Формирование регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младших школьников.
презентация к уроку на тему

Козлова И. А.
Особенности процесса формирования  регулятивного универсального учебного действия  целеполагания у младшего школьника в обучении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младших школьников .

Слайд 2

« Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда » Марк Твен

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Общество требует от образования подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение жизни самообразованию, а это невозможно разрешить, не вооружив ученика умением целеполагания . «В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Современный учитель, реализуя новые образовательные стандарты, сталкивается с недостаточностью методического материала по формированию умения целеполагания .

Слайд 4

Регулятивные УУД

Слайд 5

Умение целеполагания - это освоенная способность ставить и формулировать цели и задачи. Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности . Исходя из этого, понятие «формирование умения целеполагания» представляет собой процесс овладения освоенными способами ставить и формулировать цели и задачи учебной деятельности.

Слайд 6

Сущность понятия целеполагания УМЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ освоенная способность ставить и формулировать цели и задачи процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности . процесс овладения освоенными способами ставить и формулировать цели и задачи учебной деятельности

Слайд 7

Особенности процесса формирования регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младшего школьника в обучении. Целеполагание как проблема в обучении. подмена цели средствами урока, формальный подход при постановке цели, расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками, завышение цели , постановка собственной цели учителя (учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.)

Слайд 8

Алгоритм процесса целеполагания формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта; конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения; определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.; планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).

Слайд 9

Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Цели должны быть: реальны достижимы (указывать на конкретные результаты обучения); технологичны (определять конкретные действия по их достижению); инструментальны диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).

Слайд 10

важно при формировании целеполагания на уроках: придерживаться определенных принципов постановки учебных задач (В. В. Давыдов «Теория развивающего обучения»), выполнять определенные условия регулирования процесса принятия учебных заданий, использовать эффективные педагогические средства. Придерживаться определенной структуры урока.

Слайд 11

Условия регулирования процесса принятия учебных заданий. Важно участие школьников не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.д.). Необходимо, чтобы учащиеся четко формулировали цель(чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделяли способы достижения цели (как делать) и предполагаемые трудности. По ходу выполнения действий важно чтобы учащиеся оценивали, насколько успешно идет продвижение к цели (рефлексия). В итоге, в конце урока оценили, насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.

Слайд 12

Класс Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по данному плану Оценка результатов 1 Учиться определять цель деятельности с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение. Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке 2 Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Класс Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по данному плану Оценка результатов 1 Учиться определять цель деятельности с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение. Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке 2 Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Слайд 13

Класс Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по данному плану Оценка результатов 3-4 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Слайд 14

Методический инструментарий ПРИЕМЫ ЗАДАНИЯ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 15

Все приемы целеполагания классифицируют на: Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка.

Слайд 16

Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Слайд 17

Приемы Тема-вопрос Подводящий диалог Домысливание Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову ). На запоминание и воспроизведение »: ( Удивляй! Отсроченная отгадка.) «На понимание и синтез»: (Фантастическая добавка.). «На понимание и применение»: (Лови ошибку! Практичность теории.)

Слайд 18

Тема-вопрос Т ем а урока «Площадь прямоугольника» У чебн ая задач а «Сколько места на плоскости занимает данный прямоугольник?» ?

Слайд 19

Работа над понятием Т ема урока « Умножение» - Объясните значение слова (найдите в Толковом словаре)

Слайд 20

Подводящий диалог. Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Слайд 21

Тема « Деление на двузначное число" 12 : 6 14 : 2 32 : 16 16 : 4 15 : 3 50 : 5 42 : 7 81 : 9 Задача урока : будем учиться делить на двузначное число

Слайд 22

Тема «Умножение двузначного числа на однозначное» Найди «лишний» пример и реши 80∙6 = 25∙3 = 7∙50 = 10∙4 =

Слайд 23

Собери слово Т ем а: «Решение задач» З А Д А Ч А

Слайд 24

Назови слово, которое обозначает не фамилию поэта О, К, У, Й, Ч, С, В, И, К Р, Е, П, В, Ж, Л, А, Ь, К, Й, С, И М, Й, С, К, Я, А, В, О, И С,О,Р,Ж,В,Т,Д,Е,С,К,Й,Е,Н,И

Слайд 25

Назови слово, которое обозначает не фамилию поэта Чуковский Пржевальский Маяковский Рождественский

Слайд 26

см дм мм см² Ситуация «Яркого пятна» Т ема урока «Единицы площади»

Слайд 27

Группировка Тема "Четные и нечетные числа" Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 16, 1, 200, 10, 9, 3

Слайд 29

По размеру

Слайд 30

По цвету

Слайд 31

Исключение Т ем а урока «Конкретный смысл умножения» 7+ 7 + 5 4 + 4 + 4 + 4 5 + 3 + 9 + 2 9 + 6 - Какое выражение лишнее? Цель урока : узнать, как иначе записать сумму одинаковых слагаемых.

Слайд 32

Домысливание Тема урока: «Связь между компонентами и результатом умножения» Арифметическое действие умножение дружит с арифметическим действием…………..

Слайд 33

:4 :6 х5 +6 ? х8 Домысливание 24 Тема урока «Таблица умножения на 8»

Слайд 34

Проблема предыдущего урока или отсроченная отгадка Тема урока формулируется накануне (в конце урока)

Слайд 35

Проблемная ситуация не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту при столкновении с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа

Слайд 36

Приемы создания проблемных ситуаций Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Слайд 37

Прием обобщения предложенных объектов Тема: "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" - Что объединяет все выражения? - Как провести вычисление?". (63 + 7) : 10 8 * (7 – 2 * 3) 24 : (16 – 4 * 2) (42 – 12 + 5) : 7

Слайд 38

Задания по формированию умения целеполагания Задачи без вопросов , задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности; таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной. Переформулированное задание. Задания-таблицы. Задание на определение цели урока . Задание –список.

Слайд 39

задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности Какие задания можно выполнить со словом река? - разбор слова по составу, - фонематический, - как часть речи, - определение правила правописания и т.д.);

Слайд 40

На каждом уроке! Схема: РЕФЛЕКСИЯ: На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»; «Особенно мне понравилось…»; «Сегодня мне удалось…»;«Я сумел…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т.п.

Слайд 41

Диагностический инструментарий. Существуют следующие диагностические материалы: Анализ развития целеполагания в начальной школе можно производить по таблице «Уровни сформированности целеполагания » Диагностика сформированности умения удерживать цель и умение соотносить учебные задачи с целью урока З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной и Л.С. Секретаревой. Технологическая карта формирования действия целеполагания Методика «Выкладывание узора из кубика» (П. Я. Гальперин). Методика на выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца.

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Одной из основных ценностей и целейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников.В широком значении термин «универсальные учебные действия» ...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

Технология деятельностного метода как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

Статья содержит приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий применяемых мною на своёй практике, которые позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться и достичь п...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».

Статья на тему  «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....