Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
проект по чтению (4 класс)

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения -  компетенция.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной  жизни .

     В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурзинская средняя общеобразовательная школа»  Апастовского муниципального района Республики Татарстан

 

Образовательный проект:

на тему:

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Номинация:образовательные  проекты

                                             

Автор проекта:

Ахмадеева Люция Фатхелисламовна       

                    учитель начальных  классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Мурзинская СОШ»

с.Эбалаково, 2019

Содержание

1. Введение  ----------------------------------------------------------------   3                                                                                      

2. Актуальность проблемы ---------------------------------------------    3                                                        

3. Проблема проекта  -----------------------------------------------------  4                                                                        

4. Цель проекта ------------------------------------------------------------- 5                                                                                

5. Задачи проекта ----------------------------------------------------------- 5                                                                                

6. Ожидаемые результаты проекта --------------------------------------5                                                

7. Сроки разработки и реализации проекта --------------------------- 7                                        

8. Ресурсы проекта --------------------------------------------------------- 7                                                                            

9.Планирование проекта  -------------------------------------------------  9                                                                

10.Практическая часть проекта  ----------------------------------------- 10                                                      

11. Заключение  ------------------------------------------------------------- 14                                                                                  

12.Список использованной литературы ------------------------------- 14                                        

13.Приложение  ------------------------------------------------------------- 15                                                                                

 

Введение.

      Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня  практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества.  35% населения  - никогда  не читают, 43% - от случая к случаю,  лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.

     Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании.

1.Актуальность проблемы. Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения -  компетенция.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной  жизни .

     В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

     Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, опреде-ляющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая состав-ляет основу умения учиться.  

     Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
    Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен.  На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик  впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.

2.Проблема проекта

      Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем.  Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способ-ности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

    Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

     Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.

     Это подтверждает и опрос среди учащихся класса проведенный в декабре 2016 года (1 класс).  В анкетировании участвовало 3 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять –33,3% учащихся, смотреть ТВ, играть в компьютер –33,3%, читать книги –33,3%.

          Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

          Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы.

   Проблема: Дети не хотят читать книги. Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.

3.Цель проекта: формирование  читательской  компетентности, созданиe условий для развития читательского интереса у младших школьников.

4.Задачи:

1. Сформировать читательскую компетентность младших школьников.

2. Создать условия для развития читательского интереса.

3. Консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

5. Ожидаемые результаты проекта.

Научатся:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

Личностные УУД:

 -   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

-получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  -   начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

    -освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

   -полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему),пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока, занятия, составлять  план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи,

высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

6.Сроки разработки и реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме,разработка стратегии, методов  реализации проекта;

сентябрь-октябрь 2015года.

2 этап – основной:

реализация проекта;

ноябрь 2015года –  апрель 2019 год.

3 этап – заключительный:

подведение итогов, прогнозирование дальнейшего развития проекта.

май 2019 года.

7.Ресурсы проекта

     Создание коллектива единомышленников из учителей, детей,  родителей,  библиотекарей. Разработка программы поэтапной реализации проекта.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается  навык  плавного  слогового  чтения,  читаются  слоговые  конструкции,  слова,  словосочетания,  предложения,   маленькие  тексты. Так в результате систематической и целенаправленной  работы происходит формирование навыка чтения.

     Под навыком чтения подразумевают: умение правильно прочитывать слова,

понимать  смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный   темп чтения.

     Для  совершенствования навыка   чтения  необходимо  вызвать  интерес  к  чтению  у  младшего  школьника.  Учителю,  с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс  читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.  Просматриваются  такие     этапы  формирования  читательских  интересов:

     6 – 7 лет,  когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

     8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие  детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

     9 – 10 лет,  когда характерен глобальный интерес к миру людей, к истори-ческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно –

к сказочным, фантастическим.

     На уроках литературного чтения необходимо создавать  проблемно-поиско-вые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

     Беседы-дискуссии научат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

     Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учи-тельское владение словом настолько захватывает  детей, что они стремятся най-ти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

     Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  уст-ного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют  тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделять  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

     Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения исполь-зовать  элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям. 1 класс:английская народная песенка «Перчатки», С.Михалков «Сами виноваты»;3 класс: русская сказка «По щучьему веленью», М.Горький «Воробьишко», И.Крылов «Квартет», С.Михалков «Упрямый козлёнок» 4 класс: народная сказка «Лиса и журавль», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», Э.Хоггарт «Мафин печёт пирог», И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

    Использовать создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

8.Планирование проекта.

     Работа по формированию читательской компетенции,  читательского инте-реса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, внеурочную деятельность, сотрудничество с родителями и  библиотекой.

Программа деятельности.

Название этапа

Сроки реализации.

Что формируется

Подготовительный

2015г- 2016г

овладение техникой чтения, совершенствование навыка   чтения, умения самостоятельно работать с текстом.

Начальный

2016-2017г

совершенствование  читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование оптимальной скорости чтения;

Основной

2017-2018г

формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний,  формирование умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию, работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Заключительный

2018-2019 г

формирование у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать,  формирование умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию, работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

9.Практическая часть проекта

Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознан-ного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются  следующие виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении (чистого-ворки, скороговорки ),упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты ),упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

     С целью  выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: чтение за «диктором», синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко».

     Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для  работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, учебные таблицы, иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок, книги, электронные презентации.

     Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму: показ учащимся книги, которую предстоит читать, подготовка детей к восприятию избранного произведения, чтение учителем этого произведения вслух ,рекомендации к самостоятельной работе дома.Было замечено, что метод «чтения-рассматривания»  возбуждает  у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

     Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучатся  выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать  надписи. В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения:  

      Круг чтения:  детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении,  равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях,  о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;

произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.

     Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух, освоение закономерной связи: содер-жание книги – иллюстрации, заглавие, автор, узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Рассмотрим, как изменится содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.

      Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением, дифференциация тематики чтения по жанрам, произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов, произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

    Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг  (2–4) до чтения.Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил: оценивание результатов читатель-ской деятельности   как  в  безотметочном  варианте,  так  и  с  помощью  отметки,  подбор  книг  по  теме.

    Второй год работы с детьми должен быть посвящён активным и продук-тивным способам совершенствования  читательской самостоятельности.

     Особое  внимание уделяется развитию оперативной памяти. Это  связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочи-тав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения,  удаётся развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

      Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг будут обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опираются на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляют их.Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.

     Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художест-венная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения),детский журнал, газета (по выбору учителя),вся традиционная для младших школьников тематика чтения,особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.

       Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или  разных авторов в соответствии с заданной уроком целью, воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам, освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.К концу основного этапа интерес к само-стоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей станет устойчивым.

В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг  авторов и 10 тем чтения), наметится известная глубина, проникновение  в  смысл  книги.Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно,  со  знанием  дела, то  есть  проявлять  читательскую  компетентность.  

     Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.

Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художест-венная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур,

детская периодическая печать, вся традиционная для младших школьников тематика чтения, особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой          (о Великой Отечественной войне, о героях,  о замечательных людях), приклю-ченческая детская книга, книги о писателях, художниках.

     Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью, воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану, обращение к справочной литературе и материалам из периодики, освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление  работы   по  формированию  навыка    анализа  и  оценки  содержания  книги. Часто младшие школьники приносят на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делают выписки из прочитанных книг, журналов, газет.  Внимание учащихся  будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.  

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.  Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет  обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями: коллективная  (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция) круглый стол, литературный праздник);

Результаты сформированности читательской компетенции  будут проверяться диагностикой.

Диагностика.

Название этапа.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Стартовая

декабрь 2015г

Сентябрь

 2016 г

сентябрь

2018 г

сентябрь

2018 г

Промежуточная

март 2016г

декабрь 2016г

март 2017г

декабрь 2017г

март 2018г

декабрь 2018г

март 2019г

Итоговая

май 2016г

май 2017г

май 2018г

май 2019г

10. Заключение:

 1) Работа по формированию читательской  компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);

2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;

3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

    Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Список использованной литературы.

1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2.Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

3.Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.

4.Светловская Н.Н.  Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.

5.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. -  С.15-17.

6.Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.

Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww, Nachalka. Comwww.hr-portal.ruwww.clubook.ru www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-

Приложение.

Памятки для формирования читательской компетенции обучающихся начальной школы

                                  ПАМЯТКА №1 Пересказ текста

1.  Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.

2.  Обрати внимание на количество абзацев.

3.  Составь простой план по абзацам текста.

4.  Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.

5.  Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.

6.  Перескажи текст, исключив ненужные подробности.  .

7.  Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.

8.  Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.

 

                                      ПАМЯТКА №2  Культура устной речи

1.  Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не  понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно",— и попроси повторить и разъяснить сказанное.

2.  Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.

3.  Говори только то, что знаешь.

4.  Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.

5.  Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.

6.  Подбирай слова, которые лучше выражают  мысль.

7.  Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.

                                         ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища

I.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.

2,Проведена ли основная мысль в ответе?

3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?

4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?

5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?).

б.Сделано ли обобщение, выводы.



Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурзинская средняя общеобразовательная школа»  Апастовского муниципального района Республики Татарстан

 

Образовательный проект:

на тему:

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Номинация:образовательные  проекты

                                             

Автор проекта:

Ахмадеева Люция Фатхелисламовна       

                    учитель начальных  классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Мурзинская СОШ»

с.Эбалаково, 2019

Содержание

1. Введение  ----------------------------------------------------------------   3                                                                                      

2. Актуальность проблемы ---------------------------------------------    3                                                        

3. Проблема проекта  -----------------------------------------------------  4                                                                        

4. Цель проекта ------------------------------------------------------------- 5                                                                                

5. Задачи проекта ----------------------------------------------------------- 5                                                                                

6. Ожидаемые результаты проекта --------------------------------------5                                                

7. Сроки разработки и реализации проекта --------------------------- 7                                        

8. Ресурсы проекта --------------------------------------------------------- 7                                                                            

9.Планирование проекта  -------------------------------------------------  9                                                                

10.Практическая часть проекта  ----------------------------------------- 10                                                      

11. Заключение  ------------------------------------------------------------- 14                                                                                  

12.Список использованной литературы ------------------------------- 14                                        

13.Приложение  ------------------------------------------------------------- 15                                                                                

 

Введение.

      Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня  практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества.  35% населения  - никогда  не читают, 43% - от случая к случаю,  лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.

     Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании.

1.Актуальность проблемы. Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения -  компетенция.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной  жизни .

     В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

     Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, опреде-ляющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая состав-ляет основу умения учиться.  

     Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
    Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен.  На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик  впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.

2.Проблема проекта

      Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем.  Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способ-ности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

    Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

     Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.

     Это подтверждает и опрос среди учащихся класса проведенный в декабре 2016 года (1 класс).  В анкетировании участвовало 3 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять –33,3% учащихся, смотреть ТВ, играть в компьютер –33,3%, читать книги –33,3%.

          Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

          Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы.

   Проблема: Дети не хотят читать книги. Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.

3.Цель проекта: формирование  читательской  компетентности, созданиe условий для развития читательского интереса у младших школьников.

4.Задачи:

1. Сформировать читательскую компетентность младших школьников.

2. Создать условия для развития читательского интереса.

3. Консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

5. Ожидаемые результаты проекта.

Научатся:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

Личностные УУД:

 -   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

-получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  -   начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

    -освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

   -полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему),пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока, занятия, составлять  план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи,

высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

6.Сроки разработки и реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме,разработка стратегии, методов  реализации проекта;

сентябрь-октябрь 2015года.

2 этап – основной:

реализация проекта;

ноябрь 2015года –  апрель 2019 год.

3 этап – заключительный:

подведение итогов, прогнозирование дальнейшего развития проекта.

май 2019 года.

7.Ресурсы проекта

     Создание коллектива единомышленников из учителей, детей,  родителей,  библиотекарей. Разработка программы поэтапной реализации проекта.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается  навык  плавного  слогового  чтения,  читаются  слоговые  конструкции,  слова,  словосочетания,  предложения,   маленькие  тексты. Так в результате систематической и целенаправленной  работы происходит формирование навыка чтения.

     Под навыком чтения подразумевают: умение правильно прочитывать слова,

понимать  смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный   темп чтения.

     Для  совершенствования навыка   чтения  необходимо  вызвать  интерес  к  чтению  у  младшего  школьника.  Учителю,  с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс  читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.  Просматриваются  такие     этапы  формирования  читательских  интересов:

     6 – 7 лет,  когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

     8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие  детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

     9 – 10 лет,  когда характерен глобальный интерес к миру людей, к истори-ческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно –

к сказочным, фантастическим.

     На уроках литературного чтения необходимо создавать  проблемно-поиско-вые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

     Беседы-дискуссии научат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

     Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учи-тельское владение словом настолько захватывает  детей, что они стремятся най-ти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

     Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  уст-ного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют  тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделять  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

     Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения исполь-зовать  элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям. 1 класс:английская народная песенка «Перчатки», С.Михалков «Сами виноваты»;3 класс: русская сказка «По щучьему веленью», М.Горький «Воробьишко», И.Крылов «Квартет», С.Михалков «Упрямый козлёнок» 4 класс: народная сказка «Лиса и журавль», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», Э.Хоггарт «Мафин печёт пирог», И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

    Использовать создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

8.Планирование проекта.

     Работа по формированию читательской компетенции,  читательского инте-реса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, внеурочную деятельность, сотрудничество с родителями и  библиотекой.

Программа деятельности.

Название этапа

Сроки реализации.

Что формируется

Подготовительный

2015г- 2016г

овладение техникой чтения, совершенствование навыка   чтения, умения самостоятельно работать с текстом.

Начальный

2016-2017г

совершенствование  читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование оптимальной скорости чтения;

Основной

2017-2018г

формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний,  формирование умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию, работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Заключительный

2018-2019 г

формирование у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать,  формирование умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию, работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

9.Практическая часть проекта

Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознан-ного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются  следующие виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении (чистого-ворки, скороговорки ),упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты ),упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

     С целью  выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: чтение за «диктором», синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко».

     Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для  работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, учебные таблицы, иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок, книги, электронные презентации.

     Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму: показ учащимся книги, которую предстоит читать, подготовка детей к восприятию избранного произведения, чтение учителем этого произведения вслух ,рекомендации к самостоятельной работе дома.Было замечено, что метод «чтения-рассматривания»  возбуждает  у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

     Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучатся  выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать  надписи. В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения:  

      Круг чтения:  детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении,  равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях,  о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;

произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.

     Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух, освоение закономерной связи: содер-жание книги – иллюстрации, заглавие, автор, узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Рассмотрим, как изменится содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.

      Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением, дифференциация тематики чтения по жанрам, произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов, произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

    Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг  (2–4) до чтения.Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил: оценивание результатов читатель-ской деятельности   как  в  безотметочном  варианте,  так  и  с  помощью  отметки,  подбор  книг  по  теме.

    Второй год работы с детьми должен быть посвящён активным и продук-тивным способам совершенствования  читательской самостоятельности.

     Особое  внимание уделяется развитию оперативной памяти. Это  связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочи-тав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения,  удаётся развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

      Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг будут обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опираются на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляют их.Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.

     Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художест-венная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения),детский журнал, газета (по выбору учителя),вся традиционная для младших школьников тематика чтения,особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.

       Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или  разных авторов в соответствии с заданной уроком целью, воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам, освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.К концу основного этапа интерес к само-стоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей станет устойчивым.

В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг  авторов и 10 тем чтения), наметится известная глубина, проникновение  в  смысл  книги.Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно,  со  знанием  дела, то  есть  проявлять  читательскую  компетентность.  

     Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.

Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художест-венная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур,

детская периодическая печать, вся традиционная для младших школьников тематика чтения, особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой          (о Великой Отечественной войне, о героях,  о замечательных людях), приклю-ченческая детская книга, книги о писателях, художниках.

     Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью, воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану, обращение к справочной литературе и материалам из периодики, освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление  работы   по  формированию  навыка    анализа  и  оценки  содержания  книги. Часто младшие школьники приносят на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делают выписки из прочитанных книг, журналов, газет.  Внимание учащихся  будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.  

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.  Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет  обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями: коллективная  (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция) круглый стол, литературный праздник);

Результаты сформированности читательской компетенции  будут проверяться диагностикой.

Диагностика.

Название этапа.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Стартовая

декабрь 2015г

Сентябрь

 2016 г

сентябрь

2018 г

сентябрь

2018 г

Промежуточная

март 2016г

декабрь 2016г

март 2017г

декабрь 2017г

март 2018г

декабрь 2018г

март 2019г

Итоговая

май 2016г

май 2017г

май 2018г

май 2019г

10. Заключение:

 1) Работа по формированию читательской  компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);

2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;

3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

    Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Список использованной литературы.

1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2.Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

3.Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.

4.Светловская Н.Н.  Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.

5.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. -  С.15-17.

6.Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.

Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww, Nachalka. Comwww.hr-portal.ruwww.clubook.ru www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-

Приложение.

Памятки для формирования читательской компетенции обучающихся начальной школы

                                  ПАМЯТКА №1 Пересказ текста

1.  Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.

2.  Обрати внимание на количество абзацев.

3.  Составь простой план по абзацам текста.

4.  Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.

5.  Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.

6.  Перескажи текст, исключив ненужные подробности.  .

7.  Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.

8.  Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.

 

                                      ПАМЯТКА №2  Культура устной речи

1.  Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не  понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно",— и попроси повторить и разъяснить сказанное.

2.  Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.

3.  Говори только то, что знаешь.

4.  Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.

5.  Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.

6.  Подбирай слова, которые лучше выражают  мысль.

7.  Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.

                                         ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища

I.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.

2,Проведена ли основная мысль в ответе?

3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?

4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?

5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?).

б.Сделано ли обобщение, выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время"...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся.  При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навы...