Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве.
статья по теме

Выродова Надежда Васильевна

Сообщение из опыта работы педагога дополнительного образования в области поиска нового, передового в декоративно- прикладном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_innovatsionnykh_prots.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                 

 

Тема: « Роль  инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве»

                                                 

   Педагог: Выродова Н.В.

               

                         

                            С. Кочубеевское- 2014 г.

                             Ставропольский край

Тема:  Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве.   

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного  объединения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Современная  система  образования  во  всех  ее  звеньях  ориентирована  на  раскрытие  творческого потенциала  подрастающей  личности  через  активное  познание  социума  в  разных  видах  деятельности.

С  первой  ступени  обучения  ребенка  в  процессе  целенаправленной  духовно-созерцательной,  образовательной,  творческо-созидательной  деятельности  устанавливается  его  диалогическое  взаимодейст-вие с миром изобразительного искусства.

Одним из действенных средств в воспитании детей выступает декоративно-прикладное искусство.  Как  отмечают  известные  ученые  в  области  художественной  педагогики(А.А.  Грибовская,  З.А.  Богатеева,  И.Л.  Гусарова,  Т.С.  Комарова, ) по своей конкретной предметности, многомер-ности,  упрощенности  образов,  их  яркости  и  нарядности  воплощений  декоративно- прикладное искусство  близко  детям,  вызывает  уних  сенсорную  пытливость,  познавательную  активность,  эстетическое  переживание.  В  этой  связи особую  значимость  приобретает  приобщение  детей  с  дошкольного  возраста  к  декоративно-прикладному  искусству  и  творческое  освоение  его  художественных  принципов,  средств  и  приемов выразительности.  Декоративно-прикладное искусство  воздействует  на  самые  разные  личностные  качества  ребенка–

эстетические,  нравственные,  интеллектуальные,  трудовые.  Рассматривая  произведения  декоративно-прикладного  искусства,  дети  испытывают  чувство  удовольствия  от  ярких  жизнерадостных  цветов,

богатства  и  разнообразия  видов  и  мотивов,  проникаются  уважением  к  народному  мастеру,  у  них  возникает  стремление  самим  научиться  создавать  прекрасное.  Широкое  включение  всех  его  видов  в  об-разовательный  процесс  благотворно  воздействует  на  детей,  дает  им  возможность  познавать  действительность  с  разных  сторон,  вызывает  положительный  эмоциональный  отклик,  усиливает  позитивное отношение к художественной деятельности.

На  занятиях  в   ребенок  осваивает  разные  виды  изобразительной  деятельности(рисование,  лепку,  вышивка,аппликацию)  и  получает  свободу  в  оперировании  ее  выразительными  средствами. Так, в декоративной работе он уже способен отходить от усвоенных стандартов построения  декоративных композиций, комбинировать их элементы, используя при построении средства художественной выразительности данного вида искусства. . Как  показывает  практика,  художественно-творческое  развитие  детей  младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством проходит более  успешно,  если  осуществляется  взаимосвязь  между  видами  изобразительной  деятельности,  ориентация  творческой  деятельности  детей  на  эстетическую  и  практическую  значимость  результата,  исполь-зование  комплекса  игровых  упражнений,  направленных  на  формирование    умений  и навыков,  включение  в  содержание  работы  соответствующего  материала  регионального  характера,  использование  разнообразных  творческих  заданий  в  освоении  традиций  декоративно-прикладного искусства, активизация творчества детей в самостоятельной художественной деятельности.

По  результатам  диагностики,  можно  утверждать,  что  чем  более  разнообразны  условия,  в  которых  проводится  работа  с  детьми  по  декоративному искусству,  чем  разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале. Декоративная работа в материале ( витраж, коллаж, барельефы, поделки из нетрадиц.материалов и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала — освоением его декоративно-пластических возможностей  Работа с пряжей, ковровой иглой связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также  идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.   Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены  здоровьесберегающие технологии: релаксационные упражнения, пальчиковая  гимнастика и гимнастика для глаз  Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии,   Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Через игру, сказку, ручной труд  арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей.   Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.   Образовательное объединение может развиваться, если его педагог будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном и методическом процессах. Само содержание поисковой деятельности должно быть актуально для каждого педагога  в целом. Именно поисковый характер деятельности педагога формирует у него потребность в самообразовании, в изучении передового опыта, повышении своего педагогического мастерства, уровня профессионального саморазвития. В настоящее время нельзя быть просто педагогом – исполнителем, удержаться на должном уровне сможет только специалист, постоянно пополняющий свои знания и умения. Для многих педагогов возникла необходимость не только в усвоении новых педагогических - идей, но и в глубокой психологической перестройке своей личности, требующей ломки старых стереотипов мышления, ценностных ориентаций и установок, качеств личности, мешающих работать на уровне современных требований. В связи с этим возникает необходимость непрерывной профессиональной учебы . Без постоянного развития и учебы педагог не сможет участвовать в инновационном процессе. Педагогические противоречия возникают в виде образующегося несоответствия между устаревшими педагогическими представлениями,практической организацией формирования личности и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подготовке специалистов нового поколения.

Список используемой  литературы.

1. Международные договоры и иные международные документы.

2. Конституция РФ.

3. Федеральные законы.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Нормативные акты министерств и ведомств РФ.

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

8. Нормативно-технические

9. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой - М., 2000.


10.  Выгонов В.В.Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. зав. - М.: Академия, 1999.


11.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизан-образования: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав-ий – М.: Академия, 1999.


12. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. - М.: Владос, 2004.


13. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство . Уфа: Китап, 2006. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в выставке декоративно-прикладного творчества

По итогам кожуунной акции "Доброе сердце" участие в Республиканской выставке 2012 год...

Разработка кружка декоративно-прикладного творчества

Программа кружка задействует детей начиная с 3-4 класса начальной школы. Направлена на развитие творческих способностей учеников....

Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».

Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме  «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Лягушонок.

Приложение к уроку по изобразительному исскуству 4 класс.. "Декоративно-прикладное творчество" Лягушонок....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...