Педагогическое эссе "На пути к новому образованию"
статья на тему

Фильнова Елена Владимировна

В данном эссе раскрывается проблема, каким должен быть учитель в современной школе, к чему он должен стремиться, как добиться положительных результатов в работе, "вырастить" толерантных, умных учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фильнова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

г. Гусь-Хрустальный,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Новая школа – новый учитель

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

 Лев Николаевич Толстой

Каждому учителю хочется работать на благо своих учеников, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. А что такое «качество образования» сегодня? В книге «Управление качеством образования» под редакцией М. М. Поташника качество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование». Из данного  определения я понимаю, что результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями  нового образования и каким должен быть учитель в новой школе?

Стаж моей работы в школе довольно большой. И я вспоминаю, как раньше мы работали по традиционной системе. Традиционно образование рассматривалось  как создание человека по образу и подобию, главная цель которого -  вооружение  учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре. Учитель преподнес «на блюдечке» нужную информацию, а ребенок это запомнил, выучил, применил. Сегодня мы не можем полностью отказаться от традиционного обучения, но приоритетом в современном образовании становится развитие и саморазвитие «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого.  Учитель должен всегда идти вперед. Всем сейчас трудно! В стране кризис, сокращения, проблемы... Можно найти тысячу причин, чтобы оправдать свои поступки, бездействие или лень. А можно, несмотря ни на какие преграды или возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и стараться не допустить даже попытки сдаться.

Я считаю, что настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Наверное, каждому педагогу  хочется, чтобы его выпускники стали умными, толерантными, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Как сделать жизнь лучше? Наверное, в первую очередь, улучшить человеческую природу. В этом направлении большая роль отводится новому образованию. Наиболее перспективной в развитии образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. По моему мнению, учитель в новой школе должен  быть не человеком, дающим готовые истины, а искателем, странником, всегда находящимся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Какой вклад могу внести я, учитель начальных классов, в реализацию новой концепции образования?

      Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых необходимых и трудных. Это именно то, что приносит мне радость,  удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, их успехи, продвижения, победы. Считаю, что именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся, которые будут развиваться в дальнейшем в основной школе, школе 3 ступени и в дальнейшей жизни.

   Свою педагогическую деятельность строю на идеях современной концепции модернизации образования с опорой на личностно-ориентированное развивающее обучение.    Цель моей педагогической деятельности – создание благоприятных условий для развития творчески способной, полноценной гармоничной  личности, самостоятельной деятельности. Стараюсь построить образовательный процесс так, чтобы ребенок   научился познавать,  научился делать,  научился жить вместе, научиться жить в ладу с самим собою. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. В современном учителе я вижу помощника, советчика, воспитателя  ещё неокрепших юных сердец.  Основная задача в его работе: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». Если работать «старыми» методами, приемами, то с этими задачами не справиться. Учителю тоже приходится учиться, повышать свой профессионализм, заниматься самообразованием. Интернет, безусловно, лучший источник информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: читают полезные статьи, записываются на дистанционные он-лайн курсы и тренинги, просматривают видеоуроки. Мне довелось все это пройти, а следовательно, использовать в своей работе, которую направляю на  развитие личности ученика, активно внедряю современные образовательные технологии, которые способствуют развитию познавательных способностей младших школьников:     технология развивающего обучения,  метод проектов,  информационно- коммуникационные технологии, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

   Результатом деятельности  моих учеников становится «портфолио» учащегося. Портфель достижений помогает проследить развитие ребёнка, обнаружить в нём склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты, продемонстрировать компетентность ученика в различных сферах деятельности: самостоятельно-познавательной, творческой, социальной, коммуникативной.    Все это дает положительные результаты в моей педагогической деятельности. У учащихся моего класса отмечена высокая мотивация к учебным предметам, хорошая успеваемость.  Мои  ученики– активные участники конкурсов, олимпиад: Всероссийского конкурса «Русский медвежонок», международного  математического конкурса «Кенгуру», всероссийского конкурса «Инфознайка», «Золотое руно», «КИТ», «Совенок». Результаты данных конкурсов показывают, что мои ученики обладают не только высоким уровнем знаний по предметам, но и умеют применить их в нестандартных ситуациях.

В своем эссе мне хотелось представить свой взгляд на вопрос «Каким должен быть учитель  на пути к новому образованию». Хочется верить, что благодаря новому  образованию и «новым» учителям  в нашем обществе будет больше людей с  высокой гражданской позицией,  высокими  нравственными  качествами, с устойчивым естественнонаучным  взглядом  на природу и общество, на свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На пути к новому образованию" (эссе)

"На пути к новому образованию" (эссе)...

Сочинение-эссе"Учитель XXI века на пути к новому образованию"

Рассуждения  о роли учителя в современном мире....

эссе "НА ПУТИ К НОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радос...

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."

Педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."...

Педагогическое эссе «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций»

Эссе о понимании смысла собственной педагогической деятельности....

Эссе "Путь ученика в образовании 2035".

В представленном эссе предлагается рассуждение о необходимости сочетания различных образовательных  подходов в образовании. Рекомендовано в качестве базового элемента  для  курсов повыш...