Мастер класс
методическая разработка на тему

Бородулина Наталия Васильевна

Мастер класс по выведению способа действия на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_moy.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Использование алгоритмов (способов)

в  начальной школе.

-Доброе утро, уважаемые коллеги.

Возьмите, пожалуйста, квадраты. Сверните их пополам.

-Какие фигуры у Вас получились?  (Разные: треуг., прямоуг.) Почему? Задание было одинаковым для всех.

- Не было четкого плана. Сворачивали разными способами.

- Что же такое способ? Как вы думаете?

1) Способ - последовательность действий, ведущих к достижению цели.

2)Способ по Ефремовой:
Способ -  образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-л. 

-Что означает слово алгоритм? Ваше мнение.

- Вы правы. Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет.

Алгори́тм — точный набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для достижения результата, решения некоторой задачи.

«Алгоритм — это последовательность действий, направленных на получение определённого результата»


Тема моего МК Использование алгоритмов (способов) в  начальной школе.

Система работы по выведению способа предполагает, прежде всего овладение   алгоритмами поиска. 

Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.

В ходе МК  я  пытаюсь  показать, насколько эффективно  и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах.   

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления  познавательной деятельностью учащихся.

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создании новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.

В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.

Работу на уроках, по  использованию    алгоритмов, я провожу в  3 этапа:

 

1.Подготовительный   этап   

 

Подготовка   базы   для   работы   с   новым  материалом, 

актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма.   

Учащиеся   должны  быть  подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.  Время,  отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности  учащихся.

2. Основной этап:

 

а) Класс должен  активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Я провожу беседу, в  результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение материала.

б) Далее по схеме  с классом разбираю 2-3 примера у доски.

в) Записываем способ в тетради – незабудки.

г) Развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) Дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе; упражнения учебника,  специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и  самостоятельно    из    учебника   (словосочетания, предложения    или выборочные слова).

 

3.Этап сокращения операций.

 

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным  путем,     без  напряжения памяти.  Процесс  свертывания происходит не  одновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию    алгоритма способствуют сокращенные ; комментарии   и   образцы.      Комментарии   эффективны     тогда,      когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны  между      собой      общими      признаками      и      имеют      определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Ступени свертывания алгоритма:

1  ступень - полное рассуждение;

2  ступень - частичное сжатие:

3  ступень - максимальное сжатие.

Уважаемые коллеги. Попрошу мне помочь. Побудьте учениками 2-го класса.

Я приглашаю Вас на урок русского языка.

Ход урока.

КАК СДЕЛАТЬ ТЕКСТ ХОРОШИМ?

- Прочитайте запись на карточке №1. Что хотите сказать?

С.р.ка – красивая птица. У нее есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крыл.я и хвост черные, как у в.р.ны. Очень красив у с.р.ки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Нарядная птица с.р.ка!(Это текст.)

- Докажите. (Есть общая тема. Понятна главная мысль).

Текст

1.Т

2.ГМ

- Что еще заметили? (Пропущены буквы)

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор букв.

Кем работали?(Корректорами)

-  Прочитайте запись на карточке №2.

Я сыплю в кормушки разные семена.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота

Мы кинули мячик в озеро.

Наступила морозная зима.

_ Что можете сказать про эту запись? (Это предложения. Все повествовательные. У некоторых есть общая тема- ЗИМА. Нет смысла. Не ясна главная мысль.)

- Это текст?

- Можно ли эту запись превратить в текст? (Да, но нам нужен план действий)

- Назовите тему нашего урока. Текст.

- Какие цели перед собой поставим?

(Учиться исправлять текст, чтобы он стал лучше, понятней.

Что для этого необходимо?(План, алгоритм)

-Сегодня на уроке мы составим алгоритм «Как сделать текст хорошим?»(на доску)

ФИЗМИНУТКА

Составление алгоритма

-Вернемся к нашей записи. Попробуем исправить ошибки.

С чего начнем?(Прочитаем)

Каким значком обозначим первый пункт?

1.

-Если это текст. То должна быть понятна тема.

Можно выделить тему? Назовите.(Зима)

Какой значок выберем?( Уже есть буква Т)

2.Т(определяем общую тему)

-Что дальше? Что еще важно в тексте?

(Главная мысль)

Назовите главную мысль.(Птицам зимой нужна забота)

-Как обозначим в нашем плане?

3.ГМ

Итак, 3пункт –это..?(Выделение главной мысли)

- Что хотелось бы исправить?(Есть лишнее предложение про мячик). Как это исправить? (Можно зачеркнуть. Можно взять в скобки).

- Как покажем это в алгоритме?(Скобки, //, ножницы)

4. /   /

Итак, 4 пункт…(Убираем лишнюю информацию)

-Все исправили? Можно назвать эту запись хорошим текстом?(Нет, предложения не по порядку).

-Давайте исправим. Как?(Цифры расставим)

Прочитайте 1. 2, 3, 4  предложение.

Как это покажем в алгоритме?(1,2, 3,….)

5. 1,2,3…

5 пункт алгоритма..(Располагаем предложения по порядку)

- Прочитайте текст. Есть что еще надо исправить? Как в этом убедиться?(Прочитать еще раз)

А такой пункт уже был. Вернуться к 1 пункту.

Давайте озвучим алгоритм.

Проговорите алгоритм в парах.

  1. Попробуем применить наш алгоритм.

Откройте печатные тетради на с.55, задание № 247.

Что заметили?(есть ошибки) Исправим.

Работаем по алгоритму

1.Читаем

2.Тема?(любимая игрушка)

3.ГМ?

4. Ищем лишнюю информацию.( 2 предложения об одном и том же). Исправьте.

5.Порядок?

-Какую работу выполняли?

 -Почему это важно?

-Где может пригодиться?

6.Проверяем

  1. Откройте учебники с.126 и прочитайте информацию рядом с красной линией.

Что можете сказать?

Редактор – человек, который делает текст лучше.

РЕДАКТОР (На доску)

Работа со словарем.

  1. - Попробуйте поработать в роли редакторов в парах. Сделайте текст лучше. Печатная тетрадь с.57 №249

Отмечаете знаком +, если выполнили пункт плана. Запишите этот текст в тетради.

В каком пункте нашли ошибку?(порядок нарушен)

Оцените вашу работу по шкале.

Проверим. Прочитайте тексты, которые у вас получились.

Практически на любом школьном предмете можно применить выведение способа. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Итак, мы видим, что с применением алгоритмизации на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.

 -Часто в повседневной жизни мы встречаемся с алгоритмами? Приведите примеры.

Я предлагаю в парах выполнить задания.

Карточка 1. Алгоритм «Пришивание пуговицы»

Расставь действия алгоритма по порядку

  • Сделать узелок на конце нитки
  • Пришить пуговицу
  • Отмотать от катушки и отрезать нитку
  • Взять пуговицу
  • Взять иголку
  • Вдеть нитку в иголку

Карточка 2Алгоритм «Приготовление уроков»

Расставь действия алгоритма по порядку

  • Выполнить домашнее задание
  • Прочитать задания в дневнике
  • Сложить школьные вещи в портфель
  • Достать дневник, учебник, тетради
  • Сесть за стол
  • Открыть учебник и тетрадь

Карточка 3Алгоритм «Поход в магазин»

Расставь действия алгоритма по порядку

  • Разложить продукты по местам
  • Дойти до магазина
  • Вернуться домой
  • Купить по списку нужные продукты
  • Взять деньги и список нужных продуктов

Карточка 4.  Алгоритм “Украшение новогодней елки”

Расставь действия алгоритма по порядку

  • Достань елочные
  • Развесь игрушки и украшения
  • Повесь гирлянду
  • Поставь Деда Мороза и Снегурочку под елку
  • Установи елку

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, алгоритмизация формируют ещё и  универсальные действия. А это значит, что ребёнок может их применить в другом виде деятельности, что отвечает компетенции «научить учиться».

Если известен алгоритм решения некой задачи, то ее в состоянии решить ЛЮБОЙ, точно следуя этому алгоритму.

Нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной Ситуации.

Этот метод - АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем Проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...