Педагогический проект на тему «Формирование образовательных компетенций младших школьников на уроках математики».
проект на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город окружного значения Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
«Формирование образовательных компетенций младших школьников на уроках математики».
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №2» г. Нижневартовска,
Силивря Марина Николаевна.
Аннотация
Современный мир с высокими темпами научно – технического прогресса предъявляет к выпускникам школ совершенно новые требования, поэтому задачи и цели, стоящие перед образованием, сильно изменились. Сейчас актуальным является вопрос – не чему учить, а как научить ребёнка учиться; каким образом наделить его умениями и навыками работать с различными источниками информации; работать самостоятельно, развивать творческие способности. Успешно решать данные задачи педагогу помогает компетентностный подход, а учителю – использование компетентностно – ориентированных задач на уроках и во внеклассной деятельности. Так как таких задач в учебниках пока нет, то учителю необходимо самому составлять их.
В проекте показаны возможности повышения математической грамотности школьников через решение компетентностно – ориентированных задач.
Практическая значимость проекта в том, что опыт работы может быть использован студентами и учителями общеобразовательных школ при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике.
В концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны»
В пояснительной записке к федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обращается внимание на то, что:
- стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании;
- при разработке стандарта учтён процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме.
Роль образования в последние годы резко повысилась, и к учащемуся предъявляются требования, как к компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать и использовать разнообразную информацию, принимать решения на основе полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях.
Нам необходимо научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, которые позволят ему быть успешным вне стен школы, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Это под силу только творческому, самостоятельному, ответственному, коммуникабельному человеку. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Возникает вопрос - как реализовать социальный заказ по развитию ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе?
Это можно сделать в процессе решения задач соответствующего содержания и разного уровня сложности, то есть компетентностно – ориентированных задач. Однако, анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи. Заданий практического и проблемного характера представлено мало, а компетентностно-ориентированные задания отсутствуют вовсе. При этом анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации выпускников, показывает, что таких заданий в экзаменационных работах становится все больше.
Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации процесса обучения математике на основе формирования компетенций школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Проблема формирования ключевых компетенций не нова и она имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы.
Новизна педагогического опыта заключается:
- в изменении роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников;
- в целенаправленной работе по формированию целостной картины мира через принцип метапредметных основ содержания образования;
- в дополнении содержания предмета компетентностно – ориентированными задачами;
- в формировании компетенций через эвристическую деятельность обучающихся.
Анализ методической и научной литературы, изучение опыта работы педагогов по данной теме, результаты собственной педагогической практики, позволили выявить противоречия:
- между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и отсутствием практики в образовательном процессе, в частности, в обучении математике.
- между необходимостью формирования компетенций школьников и отсутствием методических и дидактических материалов;
- между необходимостью применения компетентностно – ориентированных задач и отсутствием их в современных учебниках.
Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему исследования в проекте, которая состоит в поиске эффективных путей формирования образовательных компетенций младших школьников на уроках математики.
Решение данной проблемы составляет цель проекта: определение влияния компетентностно – ориентированных задач на формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций младших школьников.
В основу работы положена гипотеза: есть возможность предположить, что включение в урок компетентностно – ориентированных задач окажет влияние на успешное формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы определены следующие задачи:
- Рассмотреть основные теоретические понятия по данной теме.
- Выявить компетенции, которые будут формироваться в процессе работы над темой.
- Разработать методические рекомендации по использованию компетентностного подхода на уроках математики.
- Составить компетентностно – ориентированные задачи.
Объектом исследования являются образовательные компетенции.
Предметом исследования компетентностно – ориентированные задачи.
Основное содержание проекта
Проблеме формирования ключевых компетенций учащихся уделяют внимание ученые-педагоги: А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, О.Е.Лебедев, А.В.Хуторской, и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно концептуальные положения модернизации российского образования, а также ведущие теоретические положения: теории деятельности и личностного смысла (П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.М.Мунипов и др.), теория компетентностного подхода (А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, Дж.Равен, А.В.Хуторской и др.); концептуальные положения математики (И.В.Блауберг, В.П.Каратеев, В.С.Степин, В.Г.Рузавин, К.А.Рыбников и др.); концептуальные положения методологии и теории педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др.).
Компетентностный подход направлен на создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения различных проблем в результате освоения дидактически адаптированного социального опыта (О.Е.Лебедев).
Основными принципами проекта являются: принцип развития (О.Е.Лебедев, А.В.Хуторской); принцип систематизации знаний (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев); принцип рассмотрения изучаемых понятий и методов (А.С.Белкин, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев); принцип обеспечения прикладной направленности обучения (В.П. Каратеев, К.А. Рыбников). Принципы реализации компетентностного подхода предполагают изучение структурных особенностей каждого элемента содержания (понятия алгоритма и др.), В результате у учащихся формируется понимание методологических основ осваиваемого знания, представление о методах познания, различных идеях, подходах к решению задач, формируется опыт разработки и применения различных алгоритмов.
Существенно меняется структура познавательной деятельности учащихся, которая должна включает разноуровневую постановку проблемы (содержательную, концептуальную, математическую).
В ходе работы использовался комплекс методов:
- теоретических (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование);
-эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка; математическая обработка данных).
Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в школьном образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Компетентность отличается:
- от навыка (действия, выполняемого автоматически) тем, что связана с осознанием деятельности;
- от умения (подготовленности к практическим и теоретическим действиям) – тем, что она переносима, совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями;
- от знания – тем, что существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. [4]
Рассмотрев отличие традиционного и компетентностного подходов (приложение 1), можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в образовании в большей степени соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса на современном этапе.
Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются там по отношению к работнику. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения.
Компетенция— это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Математика предоставляет большие возможности для формирования у школьников знаково – символических умений. Мы учим учащихся выделению ключевых слов в тексте задачи, применению краткой записи задачи, схематических рисунков, таблиц, чертежей, схем, диаграмм.
Целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций даёт возможность ученику избежать механического заучивания и построить процесс овладения понятиями на осмысленном преобразовании информации (решается проблема здоровьесбережения).
Формирование ключевых компетентностей посредством задач позволяет реализовать компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся. Компетентностный подход обладает значительным потенциалом: он учит учиться; определять цели познавательной деятельности и источники информации; учит оценивать полученные результаты и объяснять явления действительности; учит ориентироваться в ключевых проблемах современности и в мире духовных ценностей; учит решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. Различны и взгляды учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях.
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. В то же время и педагогам нужна некая классификация, позволяющая четко обозначить результаты и работать на их достижение.
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к реальной действительности. [2, с. 62].
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Для развития этого вида компетентности на уроках математики применялись следующие приемы.
1. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
2. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные темы учебника и составляют краткий план этой темы. Перед ними стоит задача – выделить что-либо, подвести итог. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
При формировании общекультурной компетенции используем следующие задания: составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов, написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы или на темы, предложенные детьми. При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). При подведении итогов урока акцентируем внимание учеников не только на математических составляющих, но и на общекультурных.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, владением измерительными навыками.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: создается такая ситуация, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Предлагаем мини-исследования на основе изучения геометрического материала (от «простых» фигур до «объёмных»). Например, по развертке сделать модель многогранников.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
Для развития данного вида компетентностей используются следующие приемы.
1. Решение расчетных задач на движение и стоимость. За одну – две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.
2. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике система – это…, в строительстве система – это…, в космонавтике система – это…
3. Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
4. Ученикам предлагаются и задания такого типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.
Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики ученик начинает овладевать информационными технологиями. От урока к уроку повышается уровень «первоисточников», таким образом, ученик готовится к адаптации в информационном пространстве современного мира.
Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому включаем в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Также используем задачи прикладного характера. У учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
Для развития данного вида компетентности предлагаем учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков (в том числе математического), способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.).
Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Развитию способствуют следующие методы и приемы.
1. Использование на уроках математических софизмов.
2. Работа в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе.
3. Сдача различных устных зачетов, проведение уроков-семинаров, уроков-конференций, уроков-диспутов.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой взаимоотношений.
Развитию данной компетенции способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета, в которых задания имеют социально-трудовой характер и ставят ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.
Для формирования данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических задач. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приемам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что они не только составляются и решаются, но и неизбежно проверяются учащимися.
Все эти компетенции можно формировать на уроках математики при решении компетентностно – ориентированных задач. Но в большей степени уроки математики – благодатная почва для формирования учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Компетентностно - ориентированные задания позволяют сформировать умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Такое задание является деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, строится на актуальном материале, требует общих учебных умений.
Компетентностно - ориентированные задачи имеют следующую структуру: стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки и бланк ответа. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует его на выполнение. Задачная формулировка указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит информацию, которая необходима для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Инструментом проверки в математических задачах может быть ключ (если есть выбор ответа или ответ должен быть кратким, однозначным), аналитическая шкала (развёрнутый ответ) или бланк формализованного наблюдения (при групповой работе).
При решении компетентностно - ориентированных задач основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Задачи содержат вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа находит верный; во втором – записывает свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае - записывает свое решение, даёт обоснование, приводит аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащимся необходимо подметить закономерности, сделать некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.
Существует множество приемов реализации образовательных компетенций на различных этапах урока математики. (Приложение 2 )
Можно выделить три уровня формирования математических компетенций (Приложение 3 ).
Средства оценки эффективности проекта:
- Исследование уровня сформированности компетенций учащихся в соответствии с критериями, разработанными Хуторским А.В.
- Анкетирование педагогов.
- Анкетирование учащихся.
- Анкетирование родителей.
Система оценки результатов проекта представлена 3 этапами:
Оценка перед началом проекта – первоначальная оценка состояния в соответствии с критериями, которые будут использоваться в ходе всего проекта (2009 год), (Приложение 5,6).
Мониторинг результатов в ходе реализации проекта – планомерная оценка результатов деятельности в соответствии с критериями (2014 год).
Итоговое оценивание проекта осуществляется теми же методами, что и предыдущие (2015год).
Учебно-методические и материально-технические ресурсы
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете повышения эффективности формирования компетенций, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.
Программное обеспечение для проекта:
используемая рабочая программа по математике (Приложение) разработана мною в полном соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования, учитывает возрастные особенности учащихся, новые вариативные формы организации учебного процесса, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными способностями, опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Материально-технические ресурсы:
- кабинет началь, соответствующий современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям. На базе кабинета создан комплекс, который представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих предметно-развивающую среду. В его состав входят:
- персональный компьютер (монитор, системный блок, звуковые колонки, компьютерная мышь); лазерный принтер; мультимедиапроектор, интерактивная доска, магнито-маркерная доска. Это способствует эффективной организации как фронтальной, так и индивидуальной и групповой работы.
Для каждой параллели (1-4) имеются комплекты дидактических материалов (книги, таблицы, схемы, раздаточный материал); настенные таблицы.
Мебель соответствует ростовым показателям учащихся.
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, здоровьесберегающим и психолого – педагогическим требованиям.
Кадровое обеспечение:
- уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, институт, повышение квалификации: курсы
Мною освоены компьютерные программы, которые используются при подготовке к урокам, создании презентаций.
Партнерами в реализации настоящего проекта являются два учителя начальной школы первой квалификационной категории.
Целевой аудиторией являются учащиеся 3-4 классов МБОУ «Лицей№2»
Сроки реализации проекта – 4 года.
Первый этап (1 год) – поисковый. Этот этап связан с анализом психолого-педагогической литературы, в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы. Выявлялись условия, способствующие повышению эффективности формирования компетенций учащихся на уроках математики. Анализировались образовательные программы, учебники и учебные пособия, изучался практический педагогический опыт. Разрабатывалась экспериментальная программа по теме проекта.
Второй этап (2 года) – опытно-экспериментальный. На этом этапе определялась экспериментальная база исследования; проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме, систематизирован и классифицирован теоретический материал.
Третий этап (1 год) – обобщающий. Этот этап носил научно обобщающий характер. Было завершено экспериментальное исследование. На основе систематизации и интерпретации теоретических и практических результатов делались выводы, корректировались сформулированные ранее положения, оформлялась проектная работа.
Апробация и внедрение результатов проекта осуществлялось в следующих формах: публикаций, экспериментальной работы на базе МБОУ «Лицей №2» Нижневартовска; выступлений на межрегиональных, научно-практических конференциях и семинарах, в МБОУ «Лицей №2, педагогических советах. Были напечатаны статьи.
Результатом работы является разработка методических рекомендаций для студентов и учителей начальной школы по теме педагогического проекта.
Достоверность и обоснованность результатов педагогического проекта обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных; использованием современных концепций; выбором и применением методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; обработкой полученных результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы; личным опытом преподавания в школе.
Ожидаемые результаты:
- будет обеспечена положительная динамика качественных показателей сформированности учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся;
- будут составлены компетентностно – ориентированных задач.
- будут разработаны методические рекомендации по применению компетентностного подхода на уроках математики;
- информация о проекте будет представлена на педагогических советах, заседаниях ГМО, на научно – практических конференциях, в материалах и публикациях печатных изданий.
Анализ результатов реализации настоящего проекта представлен по обозначенным критериям:
- показатели уровня развития компетентностей;
- показатели уровня качества знаний по математике.
Анализ результатов сформированности компетенций у учащихся за 2012 и 2016 годы позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании. Так, показатели слабого и среднего уровней претерпели значительные качественные изменения - снизились с 32% до 8% и с 64% до 40% соответственно. Показатель высокого уровня увеличился с 4% до 52%. Уровень коммуникативной и информационной компетенций также значительно повысился на 40 и 30% соответственно. (Приложение 4. Диаграмма 2)
Сравнительный анализ результатов исследования мотивационной сферы учащихся позволяет отметить, что имеется явно выраженная положительная динамика. Показатель низкого уровня уменьшился с 58% до 15%, показатель среднего и высокого увеличился с 15% до 48% и с 27% до 37% соответственно. (Приложение 4. Диаграмма 1)
При 100% обученности качество знаний в 5 – 9 классах повысилось на 6% и составило 52%. Качество знаний в экспериментальном классе увеличилось с 40% до 64%. (Приложение 4. Диаграмма 3)
Таким образом, удалось добиться положительной динамики в формировании учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся, а также повышения их математической грамотности.
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта:
- рассмотрены основные теоретические понятия по данной теме;
- выявлены основные компетенции, которые можно формировать через решение математической задачи;
- разработаны и внедрены в практику методические рекомендации по использованию компетентностного подхода на уроках математики;
- подобраны и апробированы методы и приёмы формирования компетенций у учащихся, определена их эффективность;
- отмечено повышение внутренней мотивации школьников;
- положительная динамика формирования учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся, повысилась математическая грамотность учащихся.
Таким образом, полученные позитивные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной системы формирования учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций школьников.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: можно успешно формировать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции через включение в содержание урока компетентностно – ориентированных задач.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшей своей работе предполагаю совместно с учителями начальной школы разработать методические рекомендации по составлению компетентностно – ориентированных задач, и разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного на формирование компетенций, что позволит совершенствовать методы и приемы преподавания математики.
Литература:
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос".
- Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2007. – № 1. – С. 16-20.
- Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2007. – № 5. – С. 3.
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования – Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М., 2002. - с. 7 – 54
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е Лебедев // Школьные технологии №5, 2004 год, с.3
- Равен, Дж. Компетентность с современном обществе. [Текст]/ Дж. Равен -М.: Когито-центр, 2002
Приложение7
Компетентностно - ориентированные задачи на уроках изучения нового материала
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.
Примеры компетентностно – ориентированных задач, направленные на формирование информационной компетенции:
Вы с родителями отправились в путешествие на автомобиле.
- Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автомобилем от г. Нижневартовска до г. Ижевска. Рассчитайте количество бензина, которое будет затрачено на дорогу, если известно, что на 100 км. требуется 8 литров. Ответ:
- 1 литр бензина в 2009 г. стоил 20 рубля. В 2010 г. он подорожал на 15%. Вычислите стоимость бензина в 2010 году. Ответ:
- Вычислить сумму денег, затраченную семьёй из трёх человек на проезд туда и обратно в плацкартном вагоне (стоимость билета и питания в дороге смотри в таблице). Ответ:
- Вычисли количество денег, затраченное на бензин туда и обратно, если известно, что 1л. бензина стоит 23 рубля и израсходовано 168 литров. Ответ:
- Рассчитайте количество денег, затраченное на проживание семьи из трёх человек за 15 дней (стоимость проживания в гостинице и питания прилагаются). Ответ:
- Вычислить сумму денег, затраченную на приобретение воды в дороге, если известно, что в г. Нижневартовске она стоила 27 рублей, а на каждой следующей остановке, где покупали, стоимость уменьшалась на 1,3 рубля (покупали воду 5 раз). Ответ:
- Какое путешествие выгоднее: на автомобиле или на поезде и на сколько? Ответ:
Ценностно-смысловая компетенция
В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна – это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Вот некоторые из них.
- Сколько будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет 2м в высоту и 2м в ширину, стоимость одной планки размером на 1м составляет 80 рублей, работа по сбору изделия стоит 200 рублей
- Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 17см, шириной 13 см и высотой 5см?
- Сколько листов железа необходимо купить для крыши длиной 40см, шириной 25 см ?
- Сколько погонных метров линолеума шириной 2,5 необходимо купить для покрытия пола длиной 7м и шириной 5м
- Школа отправляет учащихся на экскурсии: 424 человека выезжают в музей и 477 человек в драматический театр. Сколько мест должно быть в автобусах, чтобы каждый человек имел свое место и все места были заняты. Сколько таких автобусов необходимо заказать.
- Скороспелый сорт комнатных помидор дает первые спелые плоды на 96 день после посева. Когда необходимо посеять помидора чтобы первые плоды созрели к 31 декабря?
Задачи из практики работы в саду, огороде, поле.
- У помидор «Грунтовые грибовские» первые плоды созревают на 110 после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?
- Миша за 3 часа может вскопать огорода, а его отец за это же время – огорода. Какую часть огорода могут вскопать Миша с отцом за 1 час совместной работы ?
Учебно-познавательная компетенция
- Задача на нахождение периметра прямоугольника. Например: купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров)?
- Задача на координатной плоскости: соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура.
Коммуникативная компетенция
Что касается применения этого вида компетенции при решении арифметических задач, то в ходе урока, проводя анализ или синтез при разборе задачи, мы будем вызывать детей на диалог с учителем или с соседом по парте. Например: «Экскаватором при подготовке котлована для фундамента высотного здания за 10 дней вынуто 20000 м земли, а при ручной работе трех человек может быть вынуто за 1 день 5 м земли. Сколько надо поставить человек, чтобы они за один день вынули такое количество земли, какое вынимает экскаватор за 1 день?»
Идет анализ данной задачи.
Ответ: Теперь мы можем узнать, сколько человек надо поставить на работу, чтобы они сделали такую же работу, какую выполняет один экскаватор за один день, то есть решить основной вопрос задачи.
Приведем примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.
- В Москве в 2000 году стоимость проезда на автобусе была 4 р., а в Подольске – 3 р. На сколько рублей в 2000 году проезд на автобусе в Москве был дороже, чем в Подольске? На сколько рублей в 2000 году проезд в Подольске был дешевле, чем в Москве?
- В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько рублей новая цена кроссовок выше старой?
Компетенция личного самосовершенствования
Рассмотрим некоторые из задач.
- Известно, что зубы надо чистить два раза в день – утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?
На первый взгляд может показаться, что эту задачу можно отнести к задачам, развивающим общекультурную компетенцию, однако в условии прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за его функционирование. Таким образом, дети усваиваю уже более совершенные знания.
- Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?
Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приемам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что они не только составляются и решаются, но и неизбежно проверяются учащимися.
Например:
- Составить задачу, обратную данной, вводя в ее условие полученный ответ и исключая одно из известных чисел, становящееся искомым. Получение исключенного числа в качестве ответа обратной задачи дает уверенность в правильности решения исходной задачи.
- Проверить соответствие полученного ответа всем условиям задачи.
- Решить предложенную задачу двумя способами. Совпадение ответов, полученных двумя логическими различными путями, и есть подтверждение правильности ответа
Приложение7
Признаки компетентности учащегося
Вид компетенции | Признак того, что учащийся компетентен |
Ценностно-смысловая |
|
Общекультурная |
|
Учебно-познавательная |
|
Информационная |
|
Коммуникативная |
|
Социально-трудовая |
|
Личного самосовершенствования |
|
Приложение 6
Материалы для диагностики уровня сформированности компетенций учащихся.
Тест для проверки уровня сформированности компетенций представлял собой работу из пяти заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Учащимся необходимо было выбрать не только правильный ответ, но и написать ход решения, а также ход своих Тест составлен следующим образом:
- первое задание ориентировано на диагностирование ценностно-смысловой компетенции, детям была предложена стандартная арифметическая текстовая задача, отвечающая требованиям данного вида компетенции;
- второе задание ориентировано на диагностику общекультурной компетенции. Особенностью этого задания явились пропуски в тексте, а именно в единицах измерения величин. Детям предлагалось выбрать не вариант ответа на данную задачу, а вариант единиц измерения величин;
- третье задание теста направлено на изучение уровня развития информационной компетентности. Ученикам необходимо быстро сориентироваться и догадаться, что для решения этой задачи им необходимо применить знания, полученные на уроках географии.
- четвертое задание направлено на диагностику социально трудовой компетенции.
- в пятом задании, требуется не просто решить задачу и оформить решение, но и выполнить самопроверку, записав те вопросы, с помощью которых она проводилась.
Диагностика коммуникативной компетенции проводилась по результатам всего теста, опираясь на признаки компетентности (приложение 7). А правильное оформление теста, грамотная и аккуратная работа с бланком – позволила судить об уровне развития познавательной компетенции.
За каждую правильно решенную задачу учащимся выставляется по одному баллу, если в решении задачи были недочеты или неточности, или задача вовсе не была решена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно решенные задания учащийся мог получить пять баллов.
Тест для оценки уровня развития компетенций учащихся
Задание 1.
Вася учится в 11 классе, а Коля — в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?
ОТВЕТ________________________________________________
Задание 2
Заполните недостающие данные (из предложенных вариантов выберите необходимые) и решите задачу:
Для приготовления напитка смешали персиковый сок с яблочным соком: 5__ персикового сока по 17__ за 1_ и 3 _ яблочного сока. Найдите цену яблочного сока в копейках, если цена получившегося напитка 15 р. 50 коп. за 1 литр
а) литров в) рублей д) сантиметров
б) килограммов г) монет е) километров
ОТВЕТ_____________________________________________________
Задание 3.
Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. Кирова до г. Сочи. Расчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км. требуется 8 литров. (карта прилагается)
ОТВЕТ________________________________________________
Задание 4. Вычислите устно, без записей на листке
Мальчику 10 лет, отец старше его на 25 лет. Бабушка старше отца на столько лет, сколько мальчику и отцу вместе. Сколько лет бабушке.
ОТВЕТ_______________________________________________
Задание 5. Решите задачу. Сделайте проверку решения. Какие вопросы вы задавали чтобы проверить себя?
Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?
ОТВЕТ________________________________________
Приложение 2
Таблица 1
Примеры формирования компетенций на разных этапах урока математики
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Проверка домашнего задания | Цель: активизировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции | Рецензирование ответов из домашнего задания |
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Математический диктант (с ограничением времени) | |
Объяснение нового материала | Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование общекультурной компетенции | Доказательство правил, гипотез, составление математического словаря и т.п. |
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции | Составление плана темы с использованием приобретенной учениками информации | |
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной
| Коллективная экспериментальная работа, исследование | |
Физкульт-минутка (перерыв) | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной | Игры-физкультминутки, написание сказок, фантастических историй |
Закрепление | Цель: отработать полученные знания Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности | Учебная самостоятельная работа |
Цель: закрепить полученные знания, разработать алгоритмы. Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой | Использование различных видов деятельности | |
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач | Решение задач, примеров с комментированием | |
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетенций | Математическая эстафета и др. | |
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на знание темы Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования | Решение задач несколькими способами | |
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенции | Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование общекультурной компетенции | Создание проектов |
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций | Заседание математического кружка | |
Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций | Создание презентации по изучаемой теме, работа в группах |
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социально-трудовой компетенции | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа | |
Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока |
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой и других компетенций, в зависимости от подобранных задач | Разноуровневые задачи: репродуктивные особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. |
Приложение 1.
Таблица 1.
Сравнение традиционного и компетентностного подходов в обучении
Традиционный подход | Компетентностный подход | |
Цели обучения | Ориентация на сохранение экстенсивного пути развития школы (чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности). Цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? | Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний(не отрицает значения знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Цели образования предполагают ответ на вопрос: чему научился ученик за годы обучения в школе? |
Пути формирования ценностных ориентаций | Личностный результат можно достичь за счет приобретения необходимых знаний. | Основной путь - получение опыта самостоятельного решения проблем. |
Ожидаемый результат | Усвоение сведений, понятий, способность решать типовые задачи, умение действовать по алгоритму и т.д. | Умение видеть проблему, анализировать данные и ожидаемый результат, умение создавать модель, необходимую для решения проблемы, анализировать ее – важнейший результат обучения. |
Критерии оценки | Пятибальная шкала оценок. Одну и ту же оценку можно получить, сделав разные ошибки. | Расширяется шкала оценок, оценка сопровождается словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Большое внимание уделяется анализу работ. |
Образовательные программы | Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга. Связи между ними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий. | Программа по отдельным предметам должна рассматриваться как элемент образовательной программы школы. При разработке данных программ нужно их связывать с определенным этапом школьного образования – ступенью, классом. |
Основные характеристики | Обучение, основанное на компетенциях | Традиционное обучение |
Методы обучения | Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ учащимися; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области. | Лекции, демонстрации, объяснение. Преподаватель является транслятором знаний, излагающим информацию, предложенную учебникам; у преподавателя отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. |
Приложение 3
Уровни математической компетентности
Первый уровень (уровень воспроизведения) | Второй уровень (уровень установления связей) | Третий уровень (уровень рассуждений) |
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений | Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. | Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. |
Результаты диагностики в контрольном 3А и экспериментальном 3Б классах (2010 год)
Компетенции | Уровни компетенции | |||||
высокий | средний | слабый | ||||
3А | 3Б | 3А | 3Б | 3А | 3Б | |
Учебно-познавательные компетенции | 12 | 1 | 13 | 16 | 4 | 8 |
Информационные компетенции | 7 | 1 | 15 | 10 | 7 | 14 |
Коммуникативные компетенции | 19 | 2 | 6 | 17 | 4 | 6 |
Приложение 4
Результаты диагностики в контрольном 3А и экспериментальном 3Б классах (2011 год)
Компетенции | Уровни компетенции | |||||
высокий | средний | слабый | ||||
3А | 3Б | 3А | 3Б | 3А | 3Б | |
Учебно-познавательные компетенции | 14 | 13 | 13 | 10 | 2 | 2 |
Информационные компетенции | 9 | 8 | 14 | 16 | 6 | 1 |
Коммуникативные компетенции | 20 | 10 | 7 | 13 | 2 | 2 |
Диагностика уровня формирования учебно-познавательной компетенции в ЭК.
Диаграмма 2
Приложение 5
Критерии оценки сформированности компетентности:
Уровень высокий | Уровень средний | Уровень слабый | |
Учебно-познавательные компетенции | формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. | формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов, анализирует результаты и процесс деятельности. | демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание цели и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата. |
Информационные компетенции | определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, разрешает противоречия, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности. | планирует информационный поиск, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, делает выводы. | осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности, применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, демонстрирует понимание полученной информации, демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу. |
Коммуникативные компетенции | Владеет организаторскими умениями, проявляет свою инициативу, утверждает свою позицию в коллективе, организовывает любую коллективную деятельность, общителен, контактен, умеет вести беседу и презентовать себя | Частично владеет организаторскими умениями, проявляет инициативу, учебную организовывает по просьбе учителя, общителен, контактен, умеет вести беседу, презентовать себя с помощью наводящих вопросов | Отсутствуют организаторские умения, коммуникативные качества, неумение представить себя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему «Формирование информационной компетенции младших школьников»
Этот проект создавался как зачётная работа в СИПКРО...
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
Педагогический проект по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников"
Материал данного педагогического проекта содержит много практического материала по теме: "Формирование информационной компетентности младших школьников". Указаны методы и приёмы формирования информаци...
Материалы по теме "Формирование регулятивных УУД младших школьников на уроках математики и русского языка"
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...
Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...
Педагогический проект на тему :"Формирование читательский компетенции младших школьников".
Цель проекта: Выявление приёмов организации младших школьников , которые способствуют формированию читательский компетенции при чтении художественных произведений Ожидаемый результат: Использова...