Предметное преподавание в начальной школе
статья на тему
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnoe_prepodavanie_2.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предметное преподавание в начальных классах как одно из средств успешности обучения (как условие повышения качества образования) на этапе перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты»
Актуальность проекта
Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться!» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Почти 80% учителей указывают на испытанные ими интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и не редко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выделили основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя;
2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное (или полное его отсутствие) стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся;
3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся, и, как следствие, низкая результативность участия детей школы в предметных конкурсах, олимпиадах, в исследовательской деятельности.
Основные, на наш взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:
o неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;
o не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;
o социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.
4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося (включая талантливых детей и детей с ограниченными возможностями).
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.
Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.
Основная идея работы заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель идеи: создание условий для успешности обучения (для повышения качества учебно-воспитательного процесса) через предметное преподавание в начальных классах
Задачи:
1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Прогнозируемые результаты
Введение предметного преподавания в начальных классах позволит:
1. Повысить качество организации педагогического процесса, поскольку:
- каждый предмет ведет преподаватель, имеющий обязательное образование учителя начальных классов;
- учителя начальных классов специализируются на преподавании одного учебного предмета (русский язык или математика), что способствует повышению качества обучения;
- учитель, выявив склонности обучающихся к своему предмету и заинтересовав его во время урока, продолжит индивидуальную работу на дополнительных занятиях, что приведет к более ранней предметной ориентации ребёнка;
- погружение в предмет позволит пополнить методическую копилку учителя и оформить кабинет в соответствии с содержанием своего предмета, а в дальнейшем использовать возможности этого кабинета для обучения;
- позволит обеспечить овладение каждым учащимся желаемого уровня универсальных учебных действий, развить учащегося в соответствии с его возможностями.
2. Значительно снизить проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса.
3. Предметное обучение будет способствовать возникновению нового характера взаимоотношения учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Обеспечить координацию деятельности учителей-предметников среднего звена и начальной школы в организации единой образовательной среды.
5. Также такая форма обучения приведет к совершенствованию воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, так как учитель-предметник будет иметь возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
6. Большим преимуществом является и то, что обучение осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области, что предоставляет детям возможность выбора приоритетных дисциплин с самого начала обучения. Это обусловливается как более высоким качеством преподавания, так и личностью учителя. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Критерии оценки
1. Уровень профессионального мастерства учителя.
2. Уровень воспитанности обучающихся.
3. Диагностика структуры интеллекта.
4. Мотивация обучающихся к обучению.
5. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
Диагностический инструментарий
1. Мониторинг успешности обучения и уровня воспитанности - важная составляющая мониторинга хода и результатов инновации по введению предметного преподавания в школе 1 ступени.
2. Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Социологический опрос.
5. Портфолио учителя, обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а
Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....
Преподавание в начальной школе.
Преподавание в начальной школе. Цели, задачи, перспективы....
Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе
В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...
Предметное преподавание в начальной школе
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода ...