Разработка кружка декоративно-прикладного творчества
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа кружка задействует детей начиная с 3-4 класса начальной школы. Направлена на развитие творческих способностей учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 59.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Три девицы под окном, пряли поздно вечерком..» (А.С. Пушкин)
Именно так во всех светлицах проводили время девушки. Сколько красивых и необычных вещей делалось своими руками. Каждая девушка должна была подготовить к свадьбе себе приданное: салфетки, бельё, сорочки и многое другое. А когда девушка ожидала ребенка, только от неё зависело, насколько хорошо он будет одет. Начиная с первых дней шла полным ходом подготовка к долгожданной встрече. Вышивались чепчики и распашонки, будущий папа готовил колыбельку, и украшал дом, самые лучшие и красивые вещи были сделаны своими руками хозяевами. Поэтому и говорилось, что у дома есть душа. И сейчас мы восхищаемся действительными произведениями искусства, которые дошли до нас.
В данный момент даже ученые доказали насколько важно рукоделие и мастерство. Именно от его выбора зависит, насколько женственна будет девушка. В последние годы в разных странах отмечается всплеск интереса к рукоделию.
При рукоделии запускается правополушарный процесс, нелогический, спонтанный – творческий.
А ещё ручное творчество можно назвать самой настоящей психотехникой, благодаря которой мы восстанавливаем родовую связь, и поэтому очень правильно обучать навыкам декоративно-прикладного искусства девочек и мальчиков с ранних лет.
Программа обучения вводит ребенка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Позволяет научить ребенка видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие художественно-творческой активности, овладение разными видами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных творческих и организаторских способностей.
- Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства.
- Совершенствовать умение и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивы интерес к творчеству художника, дизайнера.
- Формирование творческих способностей, духовной культуры.
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать художественные способности и фантазии детей.
Воспитывающие:
- Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать рабочее место в порядке.
- Добиться максимальной самодостаточности детского творчества.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические задания подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа занятий рассчитана на два года, 128 часов в год; в неделю проводится два занятия по два часа. Занятия в группе предусмотрены для девочек в возрасте от 11 до 15 лет. На третий и четвертый год обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими определенные результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связью с жизнью.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой.
- Ниточная страна.
- Работа с тканью и лентами.
- Работа с пряжей.
- Творческий проект.
- Выставки.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение техники безопасности по данному виду творчества.
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных)
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы,
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, образцов.
- Нестандартным: конкурс, выставка-презентация, чаепитие.
- Сочетание индивидуальны, групповых и коллективных работ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате обучения, обучающиеся должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества;
- Историю ремесел и рукоделий;
- Названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- Правила организации рабочего места;
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.
Научатся:
- Правильно организовывать своё рабочее место;
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в выставках.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика |
1 | Тиснение | 1 | 1 |
2 | Артишок | 1 | 2 |
3 | Бисер | 1 | 4 |
4 | Бумагопластика | 1 | 4 |
5 | Бумажный туннель | 1 | 3 |
6 | Витраж | 1 | 4 |
7 | Вырезание | 1 | 3 |
8 | Вышивка | 1 | |
Лентами | 3 | ||
Гладью | 1 | ||
Бисером, пайетками | 4 | ||
Изонить | 2 | ||
Крестик | 2 | ||
Ковровое | 4 | ||
9 | Вязание | 1 | |
Крючком | 3 | ||
Спицами | 3 | ||
10 | Граттаж | 1 | 1 |
11 | Декупаж | 1 | 3 |
12 | Картонаж | 1 | 4 |
13 | Квиллинг | 1 | 6 |
14 | Киригами | 1 | 2 |
15 | Кусудама | 1 | 3 |
16 | Лепка | 1 | |
Масса | 2 | ||
Фарфор | 2 | ||
Пластилин | 1 | ||
17 | Макет | 1 | 5 |
18 | Макраме | 1 | 3 |
19 | Мозаика | 1 | |
Бумажная | 2 | ||
Крупа | 2 | ||
Кофе | 2 | ||
20 | Монотопия | 1 | 1 |
21 | Насыпания | 1 | 1 |
22 | Орнамент | 1 | 2 |
23 | Папье-маше | 1 | 3 |
24 | Пуантализм | 1 | 2 |
25 | Ткачество | 1 | 3 |
26 | Торцевание | 1 | 2 |
27 | Канзаши | 1 | 6 |
Итого | 27 | 101 |
- Тиснение
Тиснение (другое название Эмбоссинг) — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или по пластику, фольге , на пергаменте (техника называется пергамано), а также на коже или на бересте при котором на самом материале получается рельефное изображение давлением выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Одина из разновидностей тиснения — Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)
- Артишок
Эта разновидность печворка получила своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия — «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья»…
По большому счёту все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера — острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
- Бисер
Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
- Бумагопластика
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия — оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре — либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Не имея специальной художественной подготовки, можно освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.
Объектами для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина: фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты...
Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.
- Бумажный туннель
Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов. Название tunnel book прижилось в английском языке после создания поделок в этой технике, в честь строительства первого в мире подводного туннеля (459 метров) под рекой Темза в Лондоне и соединение берегов в 1840 году. А недавно бумажные туннели были воскрешены художницей Кэрол Бартон в книге «Скульптурные формы». Более сложные модели даже имеют вращающиеся части.
- Витраж
Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
- Вырезание
Вырезание — термин очень широкого понимания. Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Вырезание симметричное, вырезание силуэтное, вытынанка, карвинг — эти разновидности вырезания составляют отдельные интересные группы поделок среди разнообразия вырезанных работ.
- Вышивка
Вышивка - интересный вид творческой деятельности, ведь в процессе созидания происходит рождение красоты и радости! Хорошее настроение во время изготовления вышивки и чувство удовлетворения по окончании работы, делают ваш дом уютным и тёплым, продолжая радовать вас долгие годы.
Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки......
Мы разберем шесть видов вышивки:
- лентами
- гладью
- бисером и пайетками
- технику изонить
- крестик
- ковровое
- Вязание
Изделия из ниток не могут долго храниться, поэтому проследить историю возникновения вязания очень сложно. Однако, в египетских гробницах были найдены изображения связанных носков, которые датируются 1900 г. до н.э. Доподлинно известно, что в Европе уже в XV-XVI вв вязание было широко распространено: чулки, носки, шарфы, шляпки…
По данным исследователей, вязание крючком появилось в XVI веке и произошло, вероятно, от одного вида восточной вышивки. Она выполнялась так: на каркасную основу натягивали ткань, которая служила фоном. Рабочая нить всегда находилась снизу, под тканью. При помощи специального крючка ткань протыкалась в местах согласно узору сверху, наверх вытягивалась рабочая нить, образуя петлю. Далее создавались узоры, используя различные приемы. (Правда, похоже на ковровую вышивку?)
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Самые популярные и известные виды вязания:
Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
Вязание крючком (тамбурное).
Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
При Тунисском вязании длинным крючком одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора.
В жаккардовом вязании узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.
- Граттаж
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
- Декупаж
Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
- Картонаж
Картонаж — (фр. cartonnage < фр. carton картон) общее название техник изготовления изделий из картона и собирательное название изделий из картона: шкатулки, шкафчики, коробочки, ящички для хранения всяких мелочей, рукодельных принадлежностей, а также бонбоньерок (изящных коробок для конфет) и т.п. Для оформления (декорирования) картонажа используют: бумагу, ткань, кожу и т.д. Для дополнительной отделки применяют: ручки, замочки, ленты, кружева, вышивку, пуговки, цветочки, наклейки.
Для картонажа подходят следующие типы работ: игрушка, поделка (изделие), скульптура, упаковка.
Не все изделия из картона являются картонажем, например: закладка, карточка АТС, книга, маски, открытка, рама (паспарту), скрапбукинг — не являются картонажем, хотя обычно изготавливаются из картона.
- Квиллинг
Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
- Киригами
Киригами (яп.切り紙) — вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: 切る (киру) — резать, 紙 (ками) — бумага.
Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
- Кусудама
Кусудама (яп. 薬玉, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания. В то же время, другие признают, что в раннем традиционном японском оригами часто использовалось разрезание бумаги (см тысяча бумажных журавликов) и склеивание и отдают должное кусудаме, как важному объекту складывания среди других моделей оригами.
Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).
- Лепка
Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность Вашего ребёнка и его друзей, а также и занимательное рукоделие для ВАС самих!
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Некоторые аспекты влияния декоративной лепки:
— развитие мелкой моторики;
— использование игры с правилами;
— расширение кругозора и словарного запаса;
— умения взаимодействовать и общаться;
— познавательность процесса;
— развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду и создание этого образа; ; — успокаивая и умиротворяя, лепка оказывает позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, что является хорошей арттерапией..
Глина – сопровождает людей еще с далеких времен и по настоящее время. Из глины лепят, строят.
Психологи говорят:
«Работая с глиной, человек находящийся в агрессивном состоянии находит выход своим чувствам, а люди, неуверенные в себе, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает – научиться концентрироваться.»
При работе с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, биокерамика и даже, мукасолька! Но как не называй - результат, порой, превосходит все наши ожидания! Рождение шедевра из солёного теста - это всегда событие! Удачного всем творчества и умиротворения!
- Макет
Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Существует несколько типов макетов:
- Макет дома, коттеджа или другого здания
- Историческо-археологический макет (например, макет сражения) для исторических музеев
- Макет геологогического разреза горы для краеведческих музеев
- Панорамный макет улиц или интерьеров для этнографического музея
- Макеты-иллюстрации к литературным произведениям для литературных музеев
- Макеты мизансцен, костюмов и декораций в балетных, драматических или оперных постановках для тетральных музеев
- Оружейный макет
- И многое другое
Обычно макеты являются «стендовыми», т.е. не действующими, а «действующие» макеты — называются «моделями».
- Макраме
Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное — правильно подобрать узлы.
- Мозаика
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.
Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.
В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Мозаика может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки…
Впрочем, выбор материала ограничен только фантазией художника!
Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.
Но, выбирая тот или иной вид мозаики для ребенка важно помнить о соответствии его возрастным особенностям. Для детей 1—3 лет нужно выбирать мозаику с деталями покрупнее, обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой кропотливой и сложной работой.
Занимаясь мозаикой вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение, эмоциональность ребенка, волевая регуляция, заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите — и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш ребёнок!
- Монотопия
Одной из простейших графических техник считается монотипия.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Монотипию (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) могут освоить даже дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек….
- Насыпание
Насыпать что, куда или на что, сыпать известное количество чего-либо, сыпать сверху, всыпать во что-то — так описан это глагол в словаре В. Даля. Искусство создания картин при помощи техники насыпания возникло в буддистских монастырях, в которых уже испокон веков рисуют картины необычайной красоты из толченого мрамора разных цветов, так называемые тибетские мандалы. Процесс создания картин на плоскости совершенно прост. Сначала холст смазывают клеем, а затем посыпают песком. Искусство создавать картины из цветного песка в бутылках пришло к нам из арабских стран. В Египте или Иордании можно встретить мастеров, способных за 5 минут создать такие сувениры при помощи обычного песка и тонкой палочки. Не менее увлекательно песочное шоу. Рисование песком на экране сменяющих друг друга картин (практически песочная анимация!) — уникальный вид искусства, способный заворожить даже самого искушенного зрителя. Насыпушки — термин, появившийся на сайтах о поделках относительно недавно. Так называют прозрачные сосуды (красивые банки и бутылки), наполненные сыпучими материалами. Чаще всего наполняют подкрашенной засохшей гуашью солью. Использование для этих целей соли может быть связано с тем, что её издавна применяли в качестве оберега. Но бывают и другие варианты (песок, крупа, зерна). Перед тем, как засыпать материалы слоями в избранную бутыль, необходимо прокалить их в духовке для дезинфекции. Создается такое украшение в той цветовой гамме, которая подойдет к вашему интерьеру. Заодно можно подумать и о подарке для близких.
- Орнамент
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён.
- Папье-маше
Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
- Пуантализм
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
- Ткачество
Ткачество- прозводство из пряжи ткани и текстиля.
Ручное ткачество - это очень трудоемкий процес, требующий затраты большого колличества времени.
Ткач — человек, профессионально занимающийся ткачеством.
Сам метод ткачества был изобретён ещё в каменном веке. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. Распространённым сырьём для пряжи были шерсть, лён, хлопок и шёлк. В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткание встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах.
- Торцевание
«Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. И конечно же, с новыми идеями и дополнениями». Дети окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
- Цумами-кандзаси
В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
2 год обучения
№ п/п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика |
1 | Картонаж | 10 | |
2 | Папье-маше | 10 | |
3 | Лепка из соленого теста | 1 | 3 |
4 | Искусство оформления подарков | 1 | 3 |
5 | Подготовка к Новому году | 14 | |
6 | Тиснение | 4 | |
7 | Декупаж | 3 | |
8 | Квиллинг | 3 | |
9 | Цумами-кандзаси | 2 | 8 |
10 | Подготовка к 23 февраля | 4 | |
11 | Бисероплетение | 1 | 3 |
12 | Подготовка к 8 марта | 4 | |
13 | Вышивка бисером | 4 | |
14 | Подготовка к Пасхе | 6 | |
15 | Мозаика | 6 | |
16 | Торцевание | 4 | |
17 | Работа с бросовым материалом | 1 | 10 |
18 | Орнамент | 4 | |
19 | Мягкая игрушка | 1 | 3 |
20 | Драпировка | 2 | 4 |
21 | Подготовка к выставке | 9 | |
Итого | 8 | 120 |
- Картонаж
Подготовка основ для будущих работ: шкатулки, коробочки, рамочки.
- Папье-маше
Продолжение подготовки для будущих основ: звездочки, шарики, яйца, игрушки (по желанию детей).
- Лепка из соленого теста
Создаем соленое тесто и продолжаем готовить основы, также по желанию детей. Рамочки, картинки, панно.
- Искусство оформления подарков
Готовимся к праздникам, учимся оформлять подарки из различных материалов, используя несколько видов техники.
- Подготовка к Новому году
Готовим елочки, елочные игрушки, гирлянды, оформляем кабинет, по желанию детей украшаем костюмы, применяем навыки и опыт работ в различных техниках.
- Тиснение
Готовим основы для будущих открыток, используя различные варианты тиснения.
- Декупаж
Работа с основами, оформление подготовленных ранее основ по выбору детей.
- Квиллинг
Оформление основ шкатулок, рамок, открыток. Создание объемного квиллинга: шапочка, шкатулка, ваза. Коллективная работа – картина.
- Цумами-кандзаси
Оформление основ. Творческая работа: колье, серьги, кольцо, ободок, заколка и дерево счастья.
- Подготовка к 23 февраля
Создаем подарки для мужчин, используя навыки и опыт в различных техниках.
- Бисероплетение
Создаем денежное дерево. Используя несколько техник, в основе лежит бисероплетение на проволоке.
- Подготовка к 8 марта
Создаем подарки для женщин, используя навыки и опыт в различных техниках. В основе лежит торцевание.
- Вышивка бисером
Учимся делать украшения в восточном стиле. Бралеты для танцовщиц на жесткой основе.
- Подготовка к Пасхе
Делаем подарки и оформление на Пасху. Используя основы делаем пасхальные яйца, готовим корзиночки, оформляем кабинет. В ход идут различные техники, усвоенные во время обучения.
- Мозаика
Делаем картины, используя технику мозаика. Материал на выбор детей (крупа, бумага, зерна и т.д.).
- Торцевание
Создание дерева любви в технике торцевания.
- Работа с бросовым материалом
Дети узнать как можно из простых и ненужных вещей создавать предметы интерьера в дизайнерском стиле. В основу бросового материала лягут: пустые бобины от скотча, туалетной бумаги, одноразовые вилки, пустые пластиковые и стеклянные бутылки и т.д.
- Орнамент
Учимся создавать трафареты своими руками, оформлять мебель и стены на основе трафаретов.
- Мягкая игрушка
Ну и конечно же ни один кружок не может обойтись без создания самого мягкого и теплого дружка. Учимся выкраивать и создавать мягкую игрушку. По выбору детей из нескольких основ.
- Драпировка
Приятно зайти в дом и сеть на диван со множеством мягких подушек, а еще приятнее если они красивые и сделаны своими руками. Ребята научатся различным видам драпировки ткани, выберут себе наиболее понравившийся и сами попробуют создать небольшую декоративную подушку.
- Подготовка к выставке
Проверяем выполнение всех работ дорабатываем, дети оформляют свои работы для итоговой выставки. Проведение выставки ярмарки, выручка от которой пойдет на дальнейшее оборудование кабинета материалом и инструментарием требуемым для работы кружка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное народное творчество
Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...
Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...
Развитие тонкой моторики руки обучающихся в системе кружка декоративно-прикладного творчества
Представлен обзор литературы по теме, теоретические основы, история изучения проблемы. Рассмотрена работа по изучению развития тонкой моторики руки у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Описа...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства»
Программа «Азбука мастерства » имеет художественная направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обог...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...