Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе
статья (3 класс) по теме
В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalno-_regionalnyy_komponent.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально-региональный компонент
преподавания в начальной школе (Слайд 1)
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». (Слайд 2)
Д.С.Лихачёв
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.
При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы. Введение регионального компонента осуществляю на уроках:
- математики;
- окружающего мира;
- литературного чтения;
- технологии;
- русского языка;
Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной работе.
Уроки математики.
Урок по теме «Симметрия». При изучении этой темы, я предложила детям рассмотреть симметрию в мордовской вышивке. Тема представляется мне интересной для изучения культуры мордовского народа, традиций изготовления мордовского национального костюма, ведь мордовская вышивка очень красива. А симметрия является основным принципом построения орнамента, это способ создания красоты, совершенства. Это порядок и четкость в изображении. Ребята рассматривали рисунки с изображением традиционных орнаментов. Находили и показывали на них оси симметрии. (Слайд 3,4)
Хорошо проводить математические диктанты, когда используются числовые данные из сведений о республике, крае, городе, селе. Например:
математический диктант по теме «Запись натуральных чисел»: запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: Республика Мордовия образована 10 января 1930 года, территория Республики Мордовия -26 128 км2, 7 городов, 16 поселков городского типа и 1298 населенных пунктов в нашей республике, столица Республики Мордовия г. Саранск образован в 1641 году, всего в Мордовии насчитывается 1525 больших и малых рек, общая длина которых составляет 9238 км. Население республики - 834 819 человек.
Потом с этими числами можно выполнять различные задания: записать в порядке возрастания, убывания, назвать соседей числа, умножить на 10, 100 и т.д.
Хорошим примером является применение знаний о Мордовском государственном заповеднике имени П.Г.Смидовича, расположенным в Темниковском районе Республики Мордовия: Заповедник создан 5 марта 1936 года. Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охранной зоны составляет 6 200 га. На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся, 215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось, несколько видов оленей и другие. По этим данным дети могут составить задачи, различных видов.
На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, повторения, проверки, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из различных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными, но и развивает учебные умения. (Слайд 5)
Тема | Содержание задачи |
Сложение и вычитание натуральных чисел | Наибольшей рекой Республики Мордовия является река Мокша, протяженность которой в границах республики составляет 320 км при общей длине 656 км. Какова протяженность реки вне границ республики? И другие вопросы. |
На территории республики насчитывается 1525 больших и малых рек общей протяженностью 9238 км. Самые крупные из них: р. Сура 841 км (в пределах Мордовии 120 км); р. Мокша 656 км (в пределах Мордовии 320 км); р. Алатырь 296 км (в пределах Мордовии 130 км); р. Инсар 168 км (в пределах Мордовии 168 км); р. Пьяна 436 км (в пределах Мордовии 28 км); р. Сивинь 124 км (в пределах Мордовии 124 км); р. Исса 149 км (в пределах Мордовии 98 км); р. Вад 222 км (в пределах Мордовии 114 км); р. Парца 117 км (в пределах Мордовии 92 км); р. Выша179 км (в пределах Мордовии 24 км). Различные вопросы. | |
Длина Мокши 656 км, Сура – 841 км, а Алатырь на 1201 км короче, чем Мокша и Сура вместе. Какова длина Алатыря? На сколько длиннее Сура, чем Мокша? | |
Площадь | Длина самого крупного озера в Мордовии Инерка 3350 м, ширина 150 м. Найти площадь озера. |
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.
С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью. Стало традицией проводить экскурсии в лес, школьный и городской музеи, экскурсии по городу, подготовка презентаций и сообщений по различным темам. (Слайд 6, 7, 8, 9)
Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой, с сетью Интернет.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература. На уроках литературного чтения мы знакомимся с пословицами, поговорками, приметами о своём крае, мордовскими сказками.
Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:
- составление и написание предложений на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.:
- письмо по памяти;
- орфографические минутки на основе краеведческого материала.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с внеклассными мероприятиями.
Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
Введение регионального компонента на уроке – одно из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего и любящего свой край, город и умеющего сохранить и приумножить их богатые культурные традиции.
Национально – региональный компонент реализуется и во внеклассной работе. Традиционной стала неделя национальной культуры, в рамках которой проходит очень много различных мероприятий: классные часы на различные темы, конкурсы – путешествия, стихов, рисунков, экскурсии в музеи, библиотеки и многое другое. Но с культурой мордовского народа, и его традициями, природой родного края знакомлю детей не только на неделе национальной культуры, а в течение всего учебного года. Это экскурсии в различные музеи Саранска и Мордовии. (Слайды 10 – 21)
В заключении хочу вашему вниманию предложить анализ анкет для учеников и родителей по данной теме. Всего на анкету отвечали 26 человек родителей и 29 детей из моего 3 класса. (Слайды 22 – 26)
№ | Род. Дети | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1. | Р. | Есть ли в вашей родословной мордовские корни? (А в классе по данным родителей всего 4 ребёнка мордовской национальности) | 17 | 8 | 1 |
Д. | 15 | 9 | 5 | ||
2. | Р. | Знаете ли вы историю возникновения своего места рождения? | 19 | 3 | 4 |
Д. | Знают ли ваши родители мордовский язык? | 4 | 23 | 2 | |
3. | Р. | Рассказываете (ют) ли вы детям об истории того места, откуда ваши корни? | 16 | 9 | 1 |
Д. | 16 | 5 | 8 | ||
4. | Р. | Проводятся ли дома беседы о культуре родного края? | 13 | 11 | 2 |
Д. | 11 | 14 | 4 | ||
5. | Р. | Посещаете ли мероприятия республиканского или городского уровня национальной направленности? | 10 | 5 | 1 |
Д. | 11 | 16 | 2 | ||
6. | Р. | Рассказывают ли дети о том, что узнают в школе о культуре мордовского народа? | 21 | 4 | 1 |
Д. | 27 | 2 | |||
7. | Р. | Считаете ли нужным, важным преподавание мордовского языка в школе? | 8 | 10 | 8 |
Д. | Нравится ли тебе, что в школе изучаешь мордовский язык? | 23 (Из них 5 татар) | - | 6 | |
8. | Р. | Хотели бы вы рассказать о вашей родословной или о вашей малой родине детям класса, где учится ваш ребёнок? | 5 | 12 | 9 |
Д. | Нравится ли тебе, что в школе проходит неделя национальной культуры? | 26 | - | 3 | |
9. | Р. | Предложения по вопросу преподавания нац. культуры в школе. | Мордовский язык преподавали как факультатив и без оценок. | ||
| Д. | Что бы хотели узнать о культуре мордовского народа? | О традициях, праздниках, мордовских богах. |
Используя в своей работе национально – региональный компонент я
стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства Мордовии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а
Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....
Преподавание в начальной школе.
Преподавание в начальной школе. Цели, задачи, перспективы....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)
коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...