Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Мастер класс по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на взаимодействии личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к познанию.
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Критическое мышление - мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Они вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Тексту на уроке отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Урок, построенный в модели этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.
Первая стадия – вызов.
Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).
Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.
Тема урока : «Государственные праздники России».
Прием –« Корзина идей», «Кластер»
- Названия каких праздников вы знаете?
- Попробуем объединить их в группы и дадим им названия.( семейные, государственные, религиозные, профессиональные)
Следующий приём на этой стадии – «Верите ли вы, что…»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … у каждого государства свои праздники?
- … 12 июня- в России отмечают День Конституции?
- … во время государственного праздника объявляется выходной?
- … и т.д.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
2 стадия – Осмысление.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Приёмов на этой стадии очень много, но остановимся на некоторых из них. Дети работают с информацией, значит работают с текстом
Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Для маркировки текста используем следующие знаки.
Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир», по теме «Про кошек и собак».
Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Всего известно 37 видов кошачьих. С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой. | v + + v + |
Похожий приём – «Таблица ЗХУ»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приём- «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Очень интересный приём «РАФТ»
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Марс.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
3 стадия – Рефлексия.
На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Можно использовать «Кластер», «РАФТ», а можно «Синквейн».
Тема «Лес».
лес
лиственный хвойный
цветёт растёт радует
Лес- наше природное богатство.
Кладовая
Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления» на уроке ОРКиСЭ.
· формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;· научить ...
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...
"Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Выступление на МО учителей начальных классов....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах
Интересные приемы ТРКМ, которые можно применить на уроках в начальных классах...