Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения
статья по иностранному языку

Ольга Александровна Дудина

Статья  "Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

         “Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.      

        Начальное общее образование выступает в качестве важнейшего составляющего компонента системы образования Российской Федерации в целом. Образование, полученное в начальной школе, служит основой для последующего воспитания, обучения, социализации личности.

         Переход начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ориентированные на запросы семьи, общества, государства; фундаментальное ядро содержания общего образования; концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

         Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать  универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.

             

           В широком значении термин «универсальные учебные действия» – умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин..

            В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные  действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.

Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.            

            Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета  нет.  В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка  идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

                  Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

                 Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

           Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.  Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия  - веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры направленны на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

           Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

          Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа — не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Не стоит забывать и о том, что игра — это проекция жизненных ситуаций.

           Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

                Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

           Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать  урок, когда начинаешь  чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.

            Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.      

    В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Здесь можно привести множество примеров игр

  • Фонетические игры:

Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

 Playing Airplane

        Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].

Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж]. And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])

The plane is travelling up in the sky,

 Vvv-vvv-vvv,

 Moving so fast, and ever so high,

 Vvv-vvv-vvv.

 Over the land, and over the sea,

 Vvv-vvv-vvv.

 But we always come back in time for tea.

 Vvv-vvv-vvv

Игра"The Old Grey Goose"

        Игра используется для отработки звука [θ]

Teacher: Can you imagine a goose? Let’s pretend you are geese. Stretch out your necks and hiss. Can you hear anything? No, nothing but [θ-θ-θ]. Let’s play!

An old grey goose am I.

 Th!Th!Th!

 I stretch my neck and cry

 At puppies passing by!

 I like to make them cry!

 Th!Th!Th!

 When puppies jump and run,

 Th!Th!Th!

 I think it's lots of fun!

 I'm sure they'd like to be

 An old grey goose like me!

 Th!Th!Th!

  • Грамматические игры:

Данные игры преследуют следующие цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Игра «Tic – Tac » (крестики – нолики с прилагательными)

Класс делится на две команды (команду Х и команду О). Игрок из команды Х выбирает ячейку в таблице и использует стоящее в ней прилагательное в своем предложении. Если предложение составлено правильно. Команда Х занимает эту ячейку. Если игрок допускает ошибку, ячейка остается свободной и вступает в игру команда О. Она выбирает ячейку и составляет свое предложение с прилагательным, чтобы в конечном итоге занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали.

При закреплении вопросительных предложений поможет игра «Guess who I am». Эта игра применима к различным темам: «Животные», «Профессии», «Дом» и многим другим. Водящий выбирает карточку с надписью на ней и, не читая ее, с помощь наводящих вопросов по теме пытается выяснить, что на ней написано.

  • Лексические игры:

       На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры.

 Игра “Цепочка” (“the Chain”).

Командам дается исходное слово, например , school, которое является началом цепочки. Последняя буква является первой буквой последующего слова.

Пример: school – letter – red – draw – write – eleven – nine – etc.

Выигрывает команда, в чьей цепочке больше слов за определенный отрезок времени

Веселые художники.(Funny Artists)

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

 Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.  Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

  • Орфографические игры:

         Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

 "Alphabet":

           Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, "mother", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко.

Игра «Paired letters» (Парные буквы)

           Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.

LI BI EA SO YE

AT YI OW LL KI

TI KN NG FE BL

OP CK ST RO ME

CA IN SI AR LO

            Вот несколько таких слов, которые можно составить с помощью пар букв из таблицы: strong, yellow, know.

Таким образом можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

2.        И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).

3.        И.А.Паросова – «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 – 2003).

4.        З.П.Романова – «КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса» (журнал «Иностранные языки в школе, № 2 – 2002).

5.        Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987)

6.        М.В. Дворник – «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 1980).

7.        Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические  игры» (Самара, 1992)

8.        Т.Г.Любимова – «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996)

9.        М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Статья "Личностно-ориентированный подход при формировании познавательной активности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"

Статья о проблемах познавательной активности, способах и методах активизации учебной деятельности учащихся....

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка

Основной акцент на уроках английского языка делается на формирование универсальных учебных действийОсновной акцент на уроках английского языка делается на формирование универсальных учебных действий...

Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)              ...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...