Портфолио – средство формирования одарённости учащихся в начальных классах
статья по теме

Усольцева Галина Ивановна

Портфолио – средство формирования одарённости учащихся в начальных классах

Выступление детей о своих портфолио

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ №1

 с. Абатское, Тюменской области

Усольцева Галина Ивановна

учитель начальных классов

09.01.2013

Портфолио – средство формирования одарённости учащихся

в начальных классах

Одарённые дети. Творческие, успешные в учёбе. Как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым такие вопросы возникают у каждого учителя начальных классов.

Ведь одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовитьк тому, чтобы его таланты и способности были реализованы.

  В настоящее время в  начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости начинаем уже в начальный период обучения на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями, с анализа диагностических карт детского сада.                  

Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.    

Уроки окружающего мира и занятия кружков «Эрудит», Помогают максимально реализовать индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке

Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
            Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
              В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

Беспрозванных Руслан и Филимендиков Родион проявляют повышенный интерес к миру животных. Во время показа презентации на кружке «Эрудит» о животных океанов и морей они организовали настоящий «Блиц-турнир» на тему:  «Что мы знаем об этих удивительных животных»
           Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Олимпиады проводятся с 1 класса и к 4 классу в классах уже определяется группа детей, проявляющая способности при изучении отдельных предметов.

Это хорошо просматривается в портфолио – участие и места в олимпиадах прошлых лет.  

В нашей школе мы выбрали такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», «Конкурсе ЭМУ», «Кит», «ЧИП».      Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель: русского языка, математики, естественных наук, активное участие принимают  и наши ученики. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают предметные газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается  формирование интеллектуальных способностей. Важным условием  является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.        

            Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант.  Мы, учителя  начальных классов, начинаем эту работу с первого класса. Так, в прошлом году по внеурочной деятельности для второклассников предложено 7 кружков. Здесь есть возможность выявить одарённых детей.

         Как бы ни был одарён ребёнок его необходимо учить. Приучить к усидчивости, научить трудиться, без помощи других принимать решения, приобщать к творчеству. Активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Для этого на уроках и во внеурочное время  использую метод проектов, исследовательский метод, ребятам предлагаю индивидуальные творческие задания, что позволяет расширить их знания.

В этом году во 3 классах ведутся кружки  «Юный программист», «Эрудит», «Росинка», «Расти здоровым», где  создаются условия для формирования способности к мышлению, анализу и т.д. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, мы стараемся установить сотрудничество учителя, ребёнка и родителей.  

Естественно,  каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.    

  Для создания мотивации использую  портфолио - как средство саморазвития личности

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Этот способ ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Портфолио помогает решать важнейшие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать  навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Как результат - портфолио способствует повышению качества образования в целом.

Цель портфолио - представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания.

Ученику портфолио позволяет эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения, а учителю – проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного времени, оценить образовательные достижения, учесть достижения, полученные учеником в образовательном пространстве

   Основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы помочь ученику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное – продемонстрировать свои возможности и достижения с различных сторон. В конце каждой четверти обучения,  просматривая портфолио,  делаю выводы, где, в какой области проявил себя тот или иной ученик, у кого успехи незначительные, кому нужно помочь.      

При подготовке к выступлению я задала себе вопросы: «Что даёт портфолио детям в младшем школьном возрасте? Как они воспринимают свои портфолио?» И мне захотелось услышать мнение своих учеников.

Выступление детей:

Елизавета: Ох, и трудное задание дала нам Галина Ивановна! Рассказать о портфолио.

София: Мне нравится танцевать. Ещё маленькой я любила придумывать разные движения под музыку, а сейчас я 3-й год хожу в танцевальный класс

София:  Я люблю рисовать, постоянно участвую в различных конкурсах, занимаю призовые места, рисую даже на переменах.

Елизавета: И я люблю танцевать, но рисовать мне не очень хочется. А я ещё люблю русский язык, уже участвовала в «Русском медвежонке»2 раза

София: И я 2 раза.

Валерия:  И я. Но литература нравится больше. В книгах можно найти много интересного, а какие там герои! К олимпиаде по литературному чтению я готовлюсь всегда с   удовольствием.

Елизавета: С заданиями по литературному чтению я справилась легко, но по окружающему миру задания меня привлекают больше. Это же так интересно знать обо всём, что нас окружает.

 София: У нас столько возможностей везде поучаствовать, себя проверить.

               Мне нравится конкурс «КИТ»

Валерия: А мне «ЧИП»

Елизавета: А сейчас мы готовимся к конкурсу «Пегас»,

Галина Ивановна  нам помогает, советы даёт, что читать.  

Потом проверяет.

Валерия: А ещё мы любим петь.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра. /музыка-Марк Минков, слова-Юрий Энтин/

София: А вот и Никита, давайте у него спросим о портфолио!

Выбегает Никита, читает в стиле рэп

У меня есть портфолио

Я веду его с первого класса

В нём много разделов

Их заполняю

С помощью учителя

Моё портфолио

Пока небольшое

Но мне очень нравится:

- это мои друзья

- это моё село

- школа моя

- и моя семья.

Особенно я люблю

Читать страницу

Про спорт

Записей много

Грамот пока мало.

Но я стараюсь.

Мои увлечения –

Я рисую, пою,

Спортом занимаюсь

Портфолио – часть меня,

 Я стараюсь  - для себя!

 София: А ведь верно Никита сказал!

                Хорошо, что у нас есть портфолио

Елизавета: Где участвовали - знаем

                     И всё подробно запоминаем.

  Валерия: За что нас награждали

                   – тоже понятно и очень приятно

София: На что обратить внимание - сразу видно

Елизавета: У меня по спорту страница пуста –

                      Задуматься нужно.

Валерия: А мне нужно в конкурсах больше участвовать.

София: Портфолио для нас – это часть нашей  жизни.

Елизавета: В нём находятся все наши работы,

                    грамоты, которые мы заслужили.

Валерия: Полистав страницы портфолио,

                   мы можем судить о том,

                   что получается хорошо,

                   а над чем придётся поработать.

София: Чтобы пополнить портфолио новыми достижениями,

              мы стремимся к знаниям,

              стараемся самосовершенствоваться.

Елизавета: Теперь мы точно знаем, что писать о портфолио!

Как вы видете, у детей очень разные интересы, но понятно одно – портфолио они воспринимают уже как неотьемлимую часть своей жизни, постоянно следят за материалом в портфолио, стараются принимать участие в мероприятиях, чтобы его  пополнить, интересуются мнением других и наблюдают за успехами своих товарищей.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод» - так сказал  В. А. Сухомлинский и я полностью с ним согласна.

Литература:

Меттус, Е.В.Литвина, А.В., Турта О.С. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.;Глобус, Волгоград:Панорама, 2007

Старостенкова М.В., Тубельский А.Н. Формирование оценочной компетентности школьников. - М.:Эврика, 2008.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии  в системе образования – М: Академия, 2006.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио - средство формирования универсальных учебных действий

Портфолио обучающихся нашего класса - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует их  усилия, прогресс и достижения...

Мастер - класс "Технология РКМЧП как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС", презентация

Мастер - класс состоит из трёх частей: научная , практическая, рефлексия.Даются определения  критического мышления, технологии критического мышления, приёмы и стратегии технологии.  Предлага...

Дидактическая игра как средство формирования у учащихся младших классов экологических знаний.

Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние. Она способствует формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть. согласовать свои интересы с интересами коллекти...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

"Лепбук- как средство формирования УУД учащихся начальных классов"

Учитель должен не только дать учащимся определенную систему знаний , но и развивать у них интерес к учению , научиться учиться, прививать ему навыки практических действий....