Формирование регулятивного действия целеполагания у младших школьников
статья на тему

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Данная статья опубликована в сборнике: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / под ред. О. Н. Бершанской. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – С. 92 – 96. – ISBN 978-5-91061-369-4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

на уроках литературного чтения

(целеполагание, планирование, прогнозирование).

Способность ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, контролировать, оценивать и вносить коррективы в происходящее – все эти регулятивные умения позволяют современному человеку быть успешным членом общества.

«Регулятивный (нем. regulative < лат. rēgula – норма, правило) – направляющий, вносящий порядок, планомерность во что – нибудь. Регулятивность – свойство регулятивного» [3].

На момент поступления  в школу ребенок уже обладает некоторым набором регулятивных УУД, показателями сформированности которых  являются следующие умения:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- сохранять заданную цель;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий связано с формированием произвольности поведения [2]. Без способности остановить то, что происходит как бы само собой, ребенок не может выполнять указания взрослого, планировать свои действия, сосредоточиться на каком – нибудь деле и довести его до конца. Все эти действия требуют произвольного поведения, проще говоря, умения владеть и управлять собой [5].

 Функция регулятивных УУД состоит в организации учащимися своей учебной деятельности: регулятивные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), поэтому в  процессе школьного обучения в сфере регулятивных УУД ученики могут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 Рассмотрим более подробно такие виды регулятивных УУД, как:

• целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик [2].

Умение целеполагания формируется непросто. Традиционно цели и задачи учения определяет учитель и предлагает их учащимся в готовом виде. Постановка цели является начальным этапом деятельности. На конкретном уроке цель может выступать в виде цели – образа, непосредственно направляющей и регулирующей учебную деятельность на протяжении урока, и в виде цели – задания, регулирующей деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания. В первом случае формирование цели осуществляется учителем. Так выполняются однотипные упражнения по образцу, данному учителем или в учебнике. Значительно сложнее формулирование цели – задания, которое должно определять характер и способ деятельности ученика и ставить его в роль субъекта собственной учебной деятельности. При ее осмыслении перед учащимся встают вопросы: что, как и когда ему надо делать для того, чтобы достичь требуемого результата. Учащийся должен представить, из каких компонентов состоит учебная деятельность, а также каковы способы выполнения действий и их последовательность. Задание, предъявляемое обучающемуся, содержит некоторые требования, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Цель выполнения данного учителем задания станет для ученика актуальной целью его действия только после того, как он «примет» ее. Процесс принятия учебных заданий должен регулироваться через организацию определенных условий. Прежде всего необходимо участие школьников не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.д.). Надо, чтобы учащиеся четко формулировали цель (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделили способы ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности, по ходу выполнения действий оценивали, насколько успешно идет продвижение к цели, и в итоге оценили, насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания. Выделение и осознание учащимися частных целей должно происходить только в процессе их деятельности. Для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель превратилась в мотив [1].

Процесс преобразования учебных заданий во внутренние цели учащихся должен проходить под руководством и контролем учителя. Его можно превратить в процесс активного целеполагания самих учащихся, если научить их ряду действий с предложенными учителем заданиями. Ученики должны осознать, что именно и для чего им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. Важно научить школьника осознанному принятию и активной постановке цели. В ходе анализа нового материала, при проверке домашних заданий желательно вначале подводить учащихся к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке собственных целей, имеющих личностный смысл [1].

Задания, направленные на формирование умения целеполагания:

– определение собственных целей занятия (его этапа);

– определение важности, значимости изучаемого материала;

– анализирование своих мыслей (не возникли ли дополнительные предложения по изучению учебного материала);

– формулирование своих учебных задач или выбор из предложенных;

– определение способов решения учебной задачи;

– определение затруднений во время занятия;

– оценивание своей работы (результатов выполнения заданий);

– формулирование и постановка вопросов, возникших по ходу решения учебной задачи;

– внесение предложений по улучшению учебного процесса (для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.).

Педагогическими средствами, применение которых направлено на формирование умения целеполагания, могут быть:

– содержание учебного материала и учебные задачи;

– методы и формы обучения;

– наглядные средства обучения;

– личностные и профессиональные качества учителя;

– общественное мнение класса, межличностные отношения в коллективе.

В качестве учебных задач для младших школьников можно предложить следующие:

– научиться определять свои цели для всего занятия (или отдельных его этапов);

– слушать учителя, думать вместе с ним;

– выделять в учебном материале самые важные мысли, в том числе и для себя лично;

– освоить основные приемы конспектирования (сокращения слов, условные обозначения, аббревиатуры, выделения и пр.);

– контролировать свое психическое состояние и управлять им;

– оценивать собственные действия (учебные и познавательные);

– ставить и формулировать вопросы по ходу занятия или в конце его;

– находить свой способ решения проблемы или делать вывод (чтобы проверить свои познавательные возможности).

Формированию у школьников умения целеполагания также способствует использование учителем разнообразных заданий, например:

1) задачи без вопросов (анализ подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель);

2) задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности;

3) упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной [1].

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть его уровней, для каждого из которых определены показатели сформированности и поведенческие индикаторы сформированности [2].

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         «преднамеренные ошибки»;

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         «ищу ошибки»;

-         контрольный опрос на определенную проблему.

На уроках литературного чтения регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами, частью которых являются:

• понимание и постановка учебной задачи;

• составление плана и последовательности действий;

• самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;

• коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;

• овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой [2].

К планируемым результатам формирования регулятивных учебных действий, направленных на формирование целевых установок учебной деятельности, относятся способности:

–  удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. [3]

Приведем некоторые примеры заданий, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках литературного чтения в 1 – 2 классах.

  1. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» предлагается задание для работы  в парах: «Составьте план событий сказки и перескажите ее по плану (вступление; 1-е событие, 2-е, 3-е; заключение). Оцените, как вам удался каждый этап работы».
  2. Русская народная сказка «Снегурочка»: «Придумай продолжение этой грустной сказки, в котором все закончится хорошо».
  3. Перед изучением рассказа Г. Скребицкого «Передышка» (работа в парах): «Предположите, о чем может говориться в рассказе с таким названием». Чтение рассказа прерывается вопросами: «Оправдались ли твои ожидания по поводу названия рассказа? Прочитай описание березы в разное время года. Чем она радовала путников? Одобряешь ли ты поведение ребят? Почему его можно назвать бездумным?» (УМК Система Л. В. Занкова, 2 класс).
  4. Ш. Перро «Красная Шапочка». Тебе предстоит прочитать хорошо знакомую сказку. Ее перевел на русский язык известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Перевод отличается от того перевода, к которому мы привыкли. Прочитай сказку и скажи, в чем это отличие (УМК «Школа России, 2 класс).
  5. Все ли слова тебе знакомы? Что ты будешь делать, если тебе встретилось незнакомое слово?  (УМК «Школа России, рабочая тетрадь, 1 класс).
  6. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Сейчас вы будете читать отрывок из книги Эдуарда Успенского о том, как крокодил Гена, Чебурашка и другие игрушки строили Дом дружбы. Прочитайте и подумайте, почему это нелегкое дело было для них таким увлекательным (УМК «Образовательная система Школа 2100», 1 класс).
  7. Во Куанг «Заходите». Можно ли, глядя на иллюстрацию к сказке, понять, чем она закончится?  (УМК «Перспективная начальная школа», хрестоматия, 2 класс)
  8. Сказка про трех поросят (английская народная сказка). Подумай, что произойдет в сказке дальше. Прочитай продолжение сказки и сравни со своим предположением. Как ты думаешь, съест ли волк третьего поросенка? (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

При выполнении заданий, кроме обмена впечатлениями, учащиеся должны аргументировать свой ответ фрагментами прочитанного текста. Это способствует развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить в коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи [4].

Список литературы

1. Демидова Т. Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников// Начальная школа до и после. – 2009. - №4

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (Библиотека словарей)

4. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова/ А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Формирование воли и произвольности поведения у детей/Психологический центр «Адалин» [Электронный ресурс]. URL: http://adalin.mospsy.ru (дата обращения 26.08.2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками, как способ формирования регулятивных действий

Как исправлять ошибки, кому исправлять ошибки, способы исправления ошибок....

"Формирование умения целеполагания у младших школьников."

         Материал представляет собой доклад на тему: " Формирование умения целеполагания у младших школьников". В работе представлены сущность целеполагания, классифика...

Формирование регулятивных действий у младших школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные ...

Формирование регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младших школьников.

Особенности процесса формирования  регулятивного универсального учебного действия  целеполагания у младшего школьника в обучении....

Формирование регулятивных и познавательных УУД младших школьников в проектной и исследовательской деятельности

В данном  материале рассмотрено формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий на основных этапах работы над проектом....