Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве.
статья по теме
Сообщение из опыта работы педагога дополнительного образования в области поиска нового, передового в декоративно- прикладном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_innovatsionnykh_prots.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Тема: « Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве»
Педагог: Выродова Н.В.
С. Кочубеевское- 2014 г.
Ставропольский край
Тема: Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного объединения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности.
С первой ступени обучения ребенка в процессе целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности устанавливается его диалогическое взаимодейст-вие с миром изобразительного искусства.
Одним из действенных средств в воспитании детей выступает декоративно-прикладное искусство. Как отмечают известные ученые в области художественной педагогики(А.А. Грибовская, З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова, Т.С. Комарова, ) по своей конкретной предметности, многомер-ности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений декоративно- прикладное искусство близко детям, вызывает уних сенсорную пытливость, познавательную активность, эстетическое переживание. В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей с дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности. Декоративно-прикладное искусство воздействует на самые разные личностные качества ребенка–
эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов,
богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Широкое включение всех его видов в об-разовательный процесс благотворно воздействует на детей, дает им возможность познавать действительность с разных сторон, вызывает положительный эмоциональный отклик, усиливает позитивное отношение к художественной деятельности.
На занятиях в ребенок осваивает разные виды изобразительной деятельности(рисование, лепку, вышивка,аппликацию) и получает свободу в оперировании ее выразительными средствами. Так, в декоративной работе он уже способен отходить от усвоенных стандартов построения декоративных композиций, комбинировать их элементы, используя при построении средства художественной выразительности данного вида искусства. . Как показывает практика, художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством проходит более успешно, если осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую значимость результата, исполь-зование комплекса игровых упражнений, направленных на формирование умений и навыков, включение в содержание работы соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных творческих заданий в освоении традиций декоративно-прикладного искусства, активизация творчества детей в самостоятельной художественной деятельности.
По результатам диагностики, можно утверждать, что чем более разнообразны условия, в которых проводится работа с детьми по декоративному искусству, чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале. Декоративная работа в материале ( витраж, коллаж, барельефы, поделки из нетрадиц.материалов и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала — освоением его декоративно-пластических возможностей Работа с пряжей, ковровой иглой связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии. Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии, Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Через игру, сказку, ручной труд арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению. Образовательное объединение может развиваться, если его педагог будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном и методическом процессах. Само содержание поисковой деятельности должно быть актуально для каждого педагога в целом. Именно поисковый характер деятельности педагога формирует у него потребность в самообразовании, в изучении передового опыта, повышении своего педагогического мастерства, уровня профессионального саморазвития. В настоящее время нельзя быть просто педагогом – исполнителем, удержаться на должном уровне сможет только специалист, постоянно пополняющий свои знания и умения. Для многих педагогов возникла необходимость не только в усвоении новых педагогических - идей, но и в глубокой психологической перестройке своей личности, требующей ломки старых стереотипов мышления, ценностных ориентаций и установок, качеств личности, мешающих работать на уровне современных требований. В связи с этим возникает необходимость непрерывной профессиональной учебы . Без постоянного развития и учебы педагог не сможет участвовать в инновационном процессе. Педагогические противоречия возникают в виде образующегося несоответствия между устаревшими педагогическими представлениями,практической организацией формирования личности и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подготовке специалистов нового поколения.
Список используемой литературы.
1. Международные договоры и иные международные документы.
2. Конституция РФ.
3. Федеральные законы.
4. Указы Президента РФ.
5. Постановления Правительства РФ.
6. Нормативные акты министерств и ведомств РФ.
7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
8. Нормативно-технические
9. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой - М., 2000.
10. Выгонов В.В.Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. зав. - М.: Академия, 1999.
11.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизан-образования: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав-ий – М.: Академия, 1999.
12. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. - М.: Владос, 2004.
13. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство . Уфа: Китап, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по теме: Декоративно-прикладное творчество "Русский фигурный пряник"
Содержит видеосопровождение урока по данной теме....
Участие в выставке декоративно-прикладного творчества
По итогам кожуунной акции "Доброе сердце" участие в Республиканской выставке 2012 год...
Разработка кружка декоративно-прикладного творчества
Программа кружка задействует детей начиная с 3-4 класса начальной школы. Направлена на развитие творческих способностей учеников....
Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».
Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны...
Презентация к уроку изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Лягушонок.
Приложение к уроку по изобразительному исскуству 4 класс.. "Декоративно-прикладное творчество" Лягушонок....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...