Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.
статья на тему

Сидорова Анна Валентиновна

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Автор: Сидорова Анна Валентиновна,

учитель начальных классов гимназии № 157 Санкт-Петербурга

           Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность ими пользоваться; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

       Технологией  РКЧМП ( «Развитие критического мышления через чтение и письмо») называют базовую моделью обучения ( вызов- осмысление содержания – рефлексия)  в совокупности с целым набором приемов и методов. Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах классиков – Ж.Пиаже, Л.Выготского, Д.Дьюи, Б.Блума  и других.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Курта Мередита, Чарльза Темпла и Джинни Стил является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

     Технология является  личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств  гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Идеи технологии звучат следующим образом:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
  • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Что же такое критическое мышление? Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов».

       Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.

      Первый прием – это кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Приложение 1.Пример кластера,  используемый при изучении темы «Полезные ископаемые», Окружающий мир, Программа « Школа 2100» .

Советы по работе с «гроздьями»:

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

Еще один прием - «бортовой журнал». 

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся заполняют так называемую таблицу «З-Х-У» (знаю, хочу узнать, узнал).

Левая и средняя колонки бортового журнала заполняются учащимися  на стадии вызова исходя из своих знаний, опыта.
При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации .

Приложение 2  Пример такой таблицы, составленной учащимися при изучении темы «Куликовская Битва» («Окружающий мир»)

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый ученик ведет записи во всех частях таблицы самостоятельно, а результаты обсуждаются в классе.

При изучении новой темы  на стадии осмысления очень хорошо работает прием, который называется ИНСЕРТ - это маркировка текста значками  по мере его чтения.

Используемые значки:
«V»- уже знал

«+» - новое

 «-» - думал иначе

«?» -не понял, есть вопросы

Значки ставятся по ходу чтения текста. Можно использовать не все значки, а только  «+» и «-». После прочтения текста возможно либо устное обсуждение, либо заполнение таблицы.

      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

         Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

      Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так:  в левой части - простые «тонкие» вопросы, ответы на которые есть в тексте, в правой части – «толстые» вопросы, требующие рассуждения, размышления.

Приложение 3 – примеры вопросов, которые могут использоваться в этой таблице

      Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Этот прием может быть использован как на стадии рефлексии, если таблицу учащиеся заполняют самостоятельно, так и на стадии осмысления нового материала, если работа выполняется в группах, парах или фронтально.

Приложение 4. Пример концептуальной таблицы, заполняемой учащимися по ходу изучения темы «Природные зоны».

         Существует еще немало приемов технологии  РКЧМП. Практика показала, что все эти приемы действенны, они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКЧМП даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКЧМП – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Список используемой литературы

  1.  С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
  2.  И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  3. Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
  4.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Пример кластера



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Таблица «З-Х-У»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Было давно

Где происходила?

Сражение было на Куликовом поле у р.Дон

Сражались русские

войска

В каком году?

8 сентября 1380г.

С кем сражались?

Сражались русские войска с татаро-монголами.

Кто возглавлял войска?

Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай

Какое было оружие?

Мечи, луки, боевые топоры.

Кто победил?

Победили русские войска.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Таблица толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Что …?

Когда…?

Где …?

Что произошло ….?

Было ли …?

Как зовут …?

и т.д.

Объясните, почему…?

Как Вы думаете …?

В чем различие …?

Зачем …?

В чем причина ….?

Что будет, если …?

И т.д.



Предварительный просмотр:

Зона арктических

пустынь

Зона

тундры

Зона

лесов

Зона

степей

Зона

пустынь

Географическое

положение

Климат

Растительный

мир

Животный мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Можно ли научиться мыслить более эффективно?  Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...