"Формирование умения целеполагания у младших школьников."
статья по теме

Яшмолкина Наталья Владимировна

           Материал представляет собой доклад на тему: " Формирование умения целеполагания у младших школьников". В работе представлены сущность целеполагания, классификация уровней, приёмы формирования целеполагания, задания по формированию, алгоритм процесса целеполагания.

           Для успешного существования в современном обществе человек должен регулятивными действиям, то есть уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозироватьвозможные ситуации. Целеполагание - универсальное действие,которое становится базой для учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Выполнила: Учитель начальных классов

 Яшмолкина Наталья Владимировна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

г. Котлас Архангельской области

2013 г.

План.

  1. Введение.
  2. Сущность целеполагания и классификация уровней в работе  над  ним.
  3.   Приёмы формирования целеполагания.        
  4.   Задания по формированию умения целеполагания у школьников.
  5. Алгоритм процесса целеполагания.
  6. Выводы.
  7. Список литературы.

  1. Введение.    

      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. познавательный;
  3. регулятивный;
  4. коммуникативный

    Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Хотелось бы более подробно остановиться на целеполагании – универсальном действии, которое  становится базой для учебной деятельности.

2. Сущность целеполагания и классификация уровней в работе  над  ним.                Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса. Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Кроме того, часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у обучающихся, т.е. происходит рассогласование желаемого и действительного в обучении. Чтобы это предотвратить, необходимо включать обучающихся в процесс целеполагания с самого начала изучения курса. Значительно труднее формируются умения целеполагания. Во многом это связано с тем, что традиционно цели и задачи учения определяет учитель и предлагает их учащимся в готовом виде. Такой подход приучает школьника к жесткой внешней регламентации его познавательной деятельности и противоречит социальному требованию подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение всей жизни самообразованию.

Это противоречие невозможно разрешить, не вооружив учителя умением

осуществлять целеполагание, а затем и современной методикой формирования такого общеучебного умения у учащихся.                                

В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.  

Цель – это предвосхищение в сознании познающего человека результата, на достижение которого направлены его действия. Постановка цели является начальным этапом деятельности.

Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях:

1 уровень. Преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала и т.д.

2 уровень. Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.

3 уровень. Наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.

Для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Продвижение учащихся в процессах целеполагания от формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого самовыражения.

 3.  Приёмы формирования целеполагания.

       С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?»

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели ребенка. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  1. Тема-вопрос
  2. Работа над понятием
  3. Ситуация яркого пятна
  4. Исключение
  5. Домысливание
  6. Проблемная ситуация
  7. Группировка.

  2. Аудиальные:

  1. Подводящий диалог
  2. Собери слово
  3. Исключение
  4. Проблема предыдущего урока.

    Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать

формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей.

1. Формулировка темы в виде вопроса. Тема урока формулируется в виде вопроса. В ходе обсуждения учителя с детьми строится план действий на уроке.

2. Выявление неполноты знаний учащихся. В начале урока на этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую

неполноту знаний учащихся.

3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников.  Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим.

      Эти приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя.

     Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

4. Задания по формированию умения целеполагания у школьников:

  1. задачи без вопросов;
  2. задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом   река);
  3. переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной.

Математика. «Найди значение выражений», «Заполни таблицу» и т. д. – здесь учебная задача скрыта, поскольку задание формулируется, как практическая задача, направленная на получение конкретного результата, поэтому учащиеся по просьбе учителя, должны определить чему они будут учиться, выполняя то или иное задание.

  1. задания-таблицы.

Помогают ставить цели и осуществлять самооценку.

(Например: «Что я узнал по теме «Имя числительное»)

5. Алгоритм процесса целеполагания.

      Алгоритм процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:

- формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;

- конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;

-определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;

- планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).

       Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:

- реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);

-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).

6. Выводы.

             Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

       Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

7.  Список литературы

1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.

2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке

3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения

4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания

5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы

6. http://www.school2100.ru/Формирование умения целеполагания у младших школьников.

7. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.

8.  Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.

9.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

10.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

11. Первое сентября, 2011, №19

12.  Первое сентября, 2010, 22 февраля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников

В работе представлена классификация личностно - ориентированных технологий, критерии эффективности личностно - ориентированного урока, требования к валеологичеки целесообразному уроку, рекомендации к ...

Формирование регулятивного действия целеполагания у младших школьников

Данная статья опубликована в сборнике: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / под ред. О. Н. Бершанской. – Ки...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Формирование регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младших школьников.

Особенности процесса формирования  регулятивного универсального учебного действия  целеполагания у младшего школьника в обучении....

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...