начальных классов

МОУ лицея «Серпухов»

города Серпухова

Московской области

Серпухов

2012

                 (2 слайд)   «Учитель - это ученик,

решивший навсегда остаться в школе».

В.Гёте

 (3 слайд) Для нового социального этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды. Начиная обучение по новым ФГОСам, мы начали использовать в своей работе современную систему средств обучения с ноября 2011 года.

(4 слайд) Нами были получены комплекты учебно-лабораторного оборудования в составе автоматизированных рабочих мест педагогического работника и обучающихся (АРМ), включая средства обучения, разработанные на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

(5 слайд) Современная система средств обучения (СССО) представляет собой органичное сочетание традиционных и инновационных средств обучения.

(6 слайд) Оборудование, которое входит в современную систему средств обучения представлено различными интерактивными устройствами:

  • Ноутбук / нетбук
  • Доска интерактивная
  • Проектор интерактивный
  • МФУ
  • Документ-камера
  • Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
  • Модульная система экспериментов PROLog
  • Микроскоп цифровой

Все устройства поставляются в комплекте со специализированным программным обеспечением и сопровождаются инструктивно-методическими материалами по их использованию в образовательном процессе.(Показать книги!)

        Далее более подробно расскажем об использовании этих средств на уроках и во внеурочной деятельности в нашем лицее.

Ноутбук

(7 слайд) Ядром, обеспечивающим взаимодействие всех составляющих АРМ является ноутбук. Он предназначен для  поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся, организации дистанционного обучения. Способствует решению образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.

Интерактивная доска

       (8 слайд) Следующей составляющей АРМ является интерактивная доска.

 В течение прошлого учебного года, а точнее с декабря, мы использовали в образовательном процессе возможности  интерактивной доски (interwrite) в комплекте с компьютером и проектором.

          Апробировав возможности доски, мы пришли к выводу, что её наличие  не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

(9 слайд) Каковы же возможности использования интерактивной доски?

 • как обычная  доска для обычной работы в классе;

 • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

 • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.

     Интерактивная доска   реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность.

(10 слайд) Проецируя на доску отсканированную страницу тетради на печатной основе, у учителя отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради,  номер выполняемого задания, где нужно писать. Таким образом,  повышается концентрация внимания.

                 Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание младших школьников.

            (11 слайд)  Используя интерактивную доску, например, на уроках русского языка и литературного чтения, можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов (задания типа «Собери текст», «Текст с наложением» и др.).

                 (12 слайд)  Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно,  повышается мотивация в процессе урока.

               Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной.  

               (13 слайд) На уроках активно применяем электронные образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне.

             Таким образом, наличие в классе  интерактивной доски  является  действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогает  повлиять на качество обучения младших школьников и эффективность учительского труда.

Нетбук

(14 слайд) Новым современным инструментом в школе для первоклассника является нетбук. Для учащихся – это  праздник, а для учителя - дополнительная длительная подготовка к урокам, чтение специальной литературы, постоянное обучение и усовершенствование педагогического мастерства.

          Наши ученики  используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами. Многим навыкам пользователя компьютером  школьников нужно учить последовательно и целенаправленно.

              Если перед началом работы с любым заданием мы проводили подробный инструктаж, то позже стали оставлять ученикам так называемые "загадки", т.е. перестали "разжевывать" каждый шаг. Так как  в поиске – великая сила!

(15 слайд) Так постепенно учитель развивает навыки самостоятельного поиска.         Практика показывает, что мультимедийная визуализация урока,  экономит время, способствует быстрому и глубокому формированию образовательных умений и навыков.

(16 слайд) Использование  компьютерных тренажёров для отработки навыков устного счета, навыков чтения, ускоряет темп урока, позволяет решить в три раза больше задач и примеров и делать это легко – играя.(Слайд « Тренажер по чтению»)           

Благодаря появлению нетбуков появился интерес не только к предметам, но и к процессу обучения. У детей развивается стремление познать больше.

PROLog

(17 слайд) Модульная система экспериментов PROLog – это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научной области.

Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ). У каждого ЦИМ есть микропроцессор, который измеряет и записывает измеренные значения (например, температуру) в собственную память, независимо от других модулей и устройства считывания информации.

Цифровые измерительные модули системы PROLog имеют два USB-разъема, которые одновременно являются и входом и выходом. При подключении можно использовать любой из них.

Цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах:

•         Эксперимент при подключенных модулях (эксперимент в прямом режиме, on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК или МОИ-Г;

•        Автономный эксперимент (эксперимент в автономном режиме, off-line-эксперимент).

Документ-камера

(18 слайд) Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на интерактивную доску или на экран с помощью проектора.

 Документ-камера позволяет:

во-первых, «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более эффективным. Демонстрация в любой момент любого объекта со стола или даже с рук учителя помогает поддерживать интерес и внимание учеников к изучаемому предмету.

(19 слайд) Во-вторых, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимые элементы интерактивности и диалога. Например, позволяет ученику показать всем своим товарищам ранее тщательно выполненную домашнюю работу или только что созданный им «шедевр».

 В-третьих, упрощает процесс подготовки к уроку.

И, наконец, в четверых, ускоряет процесс «подачи» уже подготовленных материалов на аудиторию.

Цифровой микроскоп

(20 слайд) Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD камеру для вывода цифрового изображения на монитор ПК, иногда с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов.

(21 слайд) Педагогические преимущества использования цифрового микроскопа

С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровень. Цифровой микроскоп дает возможность:

  • изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе  одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся;
  •  изучать объект в динамике;
  • создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях.

При этом реализуются основные дидактические принципы обучения, а особенно – принцип наглядности и принцип научности.

Использование цифрового микроскопа повышает уровень мотивации обучающихся, систематизации и углубления знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.

PROClass

(22 слайд) Следующей составляющей АРМ является система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, предназначенная для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. PROClass – это программно-аппаратный комплекс, включающий программное обеспечение, устанавливаемое на компьютер, и комплект оборудования, состоящий из приемника сигналов и беспроводных пультов для ответа на вопросы педагога.

           (23 слайд)   Проведение контроля достижения результатов обучения с помощью данной системы имеет ряд  преимуществ, в числе которых:

- объективность оценки результатов,

- удобная количественная форма выражения результатов,

- высокая скорость обработки результатов,

- единство требований ко всем учащимся.

Практика использования системы PROClass - даёт возможность сделать некоторые выводы об эффективности этого средства обучения.

           Главный вывод: положительно влияет на качество обучения, ребята стали более осознанно и ответственно относиться к занятиям,  зная, что пульт не простит ошибку, морально настраивает на то, что надеяться надо на свои знания и стараться их показать.

МФУ

(24 слайд) Многофункциональное устройство (МФУ) – это устройство «всё-в-одном», сочетающее в себе функции копировального аппарата, принтера, и сканера.

К преимуществам многофункциональных устройств в АРМ педагога относятся следующие:

  • Экономия рабочего пространства.
  • Экономия рабочего времени.
  • Простота установки.
  • Простота эксплуатации.
  • Цена. МФУ принтер-копир-сканер-факс стоит намного дешевле, чем все эти устройства, приобретенные отдельно.
  • Возможность двухсторонней печати или копирования.

База

(25 слайд) База для подзарядки и хранения ноутбуков/нетбуков

База предназначена для хранения и транспортировки учебно-лабораторного оборудования, в том числе, средств обучения, а, также, питания и подзарядки ноутбуков/нетбуков, удобной доставки в любой учебный класс, а также для быстрой организации автоматизированного рабочего места педагога. 

 Итак, современная система средств обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, которая обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта.

(26 слайд) А школа – это то место, где все новые   методики   и технологии должны использоваться в первую очередь,   во благо Ученика и Учителя.   У нас в стране хватает талантливых   учителей, которые готовы поставить образование на новый, более высокий уровень. (27 слайд)  

Список литературы и интернет-ресурсов:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Нового поколения.

2. Балыко Е.А.Смелова В.Г. Автоматизированное рабочее место педагога. – М.: «БизнесМеридиан», 2011

3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

4. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )

5. Сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),

6. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html 

7. http://www.openclass.ru/ 

8. http://school-collection.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио – средство формирования одарённости учащихся в начальных классах

Портфолио – средство формирования одарённости учащихся в начальных классахВыступление детей о своих портфолио...

Планирование деятельности учащихся 1-4 классов по разделу программы ДНВиР ФГОС

Описание деятельности учащихся  по воспитанию гражданственности и патриотизма на примере Путешествия по полуострову "Птриотизма" Флотилии "Юнга-25"...

Доклад «Освоение комплекта средств обучения для учащихся 1-х классов лицея, разработанных на основе ФГОС НОО»

Для нового социального этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обуче...

Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Лапшина В.А., учитель начальных классов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВАФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. ...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Статья  "Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения"...